Социально-психологические последствия онлайн груминга для учебной деятельности несовершеннолетнего
Аннотация
Введение: статья посвящена изучению социально-психологических последствий онлайн груминга для учебной деятельности несовершеннолетнего. Представлено определение феномена онлайн груминга (сексуальных домогательств в сети Интернет) и основные его разновидности. Методы исследования: авторская анкета (К.А. Киселев), МЛО-АМ, тест копинг-стратегий Р. Лазаруса статистический анализ (коэффициент корреляции Спирмена, частотный анализ). Выборка: 170 чел. женского пола. Результаты и выводы: чаще всего объектами онлайн груминга становятся девушки раннего подросткового возраста, сами домогательства носят целенаправленный характер (онлайн грумер отправляет аудиовизуальные и текстовые сообщения, связанные непосредственно с личностью самого посягателя и его жертвы). Установлены отдельные случаи возникновения проблем с обучением у объектов противоправных посягательств в сети Интернет, в то же время сексуальный онлайн груминг в большей степени связан с последствиями для социально-психологических особенностей личности учащихся (нарушения адаптации, потёсанные навязчивые мысли о ситуации онлайн груминга, пережитого жертвой). Отмечается, что объекты онлайн груминга крайне редко сообщают учителям или родителям о пережитых ими онлайн домогательствах, причем не было установлено связи такого поведения с особенностями копинг-стратегий или уровнем личностного адаптационного потенциала. Подчеркивается необходимость развития доверительных отношений между взрослыми (родителями и учителями) и подростком, при которых он может сообщить о случаях противоправных посягательств против его личности.
Общая информация
Ключевые слова: сексуальные домогательства, онлайн-груминг, учебная деятельность, адаптация, контакт, учителя, доверие , несовершеннолетние , последствия сексуального насилия в отношении детей
Рубрика издания: Новые возможности, особенности и риски общения в сети Интернет
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Киселев К.А. Социально-психологические последствия онлайн груминга для учебной деятельности несовершеннолетнего // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2023): сб. статей IV Международной научно-практической конференции. 16–17 ноября 2023 г. | Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2023): Сollection of Articles of the IV International Scientific and Practical Conference. November 16–17, 2023. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. – Москва : ФГБОУ ВО МГППУ, 2023. С. 483–492.
Полный текст
Введение
Цель исследования состоит в изучении социально-психологических последствий сексуальных домогательств в сети Интернет для учебной деятельности несовершеннолетнего. Согласно данным Лаборатории Каперского, в 23% случаев заявки в друзья, которые получают несовершеннолетние, исходят от взрослых людей, причем чаще всего это происходит в группе детей 7-10 лет, причем в большинстве случаев родители не в курсе повседневной активности своих детей [11]. Данное явление повышает риск вовлечения детей в криминальную деятельность в качестве жертв противоправных посягательств (кибербуллинг [12; 3], радикализация [2], наркотрафик [7] и др.), в том числе сексуального характера.
Учитывая, что современное общество характеризуется как «тотально цифровизованное» [14; 5], возникает потребность современной науки в глубоком и всестороннем исследовании влияния онлайн-взаимодействия на развивающуюся личность. Особенно актуально это в связи с такими психологическими особенностями подросткового возраста, как чувство незащищенности перед внешним миром, частым «уход в себя», проблемами в отношениях со сверстниками [1].
