Информатизация содержания образования в подготовке студентов педагогических специальностей средствами музея

4

Аннотация

В статье раскрывается значение использования средств музея в образовательном процессе со студентами педагогических специальностей. Средства этого института культуры могут расширить образовательное пространство обучающегося, а также качественно улучшить содержание образования в их профессиональной подготовке. Приводятся статистические данные об оценке студентами личностных качеств, которые формируются в образовательной среде музея: историзм мышления, целостность восприятия, эстетичность во взглядах, культурность в поведении.

Общая информация

Ключевые слова: образовательный процесс, студенты, музей, адаптированная информационно-образовательная среда

Рубрика издания: Психолого-педагогические аспекты обучения в цифровой образовательной среде и вопросы цифровой дидактики

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Гринько С.Д. Информатизация содержания образования в подготовке студентов педагогических специальностей средствами музея // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2023): сб. статей IV Международной научно-практической конференции. 16–17 ноября 2023 г. | Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2023): Сollection of Articles of the IV International Scientific and Practical Conference. November 16–17, 2023. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. – Москва : ФГБОУ ВО МГППУ, 2023. С. 653–661.

Полный текст

Введение

Первостепенная общественная задача в любой стране – подготовка педагогических кадров, от которых зависит воспитание подрастающего поколения, кадрового потенциала любого государства. Формирование личностных качеств студентов, их активной жизненной и гражданской позиции является первостепенной задачей в подготовке будущих учителей, имеющих большое влияние на воспитание молодёжи.

Ещё в ХIХ веке «учитель немецких учителей» А. Дистервег отмечал, что «самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель».

Публичность профессии, открытость деятельности педагога для каждого члена общества всегда находит отражение в тенденциях, приоритетных в его подготовке. Сегодня важными составляющими профессионального педагогического образования являются ориентация на личностное развитие учителя, его активную гражданскую позицию, владение общей культурой поведения, ориентацию на общечеловеческие ценности, гуманизм в отношении к людям, и в тоже время важна способность соответствовать требованиям современного информационного общества, умение быть конкурентоспособными на рынке труда.

Данные вопросы поднимаются в исследованиях ведущих белорусских (А. И. Жук, О. Л. Жук, И. И. Казимирская и др.) и российских учёных (А. К. Маркова, Л. М. Митина, А. И. Пискунов и др.).

Целью развития системы педагогического образования в Республике Беларусь на современном этапе является «обеспечение опережающего характера подготовки высококвалифицированных конкурентоспособных педагогических работников, готовых к осуществлению профессиональной деятельности в изменяющихся социокультурных условиях на основе реализации идей образования для устойчивого развития общества, обладающих духовно-нравственными и национально-культурными ценностями, способных к личностному и профессиональному совершенствованию на протяжении всей жизни» [1].

Реализации данной цели, на наш взгляд, способствует расширение образовательного пространства учреждения высшего образования, которое реализуется путём взаимодействия с социальными институтами, активно способствующим формированию мировоззрения и активной гражданской позиции: библиотеки, учреждения дополнительного образования, центры развития, дворцы творчества, музеи и др.

Сотрудничество с данными учреждениями даёт возможность актуализации творческого потенциала отдельно взятой личности, создает условия для её индивидуального развития и саморазвития.

Методы

На сегодняшний день на государственном уровне наблюдается переоценка деятельности музея как института культуры, его воспитательно-образовательной роли в социуме. Данные учреждения воспринимаются как место, где собирается, концентрируется, осваивается и экспонируется духовное и материальное наследие современного общества. Привлечение внимание к историческим событиям, популяризация национальных традиций и культурного богатства народа в сочетании с результатами новейших научных исследований делают музей уникальным просветительским центрам, где реализуются задачи воспитания гражданина своего Отечества, нравственной и духовно-богатой личности.

Несмотря на то, что существует большая востребованность во взаимодействии музея с учреждениями высшего образования (далее УВО) в подготовке педагогических кадров, системного подхода к разработке таких форм работы не наблюдается. В Республике Беларусь проблема использования средств музея в системе образования была освещена в трудах В.В. Буткевич, В.М. Воронович, И. Г. Лупашки, В.В. Мирончик и др. Однако акцент в данных исследованиях ставится на организацию педагогического процесса в самих музеях, использование средств этого учреждения в воспитании патриотизма обучающихся. Проблема же личностного формирования студентов педагогических специальностей не рассматривается. Остается без внимания и качественное изменение содержательной стороны их подготовки.

В Гродненском государственном университете имени Янки Купалы ведётся целенаправленное использование средств музея в подготовке студентов педагогических специальностей («Начальное образование», «Дошкольное образование», «Логопедия»). Трансформация содержания образования в этом случае осуществляется за счет:

  • приобретения знаний обучающимися на основе ценностного отношения к изучаемому предмету, его связи с историей и культурой страны, мира;
  • акцентирования роли известных людей в существующем социальном опыте и видах деятельности;
  • формирования эстетического вкуса на основе творческой деятельности;
  • развития эмоционально-волевой сферы личности;
  • расширения личного образовательного пространства обучающегося.

