Одной из целей в области устойчивого развития, установленных ООН на период до 2030 года, является обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования для всех [Организация Объединенных Наций]. В системе образования Казахстана наряду с общеобязательным школьным образованием функционирует дополнительное образование детей (ДОД). К важнейшим функциям ДОД относится то, что участие в ДОД помогает детям лучше понять себя, развить свои способности, раскрыть потенциал. Комбинируя направления и форматы программ ДОД, возможно предельно индивидуализировать траекторию развития ребенка [Косарецкий, 2019], учитывая его особенности и потенциал.
Цель данной статьи – сделать шаг к постановке проблемы и привлечению внимания к отдельным вопросам ДОД в Казахстане, предложив авторский подход по улучшению ситуации с доступностью ДОД в стране.
Вопросы и проблемы, касающиеся развития способностей и одаренности детей, более полного раскрытия потенциала ребенка, не перестают быть одной из актуальнейших проблем таких наук, как психология и педагогика.
Говоря о системе образования детей в Казахстане, следует признать, что, как правило, в основе образовательных систем постсоветского пространства лежит общеобязательное среднее образование. В Республике Казахстан ДОД выступает как процесс воспитания и обучения, осуществляемый в целях нравственного, интеллектуального, культурного, физического развития, ДОД призвано удовлетворять разносторонние потребности и создавать условия для развития личности, ее самоопределения и творчества, раскрытия способностей, социальной адаптации, формирования гражданского самосознания, общей культуры, здорового образа жизни, организации содержательного досуга. В Казахстане обеспечение дополнительного образования детей и утверждение государственного образовательного заказа на ДОД входят в компетенцию местных исполнительных органов (акиматов) [Закон Республики Казахстан].
При этом следует отметить, что в последнее время в системе общего среднего образования появился тренд, когда наряду с общеобязательными предметами стали появляться так называемые предметы по выбору (элективные). И, возможно, именно учитывая важность права выбора существующего в системе ДОД, в настоящее время в государственных общеобязательных стандартах образования Республики Казахстан, например, начинают появляться определенные возможности по реализации права выбора. Так, сравнительно недавно произошли определенные сдвиги в системе образования, и в общеобязательных стандартах образования наряду с инвариантным компонентом учебной нагрузки, т. е. обязательным, начинает появляться вариативный компонент, т. е. по выбору обучающихся [Приказ Министра просвещения]. Если ранее практически все компоненты учебной нагрузки носили общеобязательный характер, то в настоящее время идет процесс пересмотра и введения вариативного компонента учебной нагрузки, и исходя из образовательных потребностей у учащихся появляется право выбирать элективные курсы.
Общая педагогическая практика показывает, что к шестому-седьмому классу у детей, их родителей и педагогов уже складывается определенное понимание, к чему у ребенка имеются способности и к каким видам деятельности ребенок более склонен. Начиная с седьмого-восьмого класса уже есть смысл сосредоточиться на выборе какого-то определенного направления вида деятельности, к которой у ребенка есть способности. В том числе и поэтому в Казахстане, как правило, набор в различные специализированные школы, как, например, в республиканскую физико-математическую школу [Правила проведения конкурсного] или республиканскую специализированную школу олимпийского резерва [Правила приема в] и т. д., начинают проводить примерно с седьмых-восьмых классов. То есть в таких школах начиная с седьмых-восьмых классов начинается специализация, что предполагает то, что дети до того определились со своим выбором.
Как известно, одним из индикаторов успешности социальной политики в области образования является процент охвата ДОД. И не случайно именно данный показатель используется в ежегодных Национальных докладах о состоянии и развитии системы образования Республики Казахстан [Баекешова, 2023]. Говоря о таком индикаторе, как показатель охвата ДОД, следует отметить, что ранее нами был проведен ряд исследований, результаты которых, с одной стороны, свидетельствуют о том, что существует определенная корреляционная связь между уровнем охвата ДОД и удельным весом преступности несовершеннолетних. В некоторых регионах Казахстана коэффициент корреляции был настолько высок, что позволяет назвать эту корреляционную связь детерминационной, т. е. можно говорить о том, что уровень охвата ДОД взаимосвязан с уровнем преступности несовершеннолетних. При этом полученные результаты свидетельствовали о том, что в тех регионах, где более высокие показатели охвата ДОД, более низкие показатели преступности несовершеннолетних, а в тех регионах, где более низкие показатели охвата ДОД, более высокие показатели преступности несовершеннолетних [Абдуллаханов, 2024]. С другой стороны, результаты другого нашего исследования свидетельствуют о том, что регионы Казахстана с более высокими показателями охвата ДОД также имеют и более высокие показатели среднего балла на едином национальном тестировании (аналог единого государственного экзамена), а в тех регионах, где более низкие показатели охвата ДОД, также более низкие показатели среднего балла на едином национальном тестировании [Абдуллаханов, 2024а]. То есть на государственном уровне просматривается особая ценность и важность системы ДОД, когда, с одной стороны, она способствует предупреждению преступности несовершеннолетних, а с другой стороны, помогает в профориентации. Как отмечают специалисты, именно в профориентации обучающихся на основе интеграции общего и дополнительного образования также проявляется очень важная роль ДОД [Чайкина, 2021].
Целесообразно разработать систему ДОД, в которой у ребенка во второй половине дня после уроков в школе была бы возможность посещать кружки различных направлений (интеллектуального, творческого, физкультурного и т. д.). При этом, как нам видится, виды и формы занятий ДОД в течение дня и в течение учебной недели должны быть скоординированы со школьным расписанием и между собой по видам и формам учебной нагрузки.
В связи с тем, что возраст до 12 лет принципиально важен для определения направления, в котором в дальнейшем ребенку следует развиваться, необходимо создавать систему ДОД, позволяющую ребенку посещать как можно больше самых разнообразных кружков, в которых ребенок найдет именно те виды деятельности, к которым у него есть способности. Необходимо увеличить вариативность посещаемых детьми до 12 лет кружков. Соответственно, у ребенка будет возможность опробовать свои силы в большем количестве видов деятельности.
Учитывая факторы урбанизации населения, мы полагаем, что одним из способов улучшения организации ДОД в населенных пунктах может выступить создание системы ДОД на материально-технической базе системы общего образования, как, например, школ, училищ, вузов и т. д. Ранее в одной из наших работ мы освещали возможные варианты организации системы ДОД в целях оптимизации ее работы, повышения охвата детей и предоставления детям более широких возможностей в раскрытии заложенного потенциала, в частности, нами была разработана и предложена модель индикативной карты сети дополнительного школьного образования [Абдуллаханов, 2024б]. В целом, специалисты отмечают, что очевидна необходимость осмысления организационных основ интеграции общего и дополнительного образования детей [Афанасьев, 2020].
Необходимо улучшать ситуацию с доступностью ДОД и повышать показатели охвата ДОД среди детей до 12 лет в Республике Казахстан. На наш взгляд, у системы ДОД существуют определенные не вполне очевидные и в то же время неиспользуемые возможности в этой сфере.