Проблема буллинга в школе на основе анализа постов на ресурсе Пикабу
Аннотация
В данной статье представлен результат анализа проблемы буллинга в школе через анализ постов на ресурсе Пикабу. Был проведен анализ 100 постов на Пикабу, связанных с темой буллинга в школе. В результате выявлено, 98% постов описывают ситуацию со стороны жертв буллинга, 2% постов принадлежит буллерам. Буллингу подвергаются мальчики в 52% постов, девочки – в 48%. Наиболее подвержены буллингу дети с 5 по 9 класс. Самый распространенный вид буллинга – вербальный. Этому виду буллинга посвящено 67% постов. Мальчики и девочки подвержены вербальному буллингу в равной степени: в 52% постов вербальному буллингу подвергались девочки, мальчики в 48%. Психологическому буллингу в 68% постов подвергались девочки, экономическому буллингу в 68% случаев подвергались мальчики. Почти всегда ученик подвержен нескольким видам травли одновременно. В 24% постов агрессором является учитель. В остальных постах в роли агрессора выступали ученики. Ровесники и одноклассники являлись агрессорами в 57% постов, старшие ученики в 16% постов. В 57% постов ученика травят за внешний вид. Основные последствия для детей, которые стали жертвой буллинга в школе: в 80% постов – депрессия, психологическая травма, снижение самооценки, в 80% постов нежелание идти в школу или полное прекращение учебы, в 36% постов – мысли и попытки суицида, суицид. Последствия травли возникают в совокупности друг с другом, а не каждый по отдельности. В 54% постов родители предприняли меры после выявления проблемы травли. Из них в 69% постов родители пошли на беседу с классным руководителем и написали заявление на имя директора, а в 19% сразу заявление в полицию. 22% родителей переводили ребенка в другую школу. 20% отдавали ребенка в спортивную секцию.
Общая информация
Ключевые слова: буллинг, школьный буллинг, кибербуллинг, травля, школьная травля, жертва, Пикабу
Рубрика издания: Новые возможности, особенности и риски общения в сети Интернет
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Афанасьев Д.А. Проблема буллинга в школе на основе анализа постов на ресурсе Пикабу // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2023): сб. статей IV Международной научно-практической конференции. 16–17 ноября 2023 г. | Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2023): Сollection of Articles of the IV International Scientific and Practical Conference. November 16–17, 2023. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. – Москва : ФГБОУ ВО МГППУ, 2023. С. 441–451.
Полный текст
Введение
В современной образовательной системе существует множество проблем, требующих повышенного внимания. Однако сложно не согласится с тем, что буллинг или травля – одно из наиболее острых [6;8]. Травля развивается почти в любом закрытом сообществе – будь то армейское подразделение или элитный колледж, – и то, что дети регулярно сталкиваются с травлей в школе, лишь пример распространенности явления. Много лет работая над этой темой, в 1993 г. норвежский психолог Д. Ольвеус опубликовал ставшее общепринятым определение травли в среде детей и подростков: буллинг (травля) – это преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы [1]. Это агрессивное, повторяющееся, преднамеренное поведение.
Школьное насилие – это эмоциональное и физическое насилие, которое проявляется между детьми или учителями по отношению к ученикам и крайне редко учениками по отношению к учителю [7]. Как правило, такое насилие направленно на отдельную личность, которая слабее или как-то отличается от других, а также на целые группы людей. [4].
Проблема буллинга в школе актуальна. Исследования показывают, что жертвами буллинга в течении года становятся 15% школьников [3]. А свидетелями буллинга становится треть школьников в течении одного месяца [5]. Никакого закона относительно буллинга в России нет. Правительство только планируется внести на рассмотрение законопроект, который предусматривает профилактику травли в школах.
Существует множество статей, посвященных буллингу, однако ни психологическое моделирование, ни даже опросы не позволяют создать полной картины ситуации, поэтому в данном исследовании использованы нетнографические методы [2], позволяющие увидеть картину глазами участников, прежде всего жертв буллинга, анализируя их описания ситуации.
