Мотивация обучающихся как определяющий фактор эффективности онлайн-образования

23

Аннотация

В статье представлен анализ проблем, связанных с мотивацией обучающихся при реализации образовательного процесса в онлайн-формате. Выявляется, что на эффективность такого обучения большое влияние оказывает мотивация обучающихся. Также дается характеристика элементов, из которых состоит мотивированность студентов, таких как постановка целей, руководство своим временем, структурирование среды, поиск помощи, стратегическое мышление, самооценка. Особо подчеркивается существенная разница в мотивации обучения в зависимости от его формата (традиционное, онлайн). При этом необходимо помнить, что образовательный процесс в любом случае остается формой коммуникации. Поэтому возможность осуществления различных видов социального взаимодействия оказывает значительное воздействие на мотивацию обучающихся. Для формулировки выводов были проанализированы результаты нескольких эмпирических исследований (зарубежных и отечественных), проведенных в данной сфере. Это позволило более четко охарактеризовать причины снижения заинтересованности обучающихся при освоении дисциплин в онлайн-формате. В качестве заключения обосновывается необходимость использования сильных сторон сети Интернет, которая делает возможным получение любой информации, с целью повышения мотивации обучающихся, что положительно скажется и на эффективности всего образовательного процесса, осуществляющего полностью или частично с применением дистанционных технологий.

Общая информация

Ключевые слова: мотивация, онлайн-образование, дистанционные образовательные технологии, эффективность дистанционного обучения

Рубрика издания: Психолого-педагогические аспекты обучения в цифровой образовательной среде и вопросы цифровой дидактики

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Шмурыгина О.В., Овчинникова Д.Г. Мотивация обучающихся как определяющий фактор эффективности онлайн-образования // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2023): сб. статей IV Международной научно-практической конференции. 16–17 ноября 2023 г. | Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2023): Сollection of Articles of the IV International Scientific and Practical Conference. November 16–17, 2023. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. – Москва : ФГБОУ ВО МГППУ, 2023. С. 833–843.

Полный текст

Введение

Обучение с применением информационно-коммуникативных технологий требует от обучающихся, с одной стороны, формирования особых психологических качеств (таких как мотивированность, самостоятельность, рефлексивность и др.). А с другой стороны, отдельные структурные элементы психики, которые ранее формировались в процессе общения в рамках учебной деятельности, при дистанционном обучении, уходят на второй план. Ярким примером этому служит сокращение межличностного общения во всех сферах жизнедеятельности обучающихся, в том числе учебной. Это, в свою очередь проявляется в несформированности «Я-концепции» у многих современных подростков и студентов [1].

Но необходимо определить с понятийным аппаратом. В зависимости от степени насыщения образовательного процесса теми или иными дистанционными технологиями, характера взаимодействия между участниками, способов подачи контента можно выделить следующие виды обучения [4]:

  • традиционное обучение (без использования электронных технологий);
  • традиционное обучение с веб-поддержкой (1-29% курса реализуется в сети: доставка контента, минимальное взаимодействие через LMS при выполнении СРС);
  • смешанное обучение - blended-learning (30-79% курса реализуется в сети: комбинирует обучение в аудитории с занятиями в сети);
  • полное онлайн обучение (более 80% курса в сети, часто совсем без очного взаимодействия).

Кроме того, могут применяться различные модели самого электронного обучения:

  • очная форма + дистанционная;
  • сетевое обучение (автономные курсы или информационно-образовательная среда – виртуальные кафедры, школы, университеты);
  • сетевое обучение + кейс-технологии;
  • обучение, построенное преимущественно на видеоконференцсвязи;
  • и другие.

Общим для применения любых форм дистанционных технологий становится увеличение самостоятельной работы обучающихся. А это в свою очередь требует наличия у них высокого уровня самомотивации, дисциплинированности и умения управлять своим временем.

Следовательно, целью настоящего исследования является рассмотрение особенностей мотивации обучающихся (как внутренней, так и внешней) в процессе дистанционного обучения. На основании цели были определены следующие исследовательские вопросы:

  • анализ мотивационных установок обучающихся в зависимости от организации процесса обучения (в реальном времени, с применением дистанционных технологий, постностью онлайн-формат);
  • выявление факторов, влияющих на эффективность онлайн-обучения, и рассмотрение того, какое значение имеет мотивация на ее повышение;
  • определение элементов, из которых состоит мотивированность обучающихся.

