«Оздоровительные» эффекты креативной работы молодых людей с материальными объектами реального мира как защита поколения Z от «нездоровых» угроз виртуальных реальностей
Аннотация
В исследовании ставятся и рассматриваются научно-педагогические вопросы развития личностных потенциалов современных учащихся школ и вузов –молодых людей, характеризующихся социально-поколенческой общностью – поколение Z, образовательное развитие которых происходит в условиях глобальной информатизации, широкого внедрения разных компьютерных технологий. Актуализирована проблема формирования у современных учащихся способностей работы с объектами реального физического мира как важного фактора их развития в условиях расширения использования в образовательных процессах школы и вуза симулятивных дидактических инструментов и виртуальных образовательных ресурсов. Постановка проблематизации связана с профессиональной научно-педагогической деятельностью автора публикации, сталкивающегося с проблемами развития практического мышления и практического опыта работы учащихся с реальными физическими объектами. Высвечены некоторые типовые социально-психологические особенности «зумеров», присущий им тип мышления, отмечены проблемы развития их рефлексивных, аналитических и критических планов мышления, трудности с целостностью восприятия и логического осмысления взаимосвязей разных объектов и событий, фрагментарность, клиповость мышления. Отмечена важность соединения и сочетания в современном образовательном процессе навыков работы с материальными объектами физического мира и средами и объектами виртуального мира.
Общая информация
Ключевые слова: поколение Z, человеческий потенциал, технологии , образовательный процесс, трудовая деятельность, креативность, виртуальная реальность
Рубрика издания: Психолого-педагогические аспекты обучения в цифровой образовательной среде и вопросы цифровой дидактики
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Песковский Е.А. «Оздоровительные» эффекты креативной работы молодых людей с материальными объектами реального мира как защита поколения Z от «нездоровых» угроз виртуальных реальностей // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2023): сб. статей IV Международной научно-практической конференции. 16–17 ноября 2023 г. | Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2023): Сollection of Articles of the IV International Scientific and Practical Conference. November 16–17, 2023. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. – Москва : ФГБОУ ВО МГППУ, 2023. С. 785–794.
Полный текст
Стремительное и всеобъемлющее инновационно-технологическое развитие цивилизованного мира порождает много новых позитивных и прогрессивных культуроформирующих векторов и ориентаций жизни современного общества, но наряду с этим одновременно запускаются самопроизвольные, не лежащие на поверхности, поэтому далеко не всегда видимые, воспринимаемые и осознаваемые людьми общественно-деградационные процессы, несущие с собой особые социогенные риски и угрозы для будущего общественного здоровья и развития человеческого социума.
Глобальная всепроникающая компьютеризация и информатизация общественно-жизнедеятельностных процессов – от всевозможных производственных, социально-коммуникативных до разнообразных межличностных и даже внутриличностных уровней – влияет и воздействует не только на условия материального мира, но и на коллективные и индивидуальные психологии и сознания людей. И если для взрослых эти влияния и воздействия оказываются только культуро- и психо-модифицирующими факторами, то для молодых поколений с несформированными еще индивидуально-личностными контурами они во многом становятся личностно наполняющими и образующими.
Интегральную возрастную поколенческую общность сегодняшних молодых людей, рожденных на рубеже XX-XXI столетий и в последующий период первого десятилетия XXI века, сейчас принято характеризовать социогенным термином «поколение Z», или «зумеры». Причем эта терминология является не просто неким формальным названием – она символизирует собой особую типологическую социально-психологическую, общественно-поведенческую картину, которой сегодня можно было бы характеризовать типичное большинство современных молодых людей вышеобозначенных возрастных групп.
Неизбежность нового глобального информатизационно-цифрового уклада всей будущей жизнедеятельности человеческого общества по новому актуализирует проблемы развития человеческого потенциала – выращивания когорты людей, способных в условиях расширения техногенных влияний виртуальных миров и увеличения мощностей и управляющих способностей разнообразных искусственных интеллектов, создавать реальные материальные объекты, материализованные составляющие человеческой жизни.
Развитие человеческого потенциала – одна из ключевых ценностно-целевых цивилизационных установок и деятельностно-практических ориентаций инновационного развития на современном этапе и в будущем. Инновационное общество, терминологической дефиницией которого часто характеризуют сегодняшний и будущий этапы развития наиболее передовых в экономическом и научно-технологическом отношении государств мира, должно быть готово реагировать на самые разные природогенные, техногенные и социогенные вызовы. Для этого и нужен высокообразованный и высокоразвитый постоянно обновляющийся и расширяющийся человеческий кадровый потенциал.
На ближайшие 30-40-50 лет именно поколению Z разных стран мира цивилизованным человечеством будет делегирована активная и во многом определяющая роль авангардного корпуса инновационно-технологического развития. Поэтому важнейшим аспектом продуктивного функционирования экономики знаний как одного из ключевых символов инновационного общества должна рассматриваться способность и готовность представителей поколения Z к разработке и созданию адекватных ответов на многие вызовы инновационного развития, сегодняшние и будущие. Эти категории способности и готовности и будут являться особыми характеристическими маркерами качества человеческого потенциала поколения Z.