Всего на ресурсе Пикабу было проанализировано 100 постов под тегом травля, травля в школе, буллинг. Все посты написаны взрослыми людьми, которые в школьные годы подверглись буллингу в школе или сами были буллерами, реже являются родственниками подвергшимся буллингу, или другими способами стали свидетелями данного явления.
Были получены следующие результаты. В 6% постов объектом буллинга становились учителя. Автор с ником annoyed.teacher в посте «Буллинг в отношении учителей» пишет «Некоторые реальные примеры буллинга, с которым сталкивалась я или мои коллеги: 1. Ученики позвонили учителю с незнакомого номера в ночное время и обматерили. 2. Прятали вещи учителя в кабинете. 3. Посылали учителя матом или использовали грубые выражения». В посте «Наш ужасный класс» описано, как травили учителя в их классе: «В третьем классе классную руководительницу сменили, но травить дети стали нового учителя – могли спокойно ткнуть карандашом в попу, похихикать или оскорбить». 92% постов описывают ситуацию со стороны жертв буллинга, 2% постов принадлежит буллерам. В 52% постов буллингу подвергались мальчики, девочки в 48% постов. При этом 9% постов посвящены травле в начальной школе (1-4 класс), в средней школе (5-9 класс) – 44 %, в старшей школе – 29%.
Физическому буллингу (пинки, толчки, удары, побои) посвящены 30% постов, в качестве примера можно привести такой отрывок: «У меня в четвертом классе в школе был персонаж, Виталик, который надо мной издевался. Щелбаны, подзатыльники, поджопники, подножки и все это на глазах у всего класса».
Вербальному буллингу (оскорбления, угрозы, унижение в присутствии других, комментарии о внешнем виде ученика, клички) посвящены 67% постов. «Меня зовут Антон. Со второго класса меня дразнили за мое имя. Думаю, не нужно вам говорить, как меня обзывали, какую придумали рифму к моему имени? Я ненавидел свое имя и не могу терпеть его до сих пор. Надо мной смеялся весь класс». В 52% постов вербальному буллингу подвергались девочки, мальчики в 48% постов.
Психологическому (распространение слухов и сплетен, бойкот, игнорирование) виду буллинга посвящены 29% постов. «Я столкнулась со слухами и игнором. Мои так называемые подружки распустили слух, что я что-то там сказала про нашу одноклассницу. И мне объявили бойкот. Меня игнорировали, со мной не разговаривали месяца три». В 68% постов психологическому буллингу подвергались девочки, в 32% постов – мальчики.
Экономическому (порча одежды, личных вещей, учебников, вымогательство денег) виду буллинга посвящено 39% постов. Автор поста «О травле в школе» пишет «У меня отнимали вещи, порезали две куртки, вываливали в портфель содержимое мусорного ведра». Из них в 68% постов экономическому буллингу подвергались мальчики, в 32% постов – девочки.
16% детей подвергались кибербуллингу (травля через социальные сети, выкладывание провокационных роликов в интернет ресурсах). В посте «Травля школьника в Дудинке 18+» представлена комбинация физического и кибербуллинга «Страшная ситуация обнаружилась в Дудинке. Школьники систематически истязали ровесника: избивали, плевали ему в рот…Все это они снимали на видео. История вскрылась, когда кто-то слил видео в Сеть: оно начало гулять по местным чатам с именами маленьких садистов». В 60% постов девочки подвергались кибербуллингу, в 40% – мальчики.
Почти всегда ученик подвержен нескольким видам травли одновременно. Мальчики чаще подвергаются физическому, экономическому, вербальному буллингу, девочки же чаще подвергаются буллингу в виде сплетен, бойкотов, слухов.
