Дополнительное образование детей на примере Республики Казахстан

1

Аннотация

В настоящей статье обсуждаются возможности дополнительного образования детей в Казахстане для более полного раскрытия их потенциала. В работе отражены преимущества и эффекты дополнительного образования детей в индивидуализации образовательной траектории. Рассматриваются и предлагаются способы оптимизации дополнительного образования детей, которые позволят в большей мере развивать способности, раскрывать одаренность и таланты подрастающего поколения, что актуализирует дальнейшее более глубокое изучение вопросов оптимальной организации дополнительного образования детей.

Общая информация

Ключевые слова: дополнительное образование, задатки, способности, одаренность, талант, человеческий потенциал

Рубрика издания: Краткие сообщения

Тип материала: краткое сообщение

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2024290615

Получена: 15.08.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Абдуллаханов А.К. Дополнительное образование детей на примере Республики Казахстан // Психологическая наука и образование. 2024. Том 29. № 6. С. 221–226. DOI: 10.17759/pse.2024290615

Полный текст

Одной из целей в области устойчивого развития, установленных ООН на период до 2030 года, является обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования для всех [8]. В системе образования Казахстана наряду с общеобязательным школьным образованием функционирует дополнительное образование детей (ДОД). К важнейшим функциям ДОД относится то, что участие в ДОД помогает детям лучше понять себя, развить свои способности, раскрыть потенциал. Комбинируя направления и форматы программ ДОД, возможно предельно индивидуализировать траекторию развития ребенка [7], учитывая его особенности и потенциал.

Цель данной статьи – сделать шаг к постановке проблемы и привлечению внимания к отдельным вопросам ДОД в Казахстане, предложив авторский подход по улучшению ситуации с доступностью ДОД в стране.

Вопросы и проблемы, касающиеся развития способностей и одаренности детей, более полного раскрытия потенциала ребенка, не перестают быть одной из актуальнейших проблем таких наук, как психология и педагогика.

Говоря о системе образования детей в Казахстане, следует признать, что, как правило, в основе образовательных систем постсоветского пространства лежит общеобязательное среднее образование. В Республике Казахстан ДОД выступает как процесс воспитания и обучения, осуществляемый в целях нравственного, интеллектуального, культурного, физического развития, ДОД призвано удовлетворять разносторонние потребности и создавать условия для развития личности, ее самоопределения и творчества, раскрытия способностей, социальной адаптации, формирования гражданского самосознания, общей культуры, здорового образа жизни, организации содержательного досуга. В Казахстане обеспечение дополнительного образования детей и утверждение государственного образовательного заказа на ДОД входят в компетенцию местных исполнительных органов (акиматов) [6].

При этом следует отметить, что в последнее время в системе общего среднего образования появился тренд, когда наряду с общеобязательными предметами стали появляться так называемые предметы по выбору (элективные). И, возможно, именно учитывая важность права выбора существующего в системе ДОД, в настоящее время в государственных общеобязательных стандартах образования Республики Казахстан, например, начинают появляться определенные возможности по реализации права выбора. Так, сравнительно недавно произошли определенные сдвиги в системе образования, и в общеобязательных стандартах образования наряду с инвариантным компонентом учебной нагрузки, т. е. обязательным, начинает появляться вариативный компонент, т. е. по выбору обучающихся [11]. Если ранее практически все компоненты учебной нагрузки носили общеобязательный характер, то в настоящее время идет процесс пересмотра и введения вариативного компонента учебной нагрузки, и исходя из образовательных потребностей у учащихся появляется право выбирать элективные курсы.

