Психофизиологические и когнитивные медиаторы эффективности онлайн-поиска учебной информации, осуществляемого с использованием смартфона

35

Аннотация

В современной педагогической практике ведутся активные дискуссии о целесообразности использования смартфона как инструмента учебной деятельности школьников. В экспериментальном исследовании, в котором приняли участие 24 учащихся средней школы, изучались различия процессуальных и результирующих характеристик онлайн-поиска учебной информации, осуществляемого с помощью стационарного компьютера и смартфона. Помимо этого, с помощью окулографического метода, компьютеризированных методик оценки исполнительных функций, а также комплекса психодиагностических методик, позволяющих оценить стилевые особенности познавательной деятельности испытуемых, изучались особенности их психофизиологического и когнитивного потенциала. Показано, что в процессе онлайн-поиска с применением смартфона школьники просматривают больше информации, однако впоследствии воспроизводят материал хуже, чем в ситуации выполнения аналогичного задания при помощи компьютера. Медиаторами эффективности онлайн-поиска учебной информации, осуществляемого с использованием смартфона, являются характеристики психофизиологического потенциала (исполнительные функции, ориентация оптической оси глазного яблока при чтении поисковой задачи, сила нервной системы) и стилевые особенности кодирования информации; иные характеристики когнитивного потенциала (стили обработки информации и характеристики организации метакогнитивного опыта) не продемонстрировали статистически значимого вклада. Результаты обсуждаются в контексте анализа возможностей и ограничений использования смартфона как инструмента онлайн-поиска школьниками дополнительной информации, необходимой для выполнения учебных заданий.

Общая информация

Тип материала: научная статья

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 19-29-14005.

Для цитаты: Психофизиологические и когнитивные медиаторы эффективности онлайн-поиска учебной информации, осуществляемого с использованием смартфона // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2022): сб. статей III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 17—18 ноября 2022 г. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. С. 485–494.

Литература

  1. Безгодова С.А., Микляева А.В. Стратегии онлайн-поиска информации как предмет психологического исследования: теоретическая модель // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2020. № 197. С. 96–112.  DOI: 10.33910/1992-6464-2020-197-96-112  
  2. Bezgodova S., Miklyaeva A., Nikolaeva E. Computer vs Smartphone: How do pupils complete educational tasks that involve searching for information on the internet?
    // CEUR Workshop Proceedings.  NESinMIS 2020 – Proceedings of the 15th International Conference "New Educational Strategies in Modern Information Space". 2020. Р. 52–62.
  3. Miklyaeva A.V., Bezgodova S.A. Educational Online Activity in Adolescents with Various Academic Achievements // ARPHA Proceedings. 2020. Vol. 3. P. 1629–1638. DOI:10.3897/AP.2.E1629
  4. Monchaux, S., Amadieu F., Chevalier A., Marine С. Query strategies during information searching: Effects of prior domain knowledge and complexity of the information problems to be solved // Information Processing and Management. 2015. Vol. 51. P. 557–569. DOI:10.1016/j.ipm.2015.05.004
  5. Sharit J., Taya J., Berkowsky R., Czaja S. Online information search performance and search strategies in a health problem-solving scenario // Journal of cognitive engineering and decision making. 2015. Vol. 9. No. 3. P. 211–228. DOI:10.1177/1555343415583747
  6. Singer G., Norbisrath U., Lewandowski D. Ordinary search engine users carrying out complex search tasks // Journal of Information Science. 2013. Vol. 39. P. 346–358. DOI:10.1177/0165551512466974
  7. Tsai M.-J., Tsai C.-C. Information searching strategies in web-based science learning: The role of Internet self-efficacy // Innovations in Education and Teaching International. 2003. Vol. 40. P. 43–50. DOI: 10.1080/13 55800032000038822
  8. Wildemuth B.M., Freund L., Toms E. Untangling search task complexity and difficulty in the context of interactive information retrieval studies // Journal of Documentation. 2014. Vol. 70. P. 1118–1140. DOI:10.1108/JD-03-2014-0056

Метрики

Просмотров

Всего: 64
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 35
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2