24% постов посвящены травле со стороны учителей. В большинстве из них, практически в 40%, учитель попрекал ребенка материальным положением в семье. В посте «Затравили школьника из-за отказа оплачивать нужды класса» автор пишет – «У моей семьи не было денег. Нам иногда даже продукты купить было не на что. Я был единственным в классе, кто не сдал деньги на новые окна. И классная при каждом удобном случае стала меня травить – мол, из-за того, что я не сдал на окна, в классе поменяли только 2 окна», в 20% постов попрекал ребенка социальным положением семьи. В посте «Как я с этим справилась. Буллинг и его последствия» автор пишет – «Моя классуха считала нормальным сказать, что я дочь алкашей, нищая, и что если бы я сдала бутылки, то смогла бы купить себе новую одежду, а не ходить в рванье. Как вам такое?» Остальные 40% постов – умственные способности ребенка, физические воздействия на учеников – подзатыльники, удары указкой, линейкой: Пятый класс, математика, старая училка ходит между рядов с указкой и бьет ею тех, кто по ее очень важному мнению провинился, по рукам, по спине, жаловаться бесполезно, директор говорит, что мы дебилы и нас еще хуже надо бить».
В остальных постах в роли агрессора выступали сами ученики. Мальчики больше девочек склонны участвовать в травле. Ровесники и одноклассники являлись агрессорами в 57% постов, старшие ученики в 16% постов.
Среди причин, по которым ребенок может стать объектом буллинга можно выделить несколько основных:
Внешний вид – основная причина травли. В 57% постов ученика травят за внешний вид. Сюда относятся следующие недостатки – вес (большой или маленький), одежда, физические особенности (очки, брекеты), особенности внешности (рыжий цвет волос, веснушки). Каждый из этих недостатков может являться как сам по себе причиной травли, так и в совокупности. Автор поста «Буллинг в школе» пишет – «Однажды ночью я услышала, как моя племянница плачет… Оказалось вот что, ее обижали за внешность и вес (она была среднего телосложения) и никто не дружил с ней, и она всегда и везде была одна.» Другой автор вспоминает – «будучи взрослой, я понимаю, почему я была белой вороной. Я была полноватой, в очках, неопрятной девочкой, да еще и забавила многих своей манерой громко кричать и привлекать к себе внимание. Я не умела по-другому – и я стала жертвой буллинга».
Материальное и социальное положение семьи: «Мы жили бедно, семья была неполная. Мама тянула нас одна. И меня за это травили. Травили за то, что нет денег на новую одежду, что живем бедно»
Успеваемость – отличники или двоечники. Ученики, которых часто хвалят вызывают зависть у других детей, что становится поводом для агрессии. Автор поста «Депрессия и боль» пишет: «Я в 12 лет устал от жизни, мне просто не нравилась школа. Меня в школе не уважали, потому что я не играл в игры, а только читал книги. Надо мной смеялись, обзывали ботаном. Несколько раз специально портили тетради, прятали рюкзак».
Творческие дети, дети с нестандартным мышлением, имеющие собственный взгляд на вещи. В посте «Не такая, как все» автор пишет, как она увлеклась готами, носила черную одежду и красилась соответствующе, за что стала объектом травли. Учителя насильно смывали косметику, а одноклассники называли «чучелом». Другой автор в своем посте рассказывает – «Я никогда не был «стадом», всегда имел свой взгляд на вещи и свое мнение, высказывал и доказывал его. Но не всем это нравилось. Надо мной смеялись учителя и одноклассники, мне снижали оценки, за то, что я «типа самый умный»
Почти в половине постов – 48% дети рассказывают о проблемах травли в школе своим мамам, папам, в 10% постов – учителям, в 35% постов – никому не рассказали, когда с ними это произошло. Причем дети в начальной школе делятся проблемой с родителями гораздо чаще, чем дети средней и старшей школы.