Значимые качественные характеристики личностного развития у поколения Z не могут возникнуть сами по себе – общество их должно осмысленно и целенаправленно формировать у молодежной целевой аудитории. А для этого сегодня у тех специалистов, кто занимается или собирается заниматься решением таких задач, должно быть сформировано адекватное, компетентное научно-педагогическое и социально-психологическое представление о типологических особенностях поколения Z, поскольку оно достаточно сильно по своей общественной ментальности, социальной психологии, деятельностной мотивации и типологическим коммуникационным установкам и посылам отличается от предыдущих, более старших поколений.
В чем же типовые общепоколенческие отличия поколения Z от предыдущих поколений и какие специфические угрозы могут быть предположены и спрогнозированы именно по отношению к развитию человеческого потенциала поколения Z? И что в связи с определенным пониманием интегральной типологии (психо-ментальной, деятельностно-поведенческой, социально-коммуникативной и др.) этой человеческой генерации можно предложить на практике для повышения качественного уровня человеческого потенциала.
Одной из важнейших детерминант качества человеческого потенциала, позволяющих обеспечить возможность подготовки и создания продуктивных ответов на различные инновационные вызовы является человеческая креативность, творческие способности, творческое мышление человека. Однако эра глобальной цифровизации, компьютеризация и виртуализация многих жизнедеятельностных процессов разного содержания и уровня при многих позитивных и преимущественных сторонах содержит и определенные, вполне осязаемые и реально наблюдаемые уже сегодня, в том числе на уровне высшеобразовательных практик, примеры, далеко не единичные, а достаточно типологические, когда разные творческие задания учащимся решаются не с помощью собственной головы, а с помощью компиляции добытой из интернета информации.
«Клиповое мышление» представителей поколения Z больше заряжено на поиск чужих готовых предложений, их компиляцию, чем на придумывание собственных оригинальных ходов и решений. С одной стороны, это не плохо – на таких принципах – изучения и осмысления чужих идей и стороннего опыта и их использования, при возможности и целесообразности, в собственных проектах – строится исходная составляющая любой научно-исследовательской, научно-разработческой и инновационно-проектной деятельности, если бы это было подготовительной, начальной базой для собственного последующего деятельностного креатива.
Однако в реальности, наблюдаемой, в частности, в научно-педагогической практике работы со студентами КГПУ им. В.П. Астафьева, а также со школьниками красноярских школ, оказывается, что в большом числе таких ситуаций к собственному реальному, не компиляционному, креативу перехода у учащихся, что школы, что вуза, не происходит. Поэтому ими тиражируются массово одни и те же чужие предложения, продукты, изделия. Клиповость мышления и компилятивность сознания молодых людей приводит к снижению их собственного творческого потенциала в плане новизны и оригинальности творческих решений.
Для целей и задач инновационно-технологического развития новые прорывные научно-технологические предложения и решения, способные стать полноценными, весомыми ответами на вызовы будущего, будут зависеть во многом от нестандартности и оригинальности творческого мышления тех, кто будет участвовать в проектировании и создании инновационного научно-технологического будущего.
Интегрально-характеристически присущий «зумерам» тип мышления отмечается проблемами с развитием их рефлексивных, аналитических и критических планов мышления, трудностями с целостностью восприятия и логического осмысления взаимосвязей разных объектов и событий. Если на это посмотреть как на интегральную генетическую психо-ментальную характеристику поколения Z, то через призму особого смысло-целевого восприятия ее можно представить как общепоколенческое генетическое «нарушение здоровья» вследствие непозитивных влияний и эффектов виртуально-цифрового мира. Такое символически-образное восприятие данного факта, если его принять за типовую реалию, обуславливает поиск особых психолого-педагогических ходов и инструментов, которые бы противодействовали таким «нездоровым» угрозам цифровой эры.
Реальные практики ручной трудовой активности по созданию материальных объектов или проведению различных физических операций с ними представляются сегодня как важная составляющая, способствующая развитию практического деятельностного потенциала человека, его продуктивной результативности, и развивающая его интеллектуальный потенциал, творческие способности, креативность, для развития практических навыков и способностей (пригодностей к определенной деятельности).
В структуре образовательных программ общеобразовательных учреждений, особенно на старших ступенях обучения, сегодня все меньше отводится времени на практическую работу обучающихся с материальными объектами физического мира. Даже лабораторные, в частности естественнонаучные, практики зачастую заменяются компьютерно-симулятивными. Это сегодня характерно и для вузов. Тогда как именно в цифровую эру создание специальных практик для творческой ручной трудовой активности учащихся может рассматриваться как важный фактор повышения качественного уровня креативного потенциала молодых, которые все сегодня относятся к поколению Z, для которого в образовательном процессе физическая работа руками мало характерна, ручная трудовая активность не присуща, многие из них к ней фактически не приспособлены.
