Повышение цифровой грамотности преподавателей русского языка как иностранного в условиях смешанного обучения

4

Аннотация

В данной статье рассматриваются ключевые аспекты повышения цифровой грамотности преподавателей русского языка как иностранного в условиях смешанного обучения. На фоне стремительного развития информационных технологий и их активной интеграции в образовательный процесс цифровая грамотность становится основополагающим элементом для успешного преподавания. Смешанное обучение, которое сочетает традиционные методы преподавания с онлайн-платформами, предъявляет новые требования к преподавателям, требуя от них умения эффективно использовать цифровые инструменты для создания, управления и организации учебного процесса. Повышение цифровой грамотности позволяет преподавателям не только улучшить качество образовательного процесса, но и наладить более продуктивное взаимодействие с учащимися, а также применять современные технологии для создания интерактивного и эффективного учебного опыта. В статье особое внимание уделяется методам и ресурсам, способствующим развитию цифровых навыков у преподавателей русского языка в условиях смешанного обучения. Исследуются примеры успешного применения цифровых технологий и их влияние на образовательный процесс, а также предложены рекомендации по поддержке и повышению квалификации преподавателей.

Общая информация

Ключевые слова: цифровая грамотность, русский язык как иностранный, смешанное обучение, цифровые технологии

Рубрика издания: Психолого-педагогические аспекты обучения в цифровой образовательной среде и вопросы цифровой дидактики

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Чжоу Л. Повышение цифровой грамотности преподавателей русского языка как иностранного в условиях смешанного обучения // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2024): сб. статей V международной научно-практической конференции. 14—15 ноября 2024 г. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2024. С. 784–791.

Полный текст

Цифровизация оказывает глубокое влияние на образовательные процессы изменяя не только подходы к обучению, но и способы взаимодействия между преподавателями и учащимися. Современные технологии создают новую образовательную среду, в которой традиционные методы преподавания дополняются интерактивными элементами, виртуальными классами и мультимедийными ресурсами. Это делает обучение более гибким, доступным и разнообразным.

На сегодняшний день нформационные технологии активно внедряются в учебный процесс предоставляя новые возможности для развития компетенций, доступности образования и улучшения его качества. В ответ на эти вызовы и возможности в России была разработана и принята «Стратегия развития информационного общества на 2017-2030 годы». Данный документ охватывает все аспекты жизни общества включая сферу образования. В рамках стратегии дается определение цифрового образования как учебной и воспитательной деятельности, основанной на использовании преимущественно цифровых форм представления информации учебного и административного характера, а также современных технологий для её хранения и обработки. Это способствует значительному повышению качества образовательного процесса и эффективности управления им на всех уровнях [4]. Тем не менее, успешная интеграция технологий требует от преподавателей не только понимания новых методов, но и овладения навыками цифровой грамотности. Умение работать с цифровыми инструментами, анализировать информацию и использовать онлайн-ресурсы становится обязательным для создания эффективного учебного процесса. Цифровая грамотность — это неотъемлемая составляющая современного педагога, поскольку она позволяет не только оптимизировать образовательный процесс, но и обеспечить более глубокое и персонализированное взаимодействие с учащимися.

Термин «цифровая грамотность» впервые был введен П. Гилстером в 1997 году, где он определял его как «способность понимать и использовать информацию, предоставленную во множестве форматов из широкого спектра источников посредством компьютеров» [3, с. 4]. В дальнейшем, определение цифровой грамотности получило развитие. В рамках проекта «Индекс цифровой грамотности» 2015 года цифровая грамотность была охарактеризована как «набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета. Включает в себя цифровое потребление, цифровые компетенции, цифровую безопасность» [7]. Стоит отметить, что ЮНЕСКО также предложила своё определение цифровой грамотности описав её как «набор базовых навыков, необходимых для работы с цифровыми медиа, поиска и обработки информации» [5, с. 10]. Однако, как справедливо отмечается, это определение слишком общее, поскольку не уточняет конкретные навыки и не учитывает коммуникативную составляющую.

Другие исследователи, такие как М.С. Добрякова и И.Д. Фурмин, предлагают более детализированное определение, подчёркивая, что цифровая грамотность «предполагает поиск, оценку и использование разнообразных источников информации с целью формирования комплексного представления о конкретном вопросе» [8, с. 51]. Это определение акцентирует внимание на когнитивных и критических навыках, необходимых для работы с большим объёмом информации из различных источников.

Смешанное обучение – это «форма обучения, совмещающая традиционное обучение в ходе личного общения с обучением посредством применения компьютерных технологий» [1, с. 42]. Данный формат обучения сочетает очные занятия с онлайн-ресурсами, что дает студентам возможность усваивать материал как в классе, так и с помощью интернет-платформ. Такой подход делает образовательный процесс более гибким и доступным предоставляя возможности для персонализации учебного пути и более глубокого взаимодействия с учебным контентом.

