Социально-психологические последствия онлайн груминга для учебной деятельности несовершеннолетнего

13

Аннотация

Введение: статья посвящена изучению социально-психологических последствий онлайн груминга для учебной деятельности несовершеннолетнего. Представлено определение феномена онлайн груминга (сексуальных домогательств в сети Интернет) и основные его разновидности. Методы исследования: авторская анкета (К.А. Киселев), МЛО-АМ, тест копинг-стратегий Р. Лазаруса статистический анализ (коэффициент корреляции Спирмена, частотный анализ). Выборка: 170 чел. женского пола. Результаты и выводы: чаще всего объектами онлайн груминга становятся девушки раннего подросткового возраста, сами домогательства носят целенаправленный характер (онлайн грумер отправляет аудиовизуальные и текстовые сообщения, связанные непосредственно с личностью самого посягателя и его жертвы). Установлены отдельные случаи возникновения проблем с обучением у объектов противоправных посягательств в сети Интернет, в то же время сексуальный онлайн груминг в большей степени связан с последствиями для социально-психологических особенностей личности учащихся (нарушения адаптации, потёсанные навязчивые мысли о ситуации онлайн груминга, пережитого жертвой). Отмечается, что объекты онлайн груминга крайне редко сообщают учителям или родителям о пережитых ими онлайн домогательствах, причем не было установлено связи такого поведения с особенностями копинг-стратегий или уровнем личностного адаптационного потенциала. Подчеркивается необходимость развития доверительных отношений между взрослыми (родителями и учителями) и подростком, при которых он может сообщить о случаях противоправных посягательств против его личности.

Общая информация

Ключевые слова: сексуальные домогательства, онлайн-груминг, учебная деятельность, адаптация, контакт, учителя, доверие , несовершеннолетние , последствия сексуального насилия в отношении детей

Рубрика издания: Новые возможности, особенности и риски общения в сети Интернет

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Киселев К.А. Социально-психологические последствия онлайн груминга для учебной деятельности несовершеннолетнего // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2023): сб. статей IV Международной научно-практической конференции. 16–17 ноября 2023 г. | Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2023): Сollection of Articles of the IV International Scientific and Practical Conference. November 16–17, 2023. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. – Москва : ФГБОУ ВО МГППУ, 2023. С. 483–492.

Полный текст

Введение

Цель исследования состоит в изучении социально-психологических последствий сексуальных домогательств в сети Интернет для учебной деятельности несовершеннолетнего. Согласно данным Лаборатории Каперского, в 23% случаев заявки в друзья, которые получают несовершеннолетние, исходят от взрослых людей, причем чаще всего это происходит в группе детей 7-10 лет, причем в большинстве случаев родители не в курсе повседневной активности своих детей [11]. Данное явление повышает риск вовлечения детей в криминальную деятельность в качестве жертв противоправных посягательств (кибербуллинг [12; 3], радикализация [2], наркотрафик [7] и др.), в том числе сексуального характера.

Учитывая, что современное общество характеризуется как «тотально цифровизованное» [14; 5], возникает потребность современной науки в глубоком и всестороннем исследовании влияния онлайн-взаимодействия на развивающуюся личность. Особенно актуально это в связи с такими психологическими особенностями подросткового возраста, как чувство незащищенности перед внешним миром, частым «уход в себя», проблемами в отношениях со сверстниками [1].

