Представления студентов об особенностях общения в сети Интернет

30

Аннотация

Статья посвящена специфике представлений студентов об особенностях общения в сети Интернет. Материалом для анализа послужили данные исследования, которое проводилось в мае-июне 2023 года в УО «БИП-Университет права и социально-информационных технологий» (город Минск, Республика Беларусь). Студентам трех специальностей предлагалось в виде свободных описаний представить свой взгляд на особенности и риски общения в сети Интернет. Обработка результатов включала процедуру группировки (категориальный анализ) полученных ответов (дескрипторов) с целью их дальнейшего количественного и качественного анализа и визуализации. В публикации также проводится анализ подходов к понятиям «общение», «интернет-общение», «интернет-коммуникация».

Общая информация

Ключевые слова: возможности и риски интернет-коммуникации, интернет, Интернет-общение, обобщение, интернет-коммуникация, представления

Рубрика издания: Новые возможности, особенности и риски общения в сети Интернет

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Азарёнок Н.В. Представления студентов об особенностях общения в сети Интернет // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2023): сб. статей IV Международной научно-практической конференции. 16–17 ноября 2023 г. | Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2023): Сollection of Articles of the IV International Scientific and Practical Conference. November 16–17, 2023. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. – Москва : ФГБОУ ВО МГППУ, 2023. С. 431–440.

Полный текст

Введение

Исследования категории общения до сих пор остаются актуальными и востребованными в современной науке. Общение способствует развитию науки, образования, культуры. Процесс общения занимает исключительно важное место в жизни и деятельности каждого человека, играет значимую роль в современном обществе. Еще А.А. Леонтьев акцентировал внимание, что вне общения невозможна человеческая деятельность [9]. Б.Ф. Ломов, И.А. Зимняя рассматривали категорию общения как форму взаимодействия людей [6]. Согласно А.А. Бодалеву, общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера) [10].

XXI век вносит корректировки в выборе средств передачи и получения информации, на первое место выходит Интернет. Т.Ю. Виноградова заявляет, что Интернет сегодня – это самый колоссальный источник информации, который знало человечество, но его возможности, такие, как оперативность, быстрота и доступность связи между пользователями на дальних и близких расстояниях, позволяют использовать Интернет не только как инструмент для познания, но и как инструмент для общения [3], который может способствовать изменению качества жизни людей [11]. Из отчета «GLOBAL DIGITAL 2023» следует, что на данный момент жизнь общества без интернет-общения невозможно представить, ведь согласно статистике 2023 года количество интернет-аудитории составляет 4,95 миллиардов людей. На сегодняшний день интернет-коммуникациями пользуются 62,5% жителей мира [8]. Интернет-технология делает коммуникацию трансграничной. Общение перестает быть привязанным к местоположению [2].

Современные технические возможности позволяют организовать доступ к Интернету с разных носителей: компьютеры, мобильные телефоны, планшеты и даже умные-часы, что расширяет возможности мобильного обмена информацией, глобальности этого процесса, увеличивает круг пользователей. В связи с этим возрастает интерес к исследованиям особенностей общения в сети Интернет. Как описывает Е.А. Бирюкова, «одним из последствий развития Интернета стало возникновение виртуального общения, члены которого обладают чувством коллективной идентичности, основанной на использовании особого жаргона, коммуникативных норм, разделении общих ценностей и идеалов; имеют собственные интересы, связанные с использованием Интернета; готовы отстаивать эти интересы» [2, с.78].

Согласно определению Э.Г. Азимова, А.Н. Щукина, интернет-общение представляет собой особый вид общения, который строится на основе определенных компьютерных технологий (электронная почта, форумы, блоги, чаты). Интернет-общение совмещает особенности устной и письменной форм коммуникации [1].

А.Л. Холод называя такой вид общения «компьютерной коммуникацией», утверждает, что он «обладает рядом характеристик, присущих и другим видам коммуникации. С точки зрения масштабности компьютерная коммуникация имеет черты массовой (общение со всем миром), внутриличностной (общение между пользователем и компьютером) и групповой коммуникации. Учитывая временной фактор, т.е. длительность коммуникативного процесса, компьютерное общение может быть как кратким (получение электронной почты), так и неограниченным во времени (участие в интернетконференциях). По форме компьютерная коммуникация делится на устную (при наличии голосового модема) и письменную (текстовая и графическая). По способу контакта интернет-общение представляет опосредованную коммуникацию, так как осуществляется с помощью технического средства. По каналу передачи и восприятия информации компьютерная коммуникация делится на актуальную (общение с реальными людьми) и виртуальную (общение с неизвестными, воображаемыми собеседниками)» [12, с.298].