В настоящее время имеется большое количество научных публикаций, посвященных изучению личности сексуального преступника (напр., [10]) и негативных последствий насильственных действий сексуального характера для психики подростка (например, [9]). Сравнительно недавно внимание исследователей привлек феномен опосредованных форм сексуального насилия, в том числе в сети Интернет. A. Maass, M. Cadinu и S. Galdi сексуальные домогательства определяют как «любую форму нежелательного вербального, невербального или физического поведения сексуального характера» [17]. Современные исследователи, конкретизируя данный феномен для интернет-пространства трактуют его как использование сети Интернет для угроз, сексуального преследования или унижения жертвы, путем запугивания, сталкинга, оскорблений и разглашения личной информации [19]. Е. Г. Дозорцева и А. С Медведева отождествляют понятия сексуального онлайн груминга и сексуальных домогательств в сети Интернет и относят их к формам сексуальной эксплуатации детей [4]. Также современными авторами применяется термин кибер-сексуальное домогательство (Cyber Sexual Harassment) [18]. Т.Н. Секераж указывает на то, что понятия секстинга и онлайн груминга в русском языке лишено негативной коннотации, что нивелирует деструктивную наполненность данных терминов, поэтому она предлагает использовать такие термины, как «сексуальное насилие над детьми, совершаемое с помощью Интернета» и «сексуальные действия, совершаемые с помощью Интернета» [13].
В настоящее время исследования данного феномена за рубежом опираются (напр., [15]) на трехмерную модель сексуального домогательства L.F. Fitzgerald [16], в которую включают следующие проявления: а) сексуальное принуждение (Sexual coercion) – действия, ставящие условия работы или учебы в зависимость от сексуальной связи); б) гендерное домогательство (Gender harassment) - широкий спектр вербального и невербального поведения, не направленного на сексуальную связь, но отражающие оскорбительное, враждебное и унижающее достоинство отношение к человеку по мотивам его половой принадлежности; в) нежелательное сексуальное внимание (Unwanted sexual attention) - неприемлимые для жертвы сексуальные ухаживания, не сопровождающиеся профессиональным поощрениями или угрозами, вынуждающими подчиниться. В ходе сексуальных домогательств онлайн грумеры организуют целенаправленное психологическое воздействие на личность жертвы, используя различные техники манипуляций с целью подчинить их своей воли и заставить действовать в соответствии со своим умыслом (убедить жертву отправить свои фотовизуальные материалы непристойного характера грумеру, пойти к нему на личную встречу и т.п.) [4; 6; 8]. Значимой и в то же время мало раскрытой является проблема доверия несовершеннолетних к своим родителям, учителям, школьным психологам в ситуации, когда сами подростки становятся жертвами каких-либо противоправных посягательств.
Методы
Авторская анкета (К.А. Киселев), мет. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ, А.Г. Маклаков, С.В. Чермянин), тест копинг-стратегий Р. Лазаруса (в адаптации Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфтяк), статистический анализ (коэффициент корреляции Ч. Спирмена, частотный анализ).
В ходе заполнения анкеты участницы отвечали на вопросы о случаях онлайн груминга, совершенных по отношению к ним в период их несовершеннолетия. В сопровождении к анкете была представлена инструкция с определением понятия домогательств.
Выборка: 170 человек женского пола, возраст 18-28 лет (ср. возраст – 20,09 лет).
Результаты
Возраст жертвы, когда она впервые столкнулась с сексуальными домогательствами в сети Интернет. 7.6% (13 чел.) впервые стали жертвами онлайн груминга в возрасте 7-9 лет, 35,9% (61 чел.) – 10-12 лет, 44,1% (75 чел.) – 13-15 лет, 12,4% (21 чел.) 16-17 лет.
Виды онлайн груминга. В 72,9% случаях (124 сообщения) онлайн грумер предложил обменяться интимными (фотовизуальными) материалами, в 55,9% (95 случаев) самостоятельно отправил жертве непристойные визуальные материалы с собственным участием, в 18,8% случаях (32 сообщения) – другие материалы порнографического характера, в 58,8% (100 сообщений) – делился фантазиями сексуального характера с участием жертвы, в 70% кейсов (119 случаев) были неприемлемые шутки непристойного характера. Важно отметить, что в 34,1% (58 сообщений) онлайн грумер делал предложение о личной встрече.