В настоящее время имеется большое количество научных публикаций, посвященных изучению личности сексуального преступника (напр., [10]) и негативных последствий насильственных действий сексуального характера для психики подростка (например, [9]). Сравнительно недавно внимание исследователей привлек феномен опосредованных форм сексуального насилия, в том числе в сети Интернет. A. Maass, M. Cadinu и S. Galdi сексуальные домогательства определяют как «любую форму нежелательного вербального, невербального или физического поведения сексуального характера» [17]. Современные исследователи, конкретизируя данный феномен для интернет-пространства трактуют его как использование сети Интернет для угроз, сексуального преследования или унижения жертвы, путем запугивания, сталкинга, оскорблений и разглашения личной информации [19]. Е. Г. Дозорцева и А. С Медведева отождествляют понятия сексуального онлайн груминга и сексуальных домогательств в сети Интернет и относят их к формам сексуальной эксплуатации детей [4]. Также современными авторами применяется термин кибер-сексуальное домогательство (Cyber Sexual Harassment) [18]. Т.Н. Секераж указывает на то, что понятия секстинга и онлайн груминга в русском языке лишено негативной коннотации, что нивелирует деструктивную наполненность данных терминов, поэтому она предлагает использовать такие термины, как «сексуальное насилие над детьми, совершаемое с помощью Интернета» и «сексуальные действия, совершаемые с помощью Интернета» [13].

В настоящее время исследования данного феномена за рубежом опираются (напр., [15]) на трехмерную модель сексуального домогательства L.F. Fitzgerald [16], в которую включают следующие проявления: а) сексуальное принуждение (Sexual coercion) – действия, ставящие условия работы или учебы в зависимость от сексуальной связи); б) гендерное домогательство (Gender harassment) - широкий спектр вербального и невербального поведения, не направленного на сексуальную связь, но отражающие оскорбительное, враждебное и унижающее достоинство отношение к человеку по мотивам его половой принадлежности; в) нежелательное сексуальное внимание (Unwanted sexual attention) - неприемлимые для жертвы сексуальные ухаживания, не сопровождающиеся профессиональным поощрениями или угрозами, вынуждающими подчиниться. В ходе сексуальных домогательств онлайн грумеры организуют целенаправленное психологическое воздействие на личность жертвы, используя различные техники манипуляций с целью подчинить их своей воли и заставить действовать в соответствии со своим умыслом (убедить жертву отправить свои фотовизуальные материалы непристойного характера грумеру, пойти к нему на личную встречу и т.п.) [4; 6; 8]. Значимой и в то же время мало раскрытой является проблема доверия несовершеннолетних к своим родителям, учителям, школьным психологам в ситуации, когда сами подростки становятся жертвами каких-либо противоправных посягательств.

Методы

Авторская анкета (К.А. Киселев), мет. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ, А.Г. Маклаков, С.В. Чермянин), тест копинг-стратегий Р. Лазаруса (в адаптации Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфтяк), статистический анализ (коэффициент корреляции Ч. Спирмена, частотный анализ).

В ходе заполнения анкеты участницы отвечали на вопросы о случаях онлайн груминга, совершенных по отношению к ним в период их несовершеннолетия. В сопровождении к анкете была представлена инструкция с определением понятия домогательств.

Выборка: 170 человек женского пола, возраст 18-28 лет (ср. возраст – 20,09 лет).

Результаты

Возраст жертвы, когда она впервые столкнулась с сексуальными домогательствами в сети Интернет. 7.6% (13 чел.) впервые стали жертвами онлайн груминга в возрасте 7-9 лет, 35,9% (61 чел.) – 10-12 лет, 44,1% (75 чел.) – 13-15 лет, 12,4% (21 чел.) 16-17 лет.

Виды онлайн груминга. В 72,9% случаях (124 сообщения) онлайн грумер предложил обменяться интимными (фотовизуальными) материалами, в 55,9% (95 случаев) самостоятельно отправил жертве непристойные визуальные материалы с собственным участием, в 18,8% случаях (32 сообщения) – другие материалы порнографического характера, в 58,8% (100 сообщений) – делился фантазиями сексуального характера с участием жертвы, в 70% кейсов (119 случаев) были неприемлемые шутки непристойного характера. Важно отметить, что в 34,1% (58 сообщений) онлайн грумер делал предложение о личной встрече.

Последствия для учебной деятельности. 2,4% участниц опроса (4 чел.) отметили, что у них ухудшилась успеваемость, 31,2% (53 чел.) – постоянно мысленно возвращались к стрессовой ситуации домогательства, 18,8% (32 чел.) – длительное время чувствовали подавленность, одна участница временно перестала посещать школу.