В результате буллинга все подвержены негативному воздействию. Поскольку постов агрессоров в анализируемом материале очень мало, оценить объективно последствия их действий для них самих корректно невозможно. Автор, пожелавший остаться неизвестным, в посте «Буллинг, только в роли задиры я сам» пишет, как задирал одноклассников с 5 по 9 класс. В конце поста он пишет, что не жалеет о том, что делал в школе. «Не горжусь этим, но и не стыжусь – это моя жизнь и моя история, что было, то было. Жалко ли мне сейчас его? Нет, мне пофиг». Автор в посте «Плевок» так же не сожалеет о буллинге. Он пишет про человека, которого буллил «А вчера я узнал, что он умер. Да и ### с ним, мир стал чище».
Последствия для детей, которые стали жертвой буллинга в школе могут быть самыми тяжелыми. Из них можно выделить основные:
- мысли и попытки суицида, суицид. Такие последствия травли возникали у 36% жертв буллинга. «Помню пару раз брал с собой большие кухонные ножи, с определенной целью – убить их, пару учителей по факту, участвовавших в третировании и прикрывавших задир, а потом себя. Был готов, даже записка была. Потому что не мог выносить уже издевательств от избиений до переломов, до «головой в унитаз».
- депрессия, психологическая травма, снижение самооценки. Такие последствия травли возникали у 80% жертв буллинга. В посте «Как я стал изгоем» автор пишет про последствия травли в школе. «Результатом травли, с которым я до сих пор не могу справиться стала низкая самооценка. У меня трудности с отношениями, я боюсь заводить новые знакомства. Когда меня хвалят – мне трудно в это поверить, ведь всю школу я был тупым. И это я считаю еще легко отделался».
- нежелание идти в школу или полное прекращение учебы. в посте «Школа и жизнь» описан такой результат: «А выход был прост- я перестал ходить в школу. За учебный год я посещал школу максимум три месяца». С большей или меньшей протяженностью, но такие последствия травли возникали так же у 80 % жертв.
Тут так же стоит отметить, что последствия травли возникают в совокупности друг с другом, а не каждый по отдельности.
34% авторов постов желают смерти своим обидчикам. «Да, я мечтал убить одноклассников. И тех, кто травили, и тех, кто подхихикивал им. Мой бывший лучший друг – чтоб ты сдох, сволочь». 23% авторов узнав, что их обидчики сидят в тюрьме или умерли рады этому факту, считают это заслуженным – «Как же я радовался, когда узнал, что никто из тех, кто травил меня в школе ничего не добился в этой жизни – кто-то сдох, кто-то сидит в тюрьме, кто-то спился».
В 54% постов родители предприняли меры после выявления проблемы травли ребенка, в 14% постов родители не увидели никакой проблемы и предлагают ребенку не жаловаться, решить свои проблемы самому. В ответе на пост «Невыдуманная история буллинга (к сожалению)» автор пишет «Мама не была на моей стороне, считала, что все это детские разборки». Другой автор в посте «Жертва буллинга» также описывает отрицание родителями проблемы: «Родители не реагировали на то, что происходит. На мою просьбу помочь отвечали в духе: «Мы тоже дрались в детстве, ничего такого в этом нет». Те родители, которые приходят на помощь своим детям, в 69% случаев первым делом идут на беседу с классным руководителем и пишут заявление на имя директора, а в 19% сразу пишут заявление в полицию. В ответе на пост «Нужен совет. Травля ребенка» приводятся примеры из собственной практики: «Были в подобной ситуации пару лет назад. Действия – сразу заявление в полицию (ПНД), и только потом в школу на имя директора. Школа замнет, толку не будет. Разговоры ни к чему не приведут. Утихнет только на время». На Пикабу даже есть пост – инструкция, в которой описывается порядок действий для родителей учеников, подвергшихся травле. 22% родителей переводили ребенка в другую школу. 20% отдавали ребенка в спортивную секцию – бокс или борьба, чтобы ребенок стал сильнее физически и смог дать отпор. В посте «Ответ на пост «Нужен совет. Травля ребенка» автор пишет – «Мне было 13 лет, и я «отдался» в самбо, именно по причине того, что школа была жуткий ##### и жизни не было вообще. К 16 годам я имел «вес на районе».