Общая педагогическая практика показывает, что к шестому-седьмому классу у детей, их родителей и педагогов уже складывается определенное понимание, к чему у ребенка имеются способности и к каким видам деятельности ребенок более склонен. Начиная с седьмого-восьмого класса уже есть смысл сосредоточиться на выборе какого-то определенного направления вида деятельности, к которой у ребенка есть способности. В том числе и поэтому в Казахстане, как правило, набор в различные специализированные школы, как, например, в республиканскую физико-математическую школу [10] или республиканскую специализированную школу олимпийского резерва [9] и т. д., начинают проводить примерно с седьмых-восьмых классов. То есть в таких школах начиная с седьмых-восьмых классов начинается специализация, что предполагает то, что дети до того определились со своим выбором.

Как известно, одним из индикаторов успешности социальной политики в области образования является процент охвата ДОД. И не случайно именно данный показатель используется в ежегодных Национальных докладах о состоянии и развитии системы образования Республики Казахстан [5]. Говоря о таком индикаторе, как показатель охвата ДОД, следует отметить, что ранее нами был проведен ряд исследований, результаты которых, с одной стороны, свидетельствуют о том, что существует определенная корреляционная связь между уровнем охвата ДОД и удельным весом преступности несовершеннолетних. В некоторых регионах Казахстана коэффициент корреляции был настолько высок, что позволяет назвать эту корреляционную связь детерминационной, т. е. можно говорить о том, что уровень охвата ДОД взаимосвязан с уровнем преступности несовершеннолетних. При этом полученные результаты свидетельствовали о том, что в тех регионах, где более высокие показатели охвата ДОД, более низкие показатели преступности несовершеннолетних, а в тех регионах, где более низкие показатели охвата ДОД, более высокие показатели преступности несовершеннолетних [1]. С другой стороны, результаты другого нашего исследования свидетельствуют о том, что регионы Казахстана с более высокими показателями охвата ДОД также имеют и более высокие показатели среднего балла на едином национальном тестировании (аналог единого государственного экзамена), а в тех регионах, где более низкие показатели охвата ДОД, также более низкие показатели среднего балла на едином национальном тестировании [2]. То есть на государственном уровне просматривается особая ценность и важность системы ДОД, когда, с одной стороны, она способствует предупреждению преступности несовершеннолетних, а с другой стороны, помогает в профориентации. Как отмечают специалисты, именно в профориентации обучающихся на основе интеграции общего и дополнительного образования также проявляется очень важная роль ДОД [12].

Целесообразно разработать систему ДОД, в которой у ребенка во второй половине дня после уроков в школе была бы возможность посещать кружки различных направлений (интеллектуального, творческого, физкультурного и т. д.). При этом, как нам видится, виды и формы занятий ДОД в течение дня и в течение учебной недели должны быть скоординированы со школьным расписанием и между собой по видам и формам учебной нагрузки.

В связи с тем, что возраст до 12 лет принципиально важен для определения направления, в котором в дальнейшем ребенку следует развиваться, необходимо создавать систему ДОД, позволяющую ребенку посещать как можно больше самых разнообразных кружков, в которых ребенок найдет именно те виды деятельности, к которым у него есть способности. Необходимо увеличить вариативность посещаемых детьми до 12 лет кружков. Соответственно, у ребенка будет возможность опробовать свои силы в большем количестве видов деятельности.

Учитывая факторы урбанизации населения, мы полагаем, что одним из способов улучшения организации ДОД в населенных пунктах может выступить создание системы ДОД на материально-технической базе системы общего образования, как, например, школ, училищ, вузов и т. д. Ранее в одной из наших работ мы освещали возможные варианты организации системы ДОД в целях оптимизации ее работы, повышения охвата детей и предоставления детям более широких возможностей в раскрытии заложенного потенциала, в частности, нами была разработана и предложена модель индикативной карты сети дополнительного школьного образования [3]. В целом, специалисты отмечают, что очевидна необходимость осмысления организационных основ интеграции общего и дополнительного образования детей [4].

Необходимо улучшать ситуацию с доступностью ДОД и повышать показатели охвата ДОД среди детей до 12 лет в Республике Казахстан. На наш взгляд, у системы ДОД существуют определенные не вполне очевидные и в то же время неиспользуемые возможности в этой сфере.