Контакт с родителями и педагогами. 2,9% участниц опроса (5 чел.) сообщили об инциденте только матери, 1,2% (2 чел.) - только отцу, 2,4% (4 чел.) – обоим родителям, 2,9% (5 чел.) – сиблингу, 2,4% (4 чел.) – другому родственнику, 57,6% (98 чел.) – близкой подруге, 35,3% (60 чел.) - другу мужского пола, 1,8% (3 чел.) – школьному психологу, в то время, как учителю о противоправных действиях рассказала только одна участница исследования. 30% (51 чел.) сохранили посягательство в тайне ото всех.

Социально-психологические особенности жертв онлайн груминга.

Для большей части выборки – 84,1% (143 чел.) характерно наличие низкого уровня личностного адаптационного потенциала (шкала «ЛАП» мет. МЛО-АМ, ср. знач= 1,52 стен), для 15,9% (27 чел.) – среднего. У исследуемой группы высокий уровень адаптивности выявлен не был (табл.).

81,2% (138 чел.) отличается низким уровнем нервно-психической устойчивости (шкала НПУ мет. МЛО-АМ, ср.знач = 2,07 стен), 52,9% (90 чел) свойственно снижение уровня коммуникативных способностей (шкала КО мет. МЛО-АМ, ср.знач = 3,65 стен). В то же время у 67,6% (115 чел.) уровень моральной нормативности находится в пределах нормы (шкала МН, мет. МЛО-АМ, ср.знач = 4,5 стен). 

Таблица Результаты методики МЛО-АМ

Уровень

ЛАП (адаптивность)

НПУ

КО

МН

Низкий

84,1%

1,52 стен

81,2%

2,07 стен

52,9%

3,65 стен

24,1%

4,5 стен

Средний

15,9%

18,2%

45,9%

67,6%

Высокий

0%

0,6%

1,2%

8,2%

Наиболее развитыми копинг-стратегиями у испытуемых являются: самоконтроль (58,2% – высокий уровень, 38,8% – средний), поиск социальной поддержки (52,4% – высокий уровень, 41,2% – средний), бегство-избегание (68,8% – высокий уровень, 27,6% – средний), планирование решения проблем (40,6% – высокий уровень, 51,8% – средний уровень), положительная переоценка (по 47,1% участников отличаются высоким и средним уровнем). Из указанных данных следует, что жертвы сексуальных домогательств в сети Интернет в большей степени склонны к рационализации и эскапизму, либо, наоборот, к поиску социальной поддержки среди ровесниц в случае возникновения трудной жизненной ситуации.

Корреляционный анализ. В целом, нами не было установлено связи между сообщением учителям или родителям о факте посягательств и личностными особенностями жертв (для всех шкал p>0,1, вне зоны значимости). Таким образом, вне зависимости от копинг-стратегий и особенностей личностного адаптационного потенциала, объекты сексуальных домогательств не были склонны делиться своими переживаниями с педагогами или родителями. В то же время имеется значимая связь между копингом «поиск социальной поддержки» и сообщением о факте домогательств подруге (ρ=0,26, p=0,001).

Обсуждение

Таким образом, на основе проведенного исследования, были сделаны следующие выводы:

  1. онлайн груминг в большей степени направлен на девушек младшего подросткового возраста, когда, согласно концепции Д.Б. Эльконина, происходит расширение сферы социальной активности несовершеннолетнего, в то же время не имеется достаточного опыта у молодых людей, чтобы противостоять деструктивному психологическому воздействию;
  2. установлены отдельные случаи возникновения проблем с обучением у объектов противоправных посягательств в сети Интернет, в то же время сексуальный онлайн груминг в большей степени связан с последствиями для социально-психологических особенностей личности учащихся, чем с их учебной деятельностью: жертвы сексуальных домогательств редко связывают аморальные действия, совершенные по отношению к ним, с такими последствиями, как прогулы и ухудшение успеваемости;
  3. для абсолютного большинства жертв онлайн груминга свойственны следующие социально-психологические особенности: низкий уровень личностного адаптационного потенциала (адаптивности) и нервно-психической устойчивости, они могут испытывать проблемы с построением коммуникативных контактов, в то же время преимущественно ориентируются на общепринятые моральные нормы;
  4. значимым является формирование доверительных отношений между подростком и значимым взрослым, при которых несовершеннолетние могут, не опасаясь какого-либо осуждения, пожаловаться на случаи противоправного поведения против своей личности.