Последствия для учебной деятельности. 2,4% участниц опроса (4 чел.) отметили, что у них ухудшилась успеваемость, 31,2% (53 чел.) – постоянно мысленно возвращались к стрессовой ситуации домогательства, 18,8% (32 чел.) – длительное время чувствовали подавленность, одна участница временно перестала посещать школу.
Контакт с родителями и педагогами. 2,9% участниц опроса (5 чел.) сообщили об инциденте только матери, 1,2% (2 чел.) - только отцу, 2,4% (4 чел.) – обоим родителям, 2,9% (5 чел.) – сиблингу, 2,4% (4 чел.) – другому родственнику, 57,6% (98 чел.) – близкой подруге, 35,3% (60 чел.) - другу мужского пола, 1,8% (3 чел.) – школьному психологу, в то время, как учителю о противоправных действиях рассказала только одна участница исследования. 30% (51 чел.) сохранили посягательство в тайне ото всех.
Социально-психологические особенности жертв онлайн груминга.
Для большей части выборки – 84,1% (143 чел.) характерно наличие низкого уровня личностного адаптационного потенциала (шкала «ЛАП» мет. МЛО-АМ, ср. знач= 1,52 стен), для 15,9% (27 чел.) – среднего. У исследуемой группы высокий уровень адаптивности выявлен не был (табл.).
81,2% (138 чел.) отличается низким уровнем нервно-психической устойчивости (шкала НПУ мет. МЛО-АМ, ср.знач = 2,07 стен), 52,9% (90 чел) свойственно снижение уровня коммуникативных способностей (шкала КО мет. МЛО-АМ, ср.знач = 3,65 стен). В то же время у 67,6% (115 чел.) уровень моральной нормативности находится в пределах нормы (шкала МН, мет. МЛО-АМ, ср.знач = 4,5 стен).
Таблица Результаты методики МЛО-АМ
Уровень |
ЛАП (адаптивность) |
НПУ |
КО |
МН |
||||
Низкий |
84,1% |
1,52 стен |
81,2% |
2,07 стен |
52,9% |
3,65 стен |
24,1% |
4,5 стен |
Средний |
15,9% |
18,2% |
45,9% |
67,6% |
||||
Высокий |
0% |
0,6% |
1,2% |
8,2% |
Наиболее развитыми копинг-стратегиями у испытуемых являются: самоконтроль (58,2% – высокий уровень, 38,8% – средний), поиск социальной поддержки (52,4% – высокий уровень, 41,2% – средний), бегство-избегание (68,8% – высокий уровень, 27,6% – средний), планирование решения проблем (40,6% – высокий уровень, 51,8% – средний уровень), положительная переоценка (по 47,1% участников отличаются высоким и средним уровнем). Из указанных данных следует, что жертвы сексуальных домогательств в сети Интернет в большей степени склонны к рационализации и эскапизму, либо, наоборот, к поиску социальной поддержки среди ровесниц в случае возникновения трудной жизненной ситуации.
Корреляционный анализ. В целом, нами не было установлено связи между сообщением учителям или родителям о факте посягательств и личностными особенностями жертв (для всех шкал p>0,1, вне зоны значимости). Таким образом, вне зависимости от копинг-стратегий и особенностей личностного адаптационного потенциала, объекты сексуальных домогательств не были склонны делиться своими переживаниями с педагогами или родителями. В то же время имеется значимая связь между копингом «поиск социальной поддержки» и сообщением о факте домогательств подруге (ρ=0,26, p=0,001).