Под творческой ручной трудовой активностью здесь понимается любая содержательно- креативная работа человека своими руками с использованием средств механизации или без них, но без использования автоматизированных и роботизированных систем. Т.е. где процессами создания материальных продуктов занимаются непосредственно человеческие голова и руки, а не только одна его голова.
Почти единственной сферой потенциальной творческой работы руками в образовательном процессе, в частности, общеобразовательной школы, сегодня оказывается предметная область «Технология». В этом смысле у предметной области «Технология» возникает особая ценностно-смысловая проекция – создание ситуаций и содержательных практик ручной трудовой активности – практической работы учащихся своими руками с материальными объектами.
Однако не всякую работу руками, не всякую ручную трудовую активность имеет смысл рассматривать и позиционировать как особый ресурс развития личностного человеческого потенциала, ценностно значимый для задач общественно-инновационного развития. Такой особенностью, выраженным позитивным развивающим и стимулирующим эффектом будет обладать творческий труд, не рутинный, так как именно в творческой работе происходит естественное включение и слияние разных внутренних ресурсных механизмов деятельности человеческого организма индивида, приводящих к осознанной и ответственной организации собственного процесса практической деятельности, с сопутствующим освоением необходимых для этого знаний и навыков, в этих процессах включаются компоненты саморазвития и самообразования. Именно компонент ручного творческого труда будет вызывать и подталкивать практическую креативность как аспект решения практических задач.
Почему деятельность человека руками – ручную трудовую активность – в эпоху глобальной компьютеризации и цифровизации важно рассматривать как ресурс комплексного влияния на развитие деятельностно-творческого потенциала человека? Потому что ручной труд, специфическая физическая активность человека, одновременно и совместно включает в себя комплекс мелких и крупных моторик и интеллектуального управления человека. Влияние различных моторик на общее развитие человеческого организма, на его здоровье, на интеллектуальный и творческий потенциал человека давно исследуется и рассматривается для разных возрастных категорий. Мелкая и крупные моторики способствуют образованию необходимых нейронных связей и формированию позитивных психологических процессов.
«Нездоровыми» угрозами цифровой эры для всех людей вообще, а не только для учащихся, сегодня целесообразно рассматривать техногенные и социогенные факторы, изменяющие здоровый образ жизнедеятельности человека, формирующие техногенные зависимости, гаджетные рабства, влияющие на характеристики физической активности, создающие психо-эмоциональные перегрузы и др. Нездоровыми изъянами и ментально-культурными угрозами цифровой эры для молодых поколений, у которых отсутствует критическое восприятие жизни, слабо развит рефлексивно-аналитический потенциал, будут доминантные, а тем более безальтернативные виртуальные реальности, характеризующиеся рафинированностью и приглаженностью симулятивные миры.
При работе с реальными физическими объектами своими руками человек учится преодолевать реальные физические препятствия и трудности, сталкивается с естественным несовершенством практических действий и неидеальностью их материализованных результатов, в отличие от идеальных условий и результатов виртуальных миров. Возникает понимание, что реальность – это не компьютерная модель и что решение реальных практических задач намного сложнее и многофакторнее и многопричиннее компьютерных, виртуальных.
Практическая деятельность обучающегося с объектами реального физического мира запускает самоорганизующиеся комплексные синергетические механизмы внутриличностного развития потенциала человека. У него возникают живые, осязаемые понимания материальности его внешнего окружения – материалов, веществ, живые ощущения, которые тоже формируют и психо-эмоциональные восприятия, фон, и интеллектуальные осмысления, оценки, рефлексии, а также творческие внутренние установки и посылы как реакции на какие-то препятствия и затруднения, которые необходимо разрешить преодолеть. С другой стороны, именно в практической деятельности возникает осязаемый результат, который можно пощупать.
Творческая ручная трудовая активность развивает воображение, фантазию, креативность и способствует самообразованию, самоорганизации, самоконтролю, а также разным взаимодействиям с другими людьми, коммуникациям. И в то же время она помогает увидеть и осмыслить несовершенства, шероховатости, неидеальность реального мира. Через самостоятельную работу руками происходит осознание модельности, т.е. урезанности, виртуального мира по сравнению с реальным. А овладение технологиями виртуализации вкупе с освоением физических реальностей способно дать еще более оригинальные, глубинные синергические эффекты в разных направлениях инновационно-технологического развития. В практической деятельности, в творческом ручном труде с материальными объектами развивается критическая, реалистичностная креативность в противовес виртуальной, фантазийно-иллюзорной.
Работа с разнообразными реальными инструментами, технологическими материалами, а не кнопками компьютера иди джойстиками, порождает практические знания и практический опыт, развивает практическое мышление, формирует практический интеллект. Реальный материальный мир шероховат и занозист, в отличие от виртуального, и необходимо современные молодые поколения обучать реальный мир творчески осваивать и преобразовывать в интересах человека.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 58
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 5
Скачиваний
Всего: 15
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1