Методы

В основе данного исследования лежит метод критического анализа научной литературы по вопросам мотивации обучающихся с применением различных форм онлайн-обучения. Отправной точкой исследования выступает когнитивная теория личности, а именно понимание того, что обучающиеся всю информацию, получаемую во процессе обучения, сопоставляют с уже имеющимся опытом и в соответствии с этим выстраивают свое дальнейшее поведение. В качестве эмпирической базы исследования выступили различные научные изыскания, проводимые российскими и зарубежными учеными. Наиболее важные из них можно это исследование, проведенное в Уральском федеральном университете (УрФУ) в 2018 году (Клименских М. В., Лебедева Ю. В., Мальцев А. В., Савельев В. В. П) по выявлению ключевых психологических позиций, влияющих на эффективность студентов в условиях онлайна (в частности, выраженность внутренней и внешней мотивации) [2] и концепцию Wang C. [7], выделяющую отличительные характеристики мотивации обучающихся при реализации образовательного процесса онлайн.

Результаты

Начнем с рассмотрения проблем с мотивацией, возникающих у обучающихся в онлайн-формате, которое предполагает большую часть самостоятельной работы. Важным становится то, как обучающиеся осуществляют поиск и интерпретацию этой информации, учитывая тот факт, что работают они по принципу «навести и щелкнуть» (point-and-click) [7]. Студент, у которого низкий уровень мотивации, будет хаотично пролистывать интернет-страницы, пытаясь найти что-то нужное. Но, как показывает практика, это приводит к поверхностным личным учебным и научным результатам, потому что цель заключается в выполнении формальных требований и получения «зачета» за выполненную работу. Студент с высоким уровнем мотивации, наоборот, будет опираться на цифры и факты, подвергать сомнению найденную информацию, потому что стремится узнать что-то новое, повысить свой уровень компетентности.

Следовательно, мотивация обучающихся оказывает существенное влияние на эффективность образовательного процесса. Это подтверждается и исследованием, проведенным в Уральском федеральном университете (УрФУ) в 2018 году, еще до массового перехода на онлайн-обучение и применение дистанционных технологий в образовании, которое выявило несколько основных показателей эффективности онлайн-обучения, требующих внимания в образовательном процессе [2]:

  1. 1. Внутренняя мотивация: познавательная, мотивация достижения, саморазвития.
  2. 2. Уровень интеллекта.
  3. 3. Внешняя мотивация: ориентация на общественное мнение, чувство долга, чувство вины за плохой результат;
  4. Собственно личностные качества: склонность к кооперации и согласию с другими людьми, добросовестность, а также, с отрицательным влиянием, эмоциональная восприимчивость, тревожность и незащищенность;
  5. Учебный стаж: более опытные студенты, уже прошедшие ранее минимум два онлайн-курса, как правило, показывают более высокую успеваемость.
  6. Открытость опыту, то есть любознательность, увлеченность.

В свою очередь, обращаясь к исследованию I. Varkonyi можно выделить несколько факторов, которые влияют на увеличение мотивации [6]:

  1. Наличие личной заинтересованности, если есть понимание того, что предпринимаемые действия принесут выгоду.
  2. Соответствие сложившейся внутренней системе ценностей потребностей человека.
  3. Присутствующие риски и препятствия имеют небольшое значение.
  4. Присутствует взаимосвязь с предыдущим опытом.

Исследование Wang [7], конкретизировало разницу в мотивационных установках обучающихся в традиционном и онлайн режимах. Существенное отличие заключается в том, что при классической форме обучения мотивация во многом зависит от необходимости соответствовать социальной роли студента, ученика, слушателя, которую обучающийся берет на себя, поступая в то или иное образовательное учреждение. Необходимо успевать за остальными обучающимися, соответствовать тем ожиданиям преподавателя, которые тот выдвигает по освоению своего академического курса и т.д. Это в большей степени относится к показателям внешней мотивации. Совершенно иные мотивационные установки у обучающегося, осваивающего онлайн-курс. Тут на первый план выходят поддержание собственной индивидуальности и стремление самосовершенствоваться. И это происходит не под давлением преподавателя, а благодаря собственной осознанности, что говорит о преобладании внутренней мотивации [5].