Анализ исследований позволяет констатировать, что большая часть авторов не разводит понятия «интернет-общение», «интернет-коммуникация», «виртуальное общение», а используют их как синонимичные. На наш взгляд, придерживаясь концепции А.А. Бодалева, интернет-общение включает в себя интернет-коммуникацию как процесс обмена информацией между пользователями интернетом и является более общим. Однако, большинство авторов придерживаются иного взгляда, в рамках которого именно интернет-общение включает конкретный обмен сообщениями между пользователями в интернете, тогда как интернет-коммуникация представляет собой более широкий спектр коммуникационных процессов и взаимодействий, таких как общение в социальных сетях, онлайн-конференции, видеоконференции, вебинары и т.д. Например, Т.Н. Колокольцева, интернет-коммуникацию определяет как полифункциональное общение в электронной среде, для которого характерны дистантность, опосредованность, мультимедийность (и как следствие – поликодовость сообщений), гипертекстуальность, разнообразие дискурсивных и жанровых воплощений, а также возможность широкого варьирования по параметрам персональность/институциональность [7]. Е.А. Бирюкова придерживается мнения, что «Общение с использованием Интернет-технологий получило название Интернет-коммуникации. Интернет-коммуникации – это такие методы общения, при которых передача информации происходит по каналам Интернета с использованием стандартных протоколов обмена и представления информации» [2, с.79].

Если сравнивать категории «интернет-общение» и «виртуальное общение», то интернет-общение, в свою очередь, является частью виртуального общения, но не его единственной формой. Интернет-общение представляет собой обмен сообщениями между пользователями с помощью интернет-технологий, таких как электронная почта, мгновенные сообщения, чаты и т.д. Виртуальное общение включает не только обмен сообщениями в интернете, но и другие формы общения в виртуальном пространстве, например, такие как онлайн-игры, социальные сети, форумы и т.д. Виртуальное общение может быть как текстовым, так и голосовым или видео-общением.

Изучение работ по проблеме наталкивает на мысль, что основной акцент исследователи делают на лингвистические особенности общения в сети Интернет, при этом подчеркивается, что текстовое общение в сети Интернет выделяют в отдельный дискурс, так называемый интернет-дискурс, или компьютерный дискурс, которому свойственен свой набор особенностей (упрощенность, разговорность, различные формы выражения, разнообразие жанровых воплощений, размытые рамки дозволенного и недозволенного, аббревация) [4].

Рассматриваются также возможности способов передачи сообщения. К примеру, Л.В. Дудникова , М.С. Медведева отмечают, что «Интернет-коммуникация имеет различные средства выражения. Основными являются текст, графика, звук. Таким образом, реципиент имеет возможность воспринимать сообщение на слуховом, зрительном и когнитивном уровнях. Ценность подобного разнообразия способов передачи сообщения неоднозначна: с одной стороны, данные способы помогают пользователям Интернета в процессе интернет-коммуникации компенсировать нехватку живого общения и всех сопутствующих ему факторов насыщая свои сообщения графическими и аудиофайлами, чтобы сделать его более эмоциональным и убедительным; с другой стороны, подобная активность и настойчивость в использовании этого разнообразия засоряет и без того достаточно сложное (нежели живое) для восприятия интернет-общение» [5, с.203].

Методы

Целью нашего исследования, которое проводилось в мае-июне 2023 года в УО «БИП-Университет права и социально-информационных технологий», было изучить методом свободных описаний представления студентов об особенностях общения в сети Интенет. В качестве респондентов выступили 48 человек (28 девушек и 20 юношей) специальностей «Электронный маркетинг» (6 человек), «Экономическое право» (28 человек), магистратуры по специальности «Юриспруденция» (14 человек) в возрасте от 17 до 35 лет.

Процедура исследования состояла в следующем: в анонимной виде (указывался только пол и возраст) на чистом листе бумаге студентам предлагалось в свободной форме описать «Особенности, возможности и риски общения в сети Интернет». При этом респондентам давалась единственная установка: «предложить около трех особенностей», других ограничений не было, все проводилось добровольно и в свободной форме. Студенты излагали свои мысли в порядке их возникновения, не заботясь об их последовательности, грамматике и логике, без ограничений по времени. На наш взгляд, достоинствами метода свободного описания являются богатство оттенков описания, отсутствие ограничений для испытуемого, который может использовать удобную для него лексику, выражая полноту представлений.