Обсуждение
Таким образом, на основе проведенного исследования, были сделаны следующие выводы:
- онлайн груминг в большей степени направлен на девушек младшего подросткового возраста, когда, согласно концепции Д.Б. Эльконина, происходит расширение сферы социальной активности несовершеннолетнего, в то же время не имеется достаточного опыта у молодых людей, чтобы противостоять деструктивному психологическому воздействию;
- установлены отдельные случаи возникновения проблем с обучением у объектов противоправных посягательств в сети Интернет, в то же время сексуальный онлайн груминг в большей степени связан с последствиями для социально-психологических особенностей личности учащихся, чем с их учебной деятельностью: жертвы сексуальных домогательств редко связывают аморальные действия, совершенные по отношению к ним, с такими последствиями, как прогулы и ухудшение успеваемости;
- для абсолютного большинства жертв онлайн груминга свойственны следующие социально-психологические особенности: низкий уровень личностного адаптационного потенциала (адаптивности) и нервно-психической устойчивости, они могут испытывать проблемы с построением коммуникативных контактов, в то же время преимущественно ориентируются на общепринятые моральные нормы;
- значимым является формирование доверительных отношений между подростком и значимым взрослым, при которых несовершеннолетние могут, не опасаясь какого-либо осуждения, пожаловаться на случаи противоправного поведения против своей личности.
Ограничения исследования: хотя мы установили наличие низкого уровня адаптивности у жертв сексуальных домогательств в сети Интернет, нами не были выявлены возможные опосредующие переменные, объясняющие влияние онлайн груминга на развивающуюся личность. Данная проблема требует проведения отдельного всестороннего исследования. Кроме того, интервьюирование жертв носило субъективный характер и суждения об отсутствии связи онлайн груминга и ухудшения успеваемости нуждаются в отдельной проверке, выходящей за пределы цели настоящего исследования.
В то же время мы считаем доказанным то, что противоправные посягательства, совершенные против подростков, оказывают в той или иной степени влияние на дальнейшее формирование личности и её социально-психологические особенности. Данное исследование с согласуются с результатами S. Ståhl & I. Dennhag, которые установили, что онлайн груминг в долгосрочной перспективе приводит к формированию тревоги и депрессивных симптомов у девочек [20].
Литература
- Аксеновская Л.Н., Прозоров В.В. Взаимосоответствие базовых структур литературных родов и социального взаимодействия в контексте ордерного подхода к социально-психологическому изучению культуры // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 16. № 2. С. 176-181. DOI 10.18500/1819-7671-2016-16-2-176-181.
- Аруин С.Е., Чиркина Р.В. Оценка эффективности методов и технологий профилактики радикализации подростков и молодежи в Интернете (на примере технологии Стритворк-онлайн в ФРГ) // Коченовские чтения-2020. Психология и право в современной России: Сборник тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием, Москва, 11–13 ноября 2020 года. Москва: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2020. С. 236-239.
- Грачев Г.В., Батеева А.А. Кибербуллинг как социально-психологический феномен // Социальная политика и социальное партнерство. 2020. № 3. С. 75-84. DOI:10.33920/pol-01-2003-09.
- Дозорцева Е.Г., Медведева А.С. Сексуальный онлайн груминг как объект психологического исследования // Психология и право. 2019. Т. 9. № 2. С. 250–263. DOI:10.17759/psylaw.2019090217
- Жижина М.В. Проблема медиабезопасности личности в контексте современной медиакультуры // Современное культурно-образовательное пространство гуманитарных и социальных наук: Материалы VIII Международной научной конференции, Саратов, 08 апреля 2020 года / Под общей редакцией Ю.Ю. Андреевой, И.Э. Рахимбаевой. Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2020. С. 726-734.
- Киселев К.А. Стратегии психологического воздействия онлайн грумера на несовершеннолетнюю жертву в ситуации сексуальных домогательств // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023. Т. 23. Вып. 3. С. 313–317. DOI: 10.18500/1819-7671-2023-23-3-313-317
- Киселев К.А., Ярошенко Е.И. Социально-психологические особенности приобщения молодежи к распространению наркотических веществ посредством сети интернет // Актуальные проблемы профилактики аддиктивного поведения: материалы II-й Региональной научно-практической конференции Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)». 20 октября 2018 г., Таганрог, 20 октября 2018 года / ответственный редактор: О.А. Холина. Таганрог: Ростовский государственный экономический университет «РИНХ», 2019. С. 248-253.