Проведенный анализ постов на Пикабу показывает, что проблема буллинга в школе является распространенной. Многие пользователи делятся своими историями о том, как они стали жертвами буллинга в школе и как это повлияло на их жизнь. Многие пользователи выражают поддержку жертвам буллинга и обсуждают способы предотвращения этой проблемы. Буллингу подвергаются – ученики (92%) и учителя (6%). Буллингу подвергаются мальчики (52%) и девочки (48%) практически в равной степени. Наиболее подвержены буллингу дети с 5 по 9 класс. Самый распространенный вид буллинга – вербальный (67%). Мальчики и девочки подвержены вербальному буллингу практически в равной степени: в 52% постов вербальному буллингу подвергались девочки, мальчики в 48%. Психологическому буллингу в большей мере подвержены девочки (68%), экономическому – мальчики (67,6%) Почти всегда ученик подвержен нескольким видам травли одновременно. В роли агрессора в 76% постов выступали ученики. Ровесники и одноклассники являлись агрессорами в 57% постов, старшие ученики в 16% постов. В 57% постов ученика травят за внешний вид. Основные последствия для детей, которые стали жертвой буллинга в школе: в 80% постов – депрессия, психологическая травма, снижение самооценки, в 80% постов нежелание идти в школу или полное прекращение учебы, в 36% постов – мысли и попытки суицида, суицид. Последствия травли возникают в совокупности друг с другом, а не каждый по отдельности. В 54% постов родители предприняли меры после выявления проблемы травли, в 14% постов не увидели проблемы. Чаще всего родители сначала идут на беседу с классным руководителем (69%), в 19% пишут заявление в полицию, 22% родителей переводили ребенка в другую школу, 20% отдавали ребенка в спортивную секцию – бокс или борьба. Важно обращать внимание на подобные ситуации и принимать меры для их предотвращения, реагировать на случаи буллинга родителям и другим взрослым.
Литература
- Бочавер А.А., Хломов К.Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2013. Т. 10. № 3. С. 149–159.
- Быльева Д. С. Исследование жизни человека в сети: нетнография, виртуальная этнография и другие методы: материалы I Междунар. науч.-практ. конф. Иркутск, 21 сент. 2020 г. / ФГБОУ ВО «ИГУ»; под общ. ред. О. А. Полюшкевич, Г. В. Дружинина. – Иркутск: Изд-во ИГУ, 2020. С. 135–140.
- Иванюшина В. А., Ходоренко Д. К., Александров Д. А. Распространенность буллинга: возрастные и гендерные различия, значимость размера и типа школы // Вопросы образования. 2021. №4. C. 220–242.
- Мосина О. А., Устенко В. С. Проблема буллинга в образовательной среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 29. С. 144–148. URL: http://e-koncept.ru/2016/56567.htm.
- Назаров В. Л., Авербух Н. В., Буйначева А. В. Буллинг и кибербуллинг в современной школе // Образование и наука. 2022. №2. C. 169–205
- Перевезенцева Е.Д., Корсакова В.К., Бачинский А.Г., Новиков В.А. Современные проблемы образования // Форум молодых ученых. 2018. №3 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-problemy-obrazovaniya-1 (дата обращения: 24.05.2023).
- Попова Е. И., Пчелинцева И. В. Специфика жестокого обращения с детьми в школьной среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. № 6 (июнь). С. 106–110. URL: http://e-koncept.ru/2014/14158.htm.
- Lobatyuk, V., Nam, T. Everyday Problems of International Students in the Russian Language Environment // Technology and Language. 2022. № 3(3). P. 38-57. https://doi.org/10.48417/technolang.2022.03.04
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 193
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 26
Скачиваний
Всего: 46
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 5