Ограничения исследования: хотя мы установили наличие низкого уровня адаптивности у жертв сексуальных домогательств в сети Интернет, нами не были выявлены возможные опосредующие переменные, объясняющие влияние онлайн груминга на развивающуюся личность. Данная проблема требует проведения отдельного всестороннего исследования. Кроме того, интервьюирование жертв носило субъективный характер и суждения об отсутствии связи онлайн груминга и ухудшения успеваемости нуждаются в отдельной проверке, выходящей за пределы цели настоящего исследования.

В то же время мы считаем доказанным то, что противоправные посягательства, совершенные против подростков, оказывают в той или иной степени влияние на дальнейшее формирование личности и её социально-психологические особенности. Данное исследование с согласуются с результатами S. Ståhl & I. Dennhag, которые установили, что онлайн груминг в долгосрочной перспективе приводит к формированию тревоги и депрессивных симптомов у девочек [20].

Литература

  1. Аксеновская Л.Н., Прозоров В.В. Взаимосоответствие базовых структур литературных родов и социального взаимодействия в контексте ордерного подхода к социально-психологическому изучению культуры // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 16. № 2. С. 176-181. DOI 10.18500/1819-7671-2016-16-2-176-181.
  2. Аруин С.Е., Чиркина Р.В. Оценка эффективности методов и технологий профилактики радикализации подростков и молодежи в Интернете (на примере технологии Стритворк-онлайн в ФРГ) // Коченовские чтения-2020. Психология и право в современной России: Сборник тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием, Москва, 11–13 ноября 2020 года. Москва: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2020. С. 236-239.
  3. Грачев Г.В., Батеева А.А. Кибербуллинг как социально-психологический феномен // Социальная политика и социальное партнерство. 2020. № 3. С. 75-84. DOI:10.33920/pol-01-2003-09.
  4. Дозорцева Е.Г., Медведева А.С. Сексуальный онлайн груминг как объект психологического исследования // Психология и право. 2019. Т. 9. № 2. С. 250–263. DOI:10.17759/psylaw.2019090217
  5. Жижина М.В. Проблема медиабезопасности личности в контексте современной медиакультуры // Современное культурно-образовательное пространство гуманитарных и социальных наук: Материалы VIII Международной научной конференции, Саратов, 08 апреля 2020 года / Под общей редакцией Ю.Ю. Андреевой, И.Э. Рахимбаевой. Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2020. С. 726-734.
  6. Киселев К.А. Стратегии психологического воздействия онлайн грумера на несовершеннолетнюю жертву в ситуации сексуальных домогательств // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023. Т. 23. Вып. 3. С. 313–317. DOI: 10.18500/1819-7671-2023-23-3-313-317
  7. Киселев К.А., Ярошенко Е.И. Социально-психологические особенности приобщения молодежи к распространению наркотических веществ посредством сети интернет // Актуальные проблемы профилактики аддиктивного поведения: материалы II-й Региональной научно-практической конференции Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)». 20 октября 2018 г., Таганрог, 20 октября 2018 года / ответственный редактор: О.А. Холина. Таганрог: Ростовский государственный экономический университет «РИНХ», 2019. С. 248-253.
  8. Нуцкова Е.В., Дозорцева Е.Г. Клинико-психологические особенности несовершеннолетних, потерпевших от кибергруминга [Электронный ресурс] // Психология и право. 2022. Том 12. № 3. C. 66–76. DOI:10.17759/psylaw.2022120306