Итак, понимая важность мотивации при организации онлайн-образования, выделяя факторы, которые влияют на ее увеличение, учитывая, что она не может быть такой же, как при традиционных формах обучения, определим структуру мотивированности, опираясь на исследование, проведенное C. Zheng, J. Liang, M. Li, C. Tsai [8]:

  1. Постановка целей. Это один самых важных элементов, потому что большая часть учебной деятельности осуществляется самостоятельно. Соответственно обучающийся должен четко понимать, для чего он осуществляет каждое свое действие, чтобы достичь установленных результатов обучения. К тому же эти самостоятельные действия связаны с поиском определенной информации и, чтобы «не утонуть» в ее потоке, должны быть четко заданные ориентиры, то есть релевантные цели и задачи.
  2. Управление временем. Приобретает огромное значение в онлайн-образовании, так как оно по своей сути асинхронное. Классическая система образования имеет жесткую структуру академических часов на освоение учебных дисциплин. При онлайн-обучении самостоятельный поиск информации, выполнение иных учебных действий ничем не ограничены. Поэтому умение распределять свое время при сочетании различных видов учебной деятельности и периодов отдыха и при этом не потерять интерес оказывает большое влияние на желание продолжать процесс обучения онлайн.
  3. Структурирование среды. Важным для обучающегося становится наличие у него хорошей компьютерной техники и высокоскоростного интернета. Потому что без этого онлайн-обучение вызывает большое чувство напряженности, раздраженности или даже депрессивности, что в свою очередь снижает уровень мотивированности.
  4. Поиск помощи. Если при классическом процессе обучения преподаватель всегда рядом, к нему можно обратиться в любую минуту на учебных занятиях, то применение дистанционных технологий в обучении на первый план выдвигает общение в виртуальной среде. Преподаватель, тьютор должен быть доступен практически 24 часа в сутки семь дней в неделю. Помощь обучающемуся может потребоваться в любой момент. А если он ее не получает вовремя, то идет снижение мотивации.
  5. Стратегическое мышление. Умение видеть проблемы и препятствия как бы сверху позволяет быстрее определять способы их решения или преодоления. Застревание на одной проблеме забирает большое количество времени, сил, а соответственно и желания учиться, т.е. снижает мотивированность.
  6. Самооценка. Так как прямые контакты с преподавателем существенно сокращены, обучающемуся приходится оценивать себя самостоятельно во многих своих учебных действиях. Поэтому важным становится умение самоанализа и рефлексии.

Работа с этими элементами мотивированности позволит в том числе повысить эффективность онлайн-образования, будет оказывать положительное влияние на достижение образовательных результатов.

Обсуждение

Таким образом, можно утверждать, что при традиционных формах обучения преобладает так называемая внешняя мотивация. С одной стороны, преподаватель, являясь лидером образовательного процесс, может применять меры поощрения и наказания, что оказывает существенное воздействие на мотивацию обучающихся. С другой стороны, у обучающихся проявляется стремление не быть хуже других, что в свою очередь мотивирует их добиваться определенных успехов учебной деятельности.

При переходе на онлайн-обучение вектор мотивации смещается в сторону внутренних устремлений. Так как преподаватель в данном случае выступает в роли консультанта и проверяющего, то у него нет возможности повлиять на мотивацию студентов. А отсутствие аудиторных занятий убирает соревновательный момент между обучающимися, который во многом сподвигал их к решению учебных задач.

Основная ошибка многих российских вузов заключается в том, что не были внесены существенные изменения в образовательный процесс. Со времен пандемии большинство просто попытались адаптировать имеющиеся учебные материалы, предназначенные для аудиторной работы, в онлайн-формат. Это вызвало очень много сложностей, как со стороны студентов, так и со стороны преподавателей. Первым очень сложно концентрировать свое внимание на полуторачасовых занятиях в режиме вебинара или конференцсвязи, прослушивания онлайн-лекций. Преподавателю же не представляется возможным удерживать внимание всей аудитории, потому что он ее целиком не видит и не ощущает настроений и эмоций. Ни для одной из сторон нет обратной связи, соответственно удовлетворения от занятия, а тем более мотивации для участия в подобных мероприятиях в дальнейшем. Практические (семинарские, лабораторные) занятия ограничиваются зачастую выдачей заданий и механической проверкой их выполнения преподавателем. Потенциал лекционных и практических занятий, таким образом, получается неиспользованным в полной степени.

Мы считаем, что онлайн-образование надо выстраивать на использовании преимуществ виртуальной среды и сети Интернет с целью создания устойчивой мотивации студентов к процессу обучения. Количественные методы оценивания, широко применяемы в аудитории, в онлайн-формате обучения теряют свою эффективность. Это связано с тем, что широкий доступ к информации облегчает обучающимся поиск правильного ответа на тест или задания контрольной работы. А желание получить формальную оценку или зачет за проделанную работу очень часто сподвигает к недобросовестности и списыванию ответов.