Обработка результатов проведенного опроса включала процедуру группировки ответов (дескрипторов) в определенные категории (категориальный анализ), имеющие схожее значение входящих описаний. Полученным категориям в последующем были присвоены условные наименования, отражающие смысл входящих дескрипторов. Стоит отметить, что поскольку студентам не давалось пояснение отличий между понятиями интернет-коммуникация и интернет-общение, то в данном исследовании указанные феномены рассматривались как синонимичные.

Результаты

В результате опроса и его обработки методом контент-анализа были получены 135 дескрипторов представлений об особенностях общения в интернете. Из этих описаний были сформированы 6 категорий, представленных в виде диаграммы (рисунок 1).

Рис. 1. Категориально-процентная диаграмма представлений студентов об особенностях общения в сети Интернет.

Самой значимой категорией исследуемых представлений является «Комфортность» (34%), включающая дескрипторы, подчеркивающие удобство, простоту, комфорт, практичность и легкость такого общения.

Достаточно значимой категорией, которую назвали 22 % опрошенных, является «Мобильность», представленная такими высказываниями как «быстро, доступно в любом месте, в любое время, мобильно, скорость, не нужно долго ждать» и др.

Весомый вклад в представления об особенностях такого общения вносит категория «Анонимность» (17%), в основном и представленная этим дескриптором. Сюда же вошли высказывания «есть возможность скрыть себя, выдать за другого, выполнять несвойственную роль, вести себя так, как тебе хочется».

Как показало исследование, представления об особенностях общения в сети Интернет также включают «Стерильность восприятия» (10,5 %), подразумевающую то, что нет возможности прочитать эмоции собеседника, отсутствует физическое взаимодействие и другие схожие высказывания, и «Добровольность» (10,5%), состоящую из описаний, ориентированных на то, что «можно регулировать время начало и окончания общения, заблокировать нежелательные контакты, в таком общении ты свободен и вступаешь по своему желанию, добровольно» и другие с указанным смыслом.

Достаточно небольшой процент опрошенных (6%) обратили внимание, что общение, опосредованное интернетом, предоставляет больше возможностей для собственного продвижения и рекламы, представления себя в более выгодном свете. Этой категории и было присвоено наименование «Реклама». Статистический анализ данных позволил сделать вывод, что с увеличением возраста респонденты чаще общение в интернете рассматривают как инструмент саморекламы (r=0,34, при р=0,02). Следовательно, можно сделать вывод, что чем старше становится человек, чем больше он ориентирован использовать общение в интернете не только как способ передать/получить информацию, но и как возможность заявить о себе, обратить на себя внимание. На статистически значимом уровне это же косвенно подтверждается наличием различий в присутствии описаний из категории «Реклама» в зависимости от специальности. Оказалось, что чаще ее используют обучающиеся в магистратуре – респонденты более старшего возраста (использовался однофакторный дисперсионный анализ для несвязных выборок, где F=4,26 при р=0,02).

Интересными являются отдельные рассуждения участников опроса, которые мы не включили в категориальный состав, но считаем необходимым описать здесь, так как они показывают определенный ход мыслей респондентов. Например, «видно, прочитали ли ваше сообщение», «есть возможность донести свою точку зрения», «такое общение – инструмент влияния на умы», «это то, что отвлекает от чтения». Такие высказывания единичны, они не входят в общие представления, а скорее отражают личностное восприятие.

Следует отметить, что в зависимости от специальности имеются статистически значимые различия (использовался однофакторный дисперсионный анализ для несвязных выборок, где F=2,45 при р=0,02) в описании представлений об особенностях общения в сети Интернет. Как видно из рисунка 2, чаще всего категорию «Анонимность» называли студенты специальности «Экономическое право», реже всего она встречается у обучающихся в магистратуре на специальности «Юриспруденция». Возможно, для будущих юристов, более молодых по возрасту, вопрос анонимности в сети значимее, чем для тех, кто обучается в магистратуре, имеет практический профессиональный опыт, способствующий осознанной организации своей безопасности.

Изображение выглядит как текст, диаграмма, линия, График

Автоматически созданное описание

Рис. 2. Различия в выборе описаний общения в сети Интернет по категории «Анонимность» в зависимости от специальности.