  9. Петрова Л.Г. К вопросу о влиянии перенесенного сексуального насилия в малолетнем или несовершеннолетнем возрасте на дальнейшее развитие личности // Эксперт-криминалист. 2013. № 2. С. 16-17.
  10. Понукалин А.А., Лапатина Л.М. Анализ уровня эмоциональной устойчивости у разных типов сексуальных преступников // Личность в ситуации социальных изменений : Сборник материалов IV всероссийской научно-практической конференции, Саратов, 09 декабря 2022 года / Под редакцией А.Ю. Смирновой. Саратов: ИЦ "Наука", 2022. С. 151-159.
  11. Почти четверть заявок в друзья дети получают от взрослых пользователей // Лаборатория Касперского. URL: https://www.kaspersky.ru/about/press-releases/2022_pochti-chetvert-zayavok-v-druzya-deti-poluchayut-ot-vzroslyh-polzovatelej (дата обращения: 10.09.2023 г.).
  12. Романова Н.М., Эшманова Э.Ф. Кибербуллинг: социально-психологические особенности проявления в школьной среде // Гуманитарные науки в новой реальности: проблемы, подходы, ценности: Материалы X Международной научной конференции, Саратов, 14 апреля 2022 года / Редакционная коллегия: И.В. Бибина (ответственный редактор) [и др.]. Саратов: Саратовский национальный исследовательский государственный университет, 2022. С. 403-407.
  13. Секераж Т.Н. О терминах и понятиях, отражающих явления интернет-коммуникации по делам о нарушении половой неприкосновенности несовершеннолетних // Теория и практика судебной экспертизы. 2022. Т 17. Вып. 1. С. 130-136. DOI: 10.30764/1819-2785-2022-1-130-136
  14. Шамионов Р.М., Суздальцев Н.В., Бочарова Е.Е, Акаемова Ю.А. Роль ценностей и вовлеченности молодежи в различные формы активности в предпочтении онлайн/офлайн среды // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2023. Т. 13, № 1. С. 38-50.
  15. Angela F., Rodríguez-deArriba M-L., & Nocentini A., Menesini E. Online Sexual Harassment in Adolescence: A Scoping Review. Sexuality Research and Social Policy. 2023. №3. P. 1-20. DOI:10.1007/s13178-023-00869-1.
  16. Fitzgerald L.F., Gelfand M.J., Drasgow F. Measuring Sexual Harassment: Theoretical and Psychometric Advances, Basic and Applied Social Psychology. 1995. Vol. 17. Iss. 4, 425-445. DOI:10.1207/s15324834basp1704_2
  17. Maass A., Cadinu M., Galdi S. Motivations and consequences of sexual harassment // The SAGE handbook of gender and psychology / Eds. by M.K. Ryan, N.R. Branscombe. New York: SAGE Publications Inc, 2013. 560 p. P. 341-358.
  18. Santre S, Pumpaibool T. Effects of Blended Learning Program for Cyber Sexual Harassment Prevention among Female High School Students in Bangkok, Thailand // Int J Environ Res Public Health. 2022. 19(13):8209. DOI:10.3390/ijerph19138209.
  19. Scarduzio J.A., Sheff S.E., Smith M. Coping and Sexual Harassment: How Victims Cope across Multiple Settings // Arch Sex Behav. 2018. № 47. P. 327–340. DOI:10.1007/s10508-017-1065-7.
  20. Ståhl S., Dennhag I. Online and offline sexual harassment associations of anxiety and depression in an adolescent sample // Nordic Journal of Psychiatry. 2021. Vol. 75. Iss. 5. P.330-335. DOI:10.1080/08039488.2020.1856924.

Информация об авторах

Киселев Константин Анатольевич, магистр психологии, психолог, лаборатория юридической психологии, факультет психологии, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского (ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского»), Саратов, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6399-5656, e-mail: saratovian@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 43
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 13
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1