В решении проблем низкой мотивации, по нашему мнению, поможет использование проектной деятельности, как индивидуальной, так и групповой. Задача преподавателя в данном случае на самом первоначальном этапе заинтересовать каким-либо творческим проектом, что будет в дальнейшем мотивировать обучающихся к его разработке и получению результата. А групповые проекты, в свою очередь, позволят избежать отчуждения студентов друг от друга, которое часто возникает в онлайн-формате, а наоборот будут способствовать организации совместной работы и оказывать существенное влияние на процесс социализации студентов.

Выводы

Подводя итог всему вышесказанному, приходим к выводу, что образовательный процесс в любом своем проявлении (в традиционной форме, в онлайн-формате) – это процесс коммуникации, на который существенное влияние оказывает мотивация обучающихся.

Применение дистанционных образовательных технологий смещает акцент мотивации у студентов с внешней на внутреннюю. И для того, чтобы образовательный процесс в онлайн-формате был эффективным, необходимо уходить с классической проверки знаний обучающихся и контроля за его деятельностью на развитие его индивидуальности, творческих способностей с предоставлением личной свободы. И для этих целей лучше всего подходит проектное обучение, которое позволит поддерживать внутреннюю мотивацию обучающихся на высоком уровне. При этом важно использовать в образовательном процессе как индивидуальные, так групповые проекты. Это будет влиять на развитие самостоятельности обучающихся, их критического мышления, но также на новый уровень выведет процесс взаимодействия между собой, потому что одна из проблем виртуального общества – это потеря социальных связей.

Результаты данного исследования могут послужить основой для дальнейшего научного осмысления способов повышения мотивации у обучающихся в образовательном процессе. В дальнейшей перспективе исследования мы рассматриваем проведение эмпирических исследований, связанных с уточнением и классификацией мотивационных установок обучающихся в процессе онлайн-обучения с целью выявления способов повышения его эффективности.

Литература

  1. Авдулова Т.П., Прикладовская В.М. Сравнительный анализ особенностей тревожности, депрессивности и коммуникативной сферы у подростков, обучающихся онлайн и офлайн // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2022): сб. статей III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 17–18 ноября 2022 г. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. 407–420 с.
  2. Психологические факторы эффективного онлайн-обучения студентов / Клименских М.В [и др.] // Перспективы науки и образования. 2019. № 6 (42). С. 312-321. doi: 10.32744/pse.2019.6.26
  3. Снежко Г.Е. Мотивация студентов в онлайн-образовании [Электронный ресурс] // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2021. Т. 12. № 4. URL: https://sfk-mn.ru/PDF/56SCSK421.pdf doi: 10.15862/56SCSK421 (дата обращения: 10.09.2023).
  4. Сорочинский М.А. Психолого-педагогические особенности использования электронного обучения [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 6. С. 274–278. URL: http://e-koncept.ru/2017/770085.htm. (дата обращения: 13.09.2023).
  5. Shigehiro O., Hyewon C. Chapter Four – Culture and Motivation: A SocioEcological Approach// Advances in Motivation Science. 2017. Vol. 4. P. 141–170. doi: 10.1016/bs.adms.2017.02.004.
  6. Varkonyi I. Open Online Education – Virtual Classrooms Open to Everyone // Defense Transportation Journal. 2018. Vol. 74(3), P. 126–129. doi: 10.2307/26574494.
  7. Wang C., et all. Need satisfaction and need dissatisfaction: A comparative study of online and face-to-face learning contexts // Computers in Human Behavior.  2019. Vol. 95, P. 114–125. doi: 10.1016/j.chb.2019.01.034.
  8. Zheng C., Liang J., Li M., Tsai C. The relationship between English language learners’ motivation and online self-regulation: A structural equation modelling approach // System. 2018. Vol. 76, P. 144–157. doi: 10.1016/j.system.2018.05.003.

Информация об авторах

Шмурыгина Ольга Владимировна, кандидат философских наук, доцент, заведующая кафедрой философии и гуманитарных наук, ФГБОУ ВО "Уральский институт Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", Екатеринбург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5528-7315, e-mail: shmur-olga@yandex.ru

Овчинникова Дина Геннадьевна, старший преподаватель кафедры государственной службы и кадровой политики, ФГБОУ ВО "Уральский институт Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", Екатеринбург, Россия, e-mail: ovchinnikovadina@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 107
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 23
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 3