Цифровая грамотность обеспечивает необходимый уровень навыков для работы с современными образовательными технологиями, а смешанное обучение предоставляет платформу для применения этих навыков на практике – создавая более разнообразный и гибкий образовательный процесс. Повышение цифровой грамотности преподавателей русского языка как иностранного в условиях смешанного обучения является актуальной задачей, особенно в эпоху стремительного развития цифровых технологий. Далее рассмотрим более подробно ключевые аспекты, которые влияют на процесс повышения цифровой грамотности преподавателей РКИ.

1. Информационное самообеспечение

Преподавателю РКИ важно иметь развитое информационное мировоззрение, которое включает способность к быстрому поиску, анализу и применению информации. В условиях цифрового обучения важно не только умение находить нужные ресурсы, но и их критическое оценивание и адаптация для учебного процесса. Преподаватель должен уметь ориентироваться в широком потоке информации, а также эффективно использовать цифровые инструменты для самостоятельного поиска и применения знаний. «Цифровая грамотность преподавателя включает не только технические навыки, но и способность критически оценивать информацию и использовать ее для достижения учебных целей» [2, с. 14].

2. Использование цифровых инструментов для создания учебных материалов

Современные технологии предоставляют преподавателям множество инструментов для создания мультимедийных материалов, что делает уроки более интересными и понятными для студентов. Преподаватели должны «знать и уметь отбирать наиболее эффективные приемы и средства обучения для электронного способа взаимодействия с обучающимися» [6, с. 235]. Важно учитывать особенности смешанного обучения и выбирать подходы, которые наиболее соответствуют учебным целям и потребностям студентов. Преподавателю РКИ необходимо учитывать, что различные электронные ресурсы – такие, как мультимедийные комплексы или сетевые учебники – требуют применения разных дидактических принципов. Например, использование мультимедийных учебных пособий может способствовать лучшему усвоению аудиовизуальной информации, в то время как сетевые тестовые системы обеспечивают оперативную проверку знаний и обратную связь. Кроме того, важно, чтобы преподаватель умел грамотно интегрировать цифровые ресурсы в общую структуру курса. Это предполагает не только технические знания, но и осознанный выбор методик обучения, направленных на развитие ключевых навыков у студентов: таких, как коммуникативные, аналитические и когнитивные способности.

3. Освоение образовательных платформ 

Цифровые образовательные латформы такие, как Moodle, Google Classroom, Zoom и Microsoft Teams, играют ключевую роль в смешанном обучении и предоставляют преподавателям множество возможностей для организации и ведения образовательного процесса. Преподаватели РКИ должны уметь эффективно пользоваться онлайн-платформами для организации смешанного обучения. Это включает в себя создание интерактивных заданий, проведение онлайн-уроков и использование различных видов обратной связи. Преподаватели РКИ должны освоить все функции этих платформ, чтобы эффективно организовать смешанный формат обучения и поддерживать гибкость между онлайн- и офлайн-компонентами.

Цифровая грамотность преподавателя РКИ является важным условием успешной адаптации образовательного процесса к современным реалиям. Способность преподавателя к самостоятельному поиску, анализу и критическому осмыслению информации, а также умение использовать цифровые инструменты для создания и адаптации учебных материалов, играет ключевую роль в обеспечении качественного обучения. Освоение различных образовательных платформ позволяет преподавателю эффективно организовать учебный процесс как в очной, так и в дистанционной форме – обеспечивая интерактивность и гибкость. Все эти компоненты формируют основу профессиональной компетентности преподавателя в условиях цифровизации образования и создают возможности для более глубокого вовлечения студентов в процесс изучения русского языка как иностранного. В итоге, цифровая грамотность становится не только техническим навыком, но и необходимым условием для успешной педагогической деятельности, позволяя преподавателю РКИ поддерживать актуальность и эффективность обучения в условиях современных образовательных вызовов.

Литература

  1. Баймуратова Л.Р., Долгова О.А., Имаева Г.Р., Гриценко В.И., Смирнов К.В., Аймалетдинов Т.А. Цифровая грамотность для экономики будущего. М.: Издательство НАФИ, 2018.
  2. Давыдов С.Г., Логунова О.С. Проект «Индекс цифровой грамотности»: методические эксперименты // Социология: методология, методы, математическое моделирование (4М). 2015. № 41. С. 120-141.
  3. Дерябина С.А., Дьякова Т.А., Жеребцова Ж.И. Использование информационных технологий как способ интенсификации обучения РКИ в условиях внеязыковой среды // Русский язык за рубежом. 2015. № 22. С. 12-15.
  4. Добряковой М.С., Фрумина И.Д. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. 472 c.
  5. Дьякова Т.А., Дерябина С.А. Роль и место информационной культуры преподавателя русского языка как иностранного в его профессиональной деятельности // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2019. С. 233-240.
  6. О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы: Указ Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203. URL: http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201705100002.pdf
  7. Gilster P. Digital Literacy. New York: Wiley. 1997. 279 р.
  8. Bonk C.J., Graham G.P. Digital Literacy. The Handbook of Blended Learning: Global Perspectives. John Wiley & Sons, Inc. Pfeiffer Pages, 2006. 624 р.

Информация об авторах

Чжоу Линь, аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет (ФГБОУ ВО СПбГУ), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0004-3744-0437, e-mail: zhoufugui@yandex.com

Метрики

Просмотров

Всего: 5
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 4
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 3