Что касается представлений о возможных рисках интернет-общения, то ответы распределились следующим образом. Больше всего риска респонденты видят в вопросах безопасности (63%), подвергнуться агрессии, хейту и буллингу в сети (16%), попасть в зависимость от такого общения (9%), «напороться» на нежелательный контент (6%), спровоцировать проблемы в реальном общении/взаимодействии (3 %), не найти нужную и проверенную информацию в общем огромном массиве (3%).

Обсуждение

Таким образом Интернет, появившийся недавно, стал одной из наиболее динамично развивающихся возможностей организации коммуникации. Общение в сети Интернет является уже средством не просто массовой, а глобальной коммуникации, не имеющей национальных и временных границ, объединяющей мировые информационные ресурсы в единую гигантскую систему хранения информации. Как и любое технологическое достижение, такое общение имеет свои достоинства и недостатки, которые признаются и исследователями, и пользователями. К достоинствам интернет-общения можно отнести его мобильность, доступность, возможность соблюдать анонимность при необходимости, прервать нежелательное общение. Особенностью такого общения можно также считать простор для саморекламы и самопрезентации, возможности вдумчиво и грамотно формулировать свои мысли. Однако, интернет-общение имеет недостатки и риски: некоторые виды интернет-коммуникации не позволяют увидеть собеседника и отследить его реакцию на информацию, что снижает качество общения, в сети Интернет увеличиваются риски, связанные с безопасностью (мошенничество, взлом, кража персональных данных), хейтом и буллингом, нежелательным и «завирусованным» контентом. Очень часто Интернет вызывает зависимость, а молодые люди, отдающие предпочтение виртуальной жизни, могут испытывать страх перед реальным общением, разочаровываться в нем. Как описывает Е.А. Бирюкова, «Но хотя изобретение Интернета привело к усилению процесса глобализации общества, стоит помнить, что электронная виртуальная реальность способствует отчуждению индивида от социальной общности в реальном мире» [2, с.76].

Литература

  1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 448 с.
  2. Бирюкова Е.А. Интернет-коммуникация как средство межкультурного общения: жанровые и языковые особенности // Язык. Словесность. Культура. 2014. № 6. С. 75–98.
  3. Виноградова Т.Ю. Специфика общения в интернете // Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект: Сб. статей / Под ред. Н.А. Андрамоновой. Казань: КФУ, 2004. С. 63-67.
  4. Горошко Е.И. Электронная коммуникация (гендерный анализ) // Общение. Языковое сознание. Межкультурная коммуникация. М.: Институт языкознания, 2005. С. 65–81.
  5. Дудникова М.С Медведева Л.В Лингвистические особенности англоязычной интернет-коммуникации (на материале современных социальных сетей) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2022, № 6, 202–206 с.
  6. Зимняя И.А. Педагогическая психология.  М.: Логос, 1999.
  7. Колокольцева Т.Н. Интернет-коммуникация как зеркало основных тенденций развития и функционирования русского языка // Грани познания. 2011. № 4 (14). С. 13–17.
  8. Коротко о главном: обзор отчета «GLOBAL DIGITAL 2023» [Электронный ресурс] //BYYD blog. URL: https://www.sostav.ru/blogs/141843/36953 (дата обращения: 10.08.2023).
  9. Леонтьев А. А. Психология общения. М.: Смысл, 1999. 365 с.
  10. Общение. Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.А. Бодалёва. М.: Изд-во «Когито-Центр», 2015. 672 с.
  11. Сорокова М.Г., Одинцова М.А., Радчикова Н.П. Вклад психологических характеристик и адаптации к цифровой образовательной среде в качество жизни студентов // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2021. Выпуск 4. Материалы IV Международной научно-практической конференции Санкт-Петербург, 7–8 октября 2021 г. Санкт-Петербург, 2021. С. 606-612. DOI 10.33910/herzenpsyconf-2021-4-77.
  12. Холод А.Л. Понятие интернет-коммуникации // Карповские научные чтения: сб. науч. ст. Вып. 11: в 2 ч. Ч. 1 / редкол.: А.И. Головня (отв. ред.) [и др.]. Минск: ИВЦ Минфина, 2017. С.298-302.

Информация об авторах

Азарёнок Наталья Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики, УО «БИП-Университет права и социально-информационных технологий» (БИП), Минск, Беларусь, ORCID: https://orcid.org/0009-0006-0882-9552, e-mail: azarionoknv@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 99
В прошлом месяце: 32
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 30
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2