Литература

  1. Абдуллаханов А.К., Сансызбаева Г.Н. О корреляционных связях некоторых показателей, используемых в государственном управлении // Вестник Карагандинского университета. Серия «Экономика». 2024. Т. 29. Вып. 2(114). С. 73–82. DOI:31489/2024ec2/72-81
  2. Абдуллаханов A.К., Сансызбаева Г.Н. Отдельные аспекты корреляционной связи между показателями, используемыми в государственном управлении в области формирования человеческого капитала // Экономическая серия Вестника Евразийского Национального Университета имени Л.Н. Гумилева. 2024. Вып. 2. С. 158–168. DOI:32523/2789-4320-2024-2-158-168
  3. Абдуллаханов A.К., Сансызбаева Г.Н., Гаджиева Л.А. Новые подходы к развитию человеческого капитала // Вестник КазНУ. Серия Экономическая. 2024. Т. 2. Вып. 148. С. 131–139. DOI:26577/be.2024-148-b2-011
  4. Афанасьев В.В., Воровщиков С.Г., Резаков Р.Г. Практика позитивной социализации детей, подростков и юношества: формат интеграции ресурсов общего и дополнительного образования столичного мегаполиса [Электронный ресурс] // Искусство и образование. 2020. № 4(126). С. 160–167. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43828895 (дата обращения: 26.07.2024).
  5. Баекешова Б. [и др.]. Национальный доклад о состоянии и развитии системы образования Республики Казахстан (по итогам 2022 года) [Электронный ресурс]. Астана. 2023. С. 279. URL: https://taldau.edu.kz/ru/publikaciya/nacionalnyj-doklad-o-sostoyanii-i-razvitii-sistemy-obrazovaniya-rk (дата обращения: 26.07.2024).
  6. Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319-III [Электронный ресурс]. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z070000319_#z0 (дата обращения: 26.07.2024).
  7. Косарецкий С.Г. [и др.]. Дополнительное образование детей в России: единое и многообразное [Электронный ресурс]. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2019. С. 280. URL: https://ioe.hse.ru/data/2019/04/04/1189087562/DOD_text_print.1.pdf (дата обращения: 26.07.2024).
  8. Организация Объединенных Наций. Доклад о целях в области устойчивого развития [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/education/ (дата обращения: 20.03.2023).
  9. Правила приема в Республиканскую специализированную школу-интернат-колледж олимпийского резерва имени К. Ахметова [Электронный ресурс]. URL: https://rshik-ahmetov.kz/ru/priem-v-shkolu/ (дата обращения: 26.07.2024).
  10. Правила проведения конкурсного отбора по присуждению образовательного гранта на обучение в 7, 8 классах в филиалах НАО «Республиканская физико-математическая школа» [Электронный ресурс]. URL: https://admissions.fizmat.kz/wp-content/uploads/sites/8/2024/03/pravila-konkursnogo-otbora-7-8-klass-grant-2024-205-goda.pdf (дата обращения: 26.07.2024).
  11. Приказ Министра просвещения Республики Казахстан от 3 августа 2022 года № 348 «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования», зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 5 августа 2022 года № 29031 [Электронный ресурс]. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2200029031 (дата обращения: 26.07.2024).
  12. Чайкина Ж.В., Мухина М.В., Костылев Д.С., Лукина О.А. Интеграция общего и дополнительного образования как фактор успешной профессиональной ориентации обучающихся [Электронный ресурс] // Вестник педагогических наук. 2021. № 1. С. 193–198. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_45600445_84307076.pdf (дата обращения: 26.07.2024).

Информация об авторах

Абдуллаханов Арман Кажимуратович, преподаватель, Казахский Национальный Педагогический Университет имени Абая, Алматы, Казахстан, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6118-8882, e-mail: a.kazhymuratuly@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 7
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 1
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1