Содержательный блок модели подготовки студентов педагогических специальностей четырёхкомпонентный, включающий в себя:

  1. знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности на основе их культурно-исторической оценки, анализа связей между текущими и прошлыми событиями;
  2. опыт осуществления известных видов деятельности с осознанием их социальной значимости;
  3. опыт творческой деятельности, основанный на историко-ценностном и эстетическом отношении к действительности;
  4. опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, основанный на исторической оценке событий, их социальной и культурной значимости.

Содержание личностных компетенций студентов педагогических специальностей в таких условиях существенно расширяется (табл. 1).

Таблица 1. Содержание личностных компетенций при использовании средств музея в образовательном процессе со студентами педагогических специальностей

Личностные компетенции

Содержание компетенций при использовании средств музея в образовательном процессе

Ценностно-смысловые

Способность выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков на основе общественно-значимой оценки событий

Гражданско-патриотические

Знание и выполнение прав гражданина, гражданские обязательства, свобода и ответственность, уверенность в себе, в основе которых лежит умение проводить взаимосвязь современности с прошлым, усвоенным историческим опытом

Культурологические

Усвоение ценностей культуры, семейных традиций и общественных реалий на примере известных исторических личностей

Здоровьесберегающие

Знание и соблюдение норм здорового образа жизни на основе эстетически-ценностного отношения к действительности

Личностно-развивающие

Усвоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, саморегулирования, самоусовершенствования, личностной и предметной рефлексии на основе гуманистических отношений к реалиям общественной жизни

В современной информационно-образовательной среде изменяются два аспекта в содержании подготовки студентов педагогических специальностей средствами музея:

  1. включается контент (специально отобранный преподавателем и самостоятельно изученный обучающимся), находящийся в информационном пространстве;
  2. происходит взаимодействие не только студента с преподавателем по поводу содержания образования, но и с другими значимыми субъектами процесса обучения (участники форумов, социальных сетей), а также с другими студентами, когда осуществляется взаимообучение.

Модель информационно-образовательной среды УВО при использовании средств музея можно отобразить следующим образом рис.

 

Рис. Информационно-образовательная среда УВО при использовании средств музея 

В информационно-образовательный процесс подготовки студентов педагогических специальностей при взаимодействии УВО и музея включены как традиционные формы занятий (лекции, практические, семинарские, лабораторные), так и нетрадиционные (экскурсии, круглые столы, мастер-классы, деловые игры, творческие мастерские, выставки-презентации, проекты и др.). Онлайн-формат занятий расширяет возможности использования средств информатизации и телекоммуникаций: онлайн-проекты, виртуальные экскурсии и путешествия, видеоконференции, конкурсы и видеопрезентации в сети Интернет и т. д. Для самоактуализации личности и расширения её образовательного пространства всё большее значение приобретают нетрадиционные формы занятий и использование информационно-коммуникационных технологий.

Сотрудничество УВО и музея (включая информационно-образовательную среду) содействует формированию ценностных художественно-эстетических отношений, которые заключаются в следующем:

  1. понимание того, что предметы, в том числе и музейные, владеют свойством сохранения памяти;
  2. способность возобновить образ соответствующей эпохи на основе общения с музейными ценностями;
  3. способность к эстетическому созерцанию, связанному с творческим воображением, художественной интуицией;
  4. уважение к разным культурам, миру ценностей [2].

На основе данных отношений выделены качества студента, будущего педагога, в подготовке которого использовано сотрудничество с музеем. Это:

  1. историзм мышления (принцип оценивания реальности как развивающейся во времени);
  2. целостность в восприятии (свойство восприятия каждого объекта, ситуации как устойчивого системного целого даже при отсутствии для наблюдения некоторых частей этого целого);
  3. эстетичность во взглядах (свойство, связанное с восприятием красивого в жизни и искусстве);
  4. культурность в поведении (уровень культуры).

Результаты

В качестве диагностического инструментария исследования нами использовались: анкетирование, анализ самостоятельных работ и продуктов творческой деятельности, расчёт простой средней величины.

Формирующий эксперимент (ноябрь 2016 – апрель 2020) проводился со студентами дневной формы обучения педагогического факультета: специальность «Логопедия» 1 курс – 30 человек (экспериментальная группа (далее ЭГ) – 1), «Дошкольное образование», 4 курс – 17 человек (ЭГ–2), «Начальное образование», 4 курс – 12 человек (ЭГ–3), «Начальное образование» – 29 человек (контрольная группа (далее КГ). Экспериментальные занятия проводились по дисциплинам: «Педагогика», «Введение в педагогическую профессию», «Педагогика семейного воспитания», «Современные образовательные технологии».

Проведение занятий в контрольной группе осуществлялось по традиционной методике, в экспериментальной – с использованием средств музея.

При изучении исходного уровня сформированности личностных качеств студентов (историзм мышления, культурность в поведении, целостность и эстетичность восприятия) нами использовалось анкетирование студентов. За высокий уровень (больше среднего) мы принимали 21 – 25 баллов, за средний – 11–20, ниже среднего (низкий) – от 5 до 10.