- Нуцкова Е.В., Дозорцева Е.Г. Клинико-психологические особенности несовершеннолетних, потерпевших от кибергруминга [Электронный ресурс] // Психология и право. 2022. Том 12. № 3. C. 66–76. DOI:10.17759/psylaw.2022120306
- Петрова Л.Г. К вопросу о влиянии перенесенного сексуального насилия в малолетнем или несовершеннолетнем возрасте на дальнейшее развитие личности // Эксперт-криминалист. 2013. № 2. С. 16-17.
- Понукалин А.А., Лапатина Л.М. Анализ уровня эмоциональной устойчивости у разных типов сексуальных преступников // Личность в ситуации социальных изменений : Сборник материалов IV всероссийской научно-практической конференции, Саратов, 09 декабря 2022 года / Под редакцией А.Ю. Смирновой. Саратов: ИЦ "Наука", 2022. С. 151-159.
- Почти четверть заявок в друзья дети получают от взрослых пользователей // Лаборатория Касперского. URL: https://www.kaspersky.ru/about/press-releases/2022_pochti-chetvert-zayavok-v-druzya-deti-poluchayut-ot-vzroslyh-polzovatelej (дата обращения: 10.09.2023 г.).
- Романова Н.М., Эшманова Э.Ф. Кибербуллинг: социально-психологические особенности проявления в школьной среде // Гуманитарные науки в новой реальности: проблемы, подходы, ценности: Материалы X Международной научной конференции, Саратов, 14 апреля 2022 года / Редакционная коллегия: И.В. Бибина (ответственный редактор) [и др.]. Саратов: Саратовский национальный исследовательский государственный университет, 2022. С. 403-407.
- Секераж Т.Н. О терминах и понятиях, отражающих явления интернет-коммуникации по делам о нарушении половой неприкосновенности несовершеннолетних // Теория и практика судебной экспертизы. 2022. Т 17. Вып. 1. С. 130-136. DOI: 10.30764/1819-2785-2022-1-130-136
- Шамионов Р.М., Суздальцев Н.В., Бочарова Е.Е, Акаемова Ю.А. Роль ценностей и вовлеченности молодежи в различные формы активности в предпочтении онлайн/офлайн среды // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2023. Т. 13, № 1. С. 38-50.
- Angela F., Rodríguez-deArriba M-L., & Nocentini A., Menesini E. Online Sexual Harassment in Adolescence: A Scoping Review. Sexuality Research and Social Policy. 2023. №3. P. 1-20. DOI:10.1007/s13178-023-00869-1.
- Fitzgerald L.F., Gelfand M.J., Drasgow F. Measuring Sexual Harassment: Theoretical and Psychometric Advances, Basic and Applied Social Psychology. 1995. Vol. 17. Iss. 4, 425-445. DOI:10.1207/s15324834basp1704_2
- Maass A., Cadinu M., Galdi S. Motivations and consequences of sexual harassment // The SAGE handbook of gender and psychology / Eds. by M.K. Ryan, N.R. Branscombe. New York: SAGE Publications Inc, 2013. 560 p. P. 341-358.
- Santre S, Pumpaibool T. Effects of Blended Learning Program for Cyber Sexual Harassment Prevention among Female High School Students in Bangkok, Thailand // Int J Environ Res Public Health. 2022. № 19(13):8209. DOI:10.3390/ijerph19138209.
- Scarduzio J.A., Sheff S.E., Smith M. Coping and Sexual Harassment: How Victims Cope across Multiple Settings // Arch Sex Behav. 2018. № 47. P. 327–340. DOI:10.1007/s10508-017-1065-7.
- Ståhl S., Dennhag I. Online and offline sexual harassment associations of anxiety and depression in an adolescent sample // Nordic Journal of Psychiatry. 2021. Vol. 75. Iss. 5. P.330-335. DOI:10.1080/08039488.2020.1856924.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 117
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 10
Скачиваний
Всего: 35
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 1