Первоначальный уровень сформированности качеств до проведения занятий с использованием средств музея показан в табл. 2.

Таблица 2. Уровень сформированности личностных качеств студентов до проведения занятий с использованием средств музея

Группы

Уровень

Личностные качества

Историзм мышления

Целостность в восприятии

Культурность в поведении

Эстетичность во взглядах

ЭГ–1

(30 студентов)

Высокий

11 (36%)

10 (33%)

8 (27%)

12 (40%)

Средний

17 (57%)

18 (60%)

21 (70%)

15 (50%)

Низкий

2 (7%)

2 (7%)

1 (3%)

3 (10%)

ЭГ–2

(17 студентов)

Высокий

4 (24%)

4 (24%)

2 (12%)

4 (24%)

Средний

13 (76%)

13 (76%)

15 (78%)

13 (76%)

Низкий

0 (0%)

0 (0%)

0 (0%)

0 (0%)

ЭГ–3

(12 студентов)

Высокий

7 (58%)

4 (33%)

2 (17%)

6 (50%)

Средний

5 (42%)

7 (58%)

10 (83%)

6 (50%)

Низкий

0 (0%)

1 (9%)

0 (0%)

0 (0%)

КГ

(29 студентов)

Высокий

16 (55%)

10 (34%)

11 (38%)

16 (55%)

Средний

13 (45%)

17 (59%)

15 (52%)

13 (45%)

Низкий

0 (0%)

2 (7%)

3 (10%)

1 (3%)

 

Опрос показал, что большинство респондентов экспериментальных групп оценивают свои качества на среднем уровне: в ЭГ-1 от 50% до 70%; в ЭГ-2 от 76% до 78%, в ЭГ-3 от 42% до 83%. Такая же тенденция наблюдается и в контрольной группе, но при оценивании историзма мышления и эстетичности во взглядах большинство студентов оценили свои качества на высоком уровне (55%).

Результаты анкетирования после проведения эксперимента представлены в табл. 3.

Таблица 3. Уровень сформированности личностных качеств студентов после проведения экспериментальных занятий

Группы

Уровень

Личностные качества

Историзм мышления

Целостность в восприятии

Культурность в поведении

Эстетичность во взглядах

ЭГ–1

(30 студентов)

Высокий

18 (60%)

18 (60%)

13 (43%)

23 (77%)

Средний

11 (37%)

10 (33%)

16 (54%)

5 (16%)

Низкий

1 (3%)

2 (7%)

1 (3%)

2 (7%)

ЭГ–2

(17 студентов)

Высокий

12 (71%)

6 (35%)

5 (29%)

10 (59%)

Средний

5 (29%)

11 (65%)

12 (71%)

7 (41%)

Низкий

0 (0%)

0 (0%)

0 (0%)

0 (0%)

ЭГ–3

(12 студентов)

Высокий

12 (100%)

8 (67%)

4 (33%)

8 (67%)

Средний

0 (0%)

4 (33%)

8 (67%)

4 (33%)

Низкий

0 (0%)

0 (0%)

0 (0%)

0 (0%)

КГ

(29 студентов)

Высокий

20 (69%)

13 (45%)

12 (41%)

18 (62%)

Средний

8 (28%)

16 (55%)

16 (55%)

11 (38%)

Низкий

1 (3%)

0 (0%)

1 (3%)

0 (0%)

Исходя из представленных данных виден рост количества респондентов, которые оценивают свои качества на высоком уровне. В контрольной группе наблюдается также рост числа опрошенных с высоким уровнем сформированности качества, однако в меньшем процентном выражении.

Обсуждение

Таким образом, использование средств музея в образовательном процессе со студентами педагогических специальностей позволяет формировать их личностные качества, которые необходимы современному специалисту в сфере образования: широкий кругозор, осведомленность в области истории и культуры народа, активная гражданская позиция, эстетический вкус, гуманизм, направленность на социально значимую деятельность, которая является сущностью педагогической профессии. Информатизация содержания образования содействует расширению образовательного пространства отдельной личности, стимулирует развитие её творческого потенциала, актуализируя процессы самообразования у обучающихся.

Литература

  1. Концепция развития педагогического образования в Республике Беларусь на 2021-2025 годы: утв. приказ Министер. обр. Респ. Беларусь от 13.05.2021 № 366 [Электронный ресурс] / Национальный образовательный портал: Минск, 2021. URL: https://adu.by/images/2021/06/koncepcija-razvitija-pedagogicheskogo-obrazovanija.pdf (дата обращения: 12.09.2023).
  2. Ломова Н.Ф. Музейная педагогика как средство эффективной подготовки учителей изобразительного искусства: Дис. канд. пед. наук. М., 2002. 188 с., С 59.

Информация об авторах

Гринько Светлана Дмитриевна, старший преподаватель кафедры естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподавания, Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, Гродно, Беларусь, e-mail: s.grinko@inbox.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 26
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 4
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0