Новый подход к подготовке воспитателя (стенограмма)

Аннотация

В докладе обосновывется важность инвестиций в развитие детей дошкольного возраста, в том числе в психологическую подготовку воспитателя. Приводится презентация программы высшего образвоания (магистратуры) для воспитателей, разработанной и действующей в МГППУ. Рассказывается о проблемах современного дошкольного обучения: фактическом отсутствии игры в жизни детского сада, ориентации на классно-урочную систему, и негативных последствиях этого для готовности детей к школе.

Общая информация

Рубрика издания: Доклады и выступления

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Бурлакова И.А. Новый подход к подготовке воспитателя (стенограмма) [Электронный ресурс] // Материалы проекта «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки». URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/edu_economy_wellbeing/contents/36282 (дата обращения: 23.11.2024)

Полный текст

Тема моего сообщения – «Новый подход к подготовке воспитателя». Сразу обозначу, в чем новизна этого подхода, потому что многие вещи являются новыми в настоящий момент в образовании вообще, а также в отношении именно воспитателей.

Во-первых, новое в этом подходе то, что воспитателей теперь можно готовить в высшем профессиональном образовании, на этой ступени. Во-вторых, подготовка воспитателей по новому стандарту, о котором сейчас тоже говорили, будет строиться исходя из культурно-исторической концепции, деятельностного подхода и ориентироваться на построение развивающего образования дошкольников.

Почему вдруг возникает такая необходимость в новом подходе? Этому есть несколько причин. Во-первых, практики и исследования дошкольников, особенно старшего возраста, показали актуальность при переходе детей на школьную ступень. Данные говорят о том, что не все благополучно в ситуации развития дошкольников потому, что во многих важных показателях наблюдается тенденция к снижению уровня ключевых, очень важных качеств детей дошкольного возраста.

Я не буду останавливаться на всех, а приведу примеры очень кратко. Умение действовать по правил. Вот качество, которое считается одним из базовых компонентов готовности к школе, качество, которое важно для того, чтобы ребенок адаптировался в школе, быстрее привык к новым условиям, начал осваивать новую деятельность – учебную. Исследования у нас ведутся с 2003 года, в течение двух последних лет данные собирались по методике, которая широко используются в практике психологов дошкольных учреждений. На диаграмме (слайды 2 и 3) за последние два года видно ярко выраженную тенденцию к снижению уровня по этой методике. Эта методика выявляет способность ребенка действовать по правилу, удерживать его, переносить его и самостоятельно использовать.

Есть еще данные по другой методике. Эта методика стандартизирована, существует в виде тестов. Она тоже на выявление развития предпосылок учебной деятельности: как ребенок удерживает правила, как он слышит взрослого, насколько четко соблюдает эти правила. Здесь та же самая тенденция: снижение показателя развития этого качества, которое не единственное, но одно из важнейших для того, чтобы ребенок успешно учился, по крайней мере, в начальной школе. В нашем исследовании, безусловно, был поиск причин, и параллельно с тем, что проводилось обследование детей старшего дошкольного возраста, мы смотрели, как обстоят дела с ведущей деятельностью этого возраста – игрой.

В таблице (слайд 4) можно увидеть, что для детей старшего дошкольного возраста наиболее характерна игра-действие – 47,5 %. То есть в старшем дошкольном возрасте дети находятся по развитию игры на уровне среднего возраста, у них нет ролевых отношений, у них нет выстраивания отношений между персонажами игры и, самое интересное в плане того, что может служить предметом изучения, то, что за период наблюдения, а это был не день, не два – это был месяц – почти четверть наблюдаемых детей не играли. То есть то, чем они занимались, нельзя назвать игрой в правильном понимании этого термина.

В чем причина, мы тоже пытались изучить и попробовали проанализировать режим дня в детских садах. На слайде (5) вы видите примерный режим дня, который существует как рекомендации для воспитателей. Я привела режим для детей 4–5 лет и, если посмотреть, нетрудно увидеть, что времени для игры нет. В той строчке, где игра обозначена, вы увидите, какое время выделяется на этот режимный момент. И увидите, к чему еще игра приурочена. Например, с 11.50 до 12.15 написано: "возвращение с прогулки, игры". В режиме дня это выглядит как: дети возвращаются с улицы, раздеваются, темпы у всех очень разные. Их сразу начинают, буквально через 10–15 минут готовить к обеду. Понятно, что реально для игры времени нет. Есть несколькими строчками выше: "игра на прогулке". Но как все хорошо знают, если по крайней мере проходили днем мимо детского сада, как правило, в это время дети предоставлены сами себе. Учитывая, что у нас группы сформированы из детей одного возраста,  трудно предположить, что неучастие взрослого будет способствовать развитию игры у этих детей. То есть реально в сетке занятий у большинства обследованных нами детских садов нет времени для игры. Основное время идет на занятия.

Как указывают другие исследователи, то, что называют у нас "занятиями", как правило, проводится в учебной, классно-урочной форме. И есть тенденция проводить в такой форме занятия не только в старшей и подготовительной группах для детей 5–6 лет, но и для более младших,  3–4 лет. Помимо выделенной нами причины – нехватки времени на игру – надо обратить внимание на воспитателей.

Почему я говорю, что новый подход, который сейчас реализуется – подготовка воспитателей  на ступени высшего профессионального образования – очень важен? До настоящего момента воспитатели готовились на уровне среднего профессионального образования. В этом нет ничего плохого, потому что выпускники педколледжей приходят действительно подготовленными, они могут работать с детьми. Но если обратимся к стандарту среднего профессионального образования, увидим распределение времени на подготовку воспитателей в педколледжах (слайды 6 и 7). Самыми интересными являются дисциплины предметной  специальной и общепрофессиональной подготовки. На педагогику и психологию отводится очень мало времени. А в дисциплинах предметной подготовки только теоретические основы 33–52 часа. Все остальное отводится на конкретные методики. Плохо это или хорошо? Конкретная методика − это способы развития разных направлений в развитии ребенка. Это методика развития речи, методика развития изобразительной деятельности, методика развития математических представлений. То есть фактически идет предметная подготовка  для того, чтобы по предметному же принципу воспитатели взаимодействовали и обучали детей дошкольного возраста.

Кстати, в связи с предыдущим обсуждением проблем игры. В этой программе подготовки  среди дисциплин предметной подготовки игры нет. Об игре говорят только в дисциплинах психологических, в контексте психологии игры. Как будущие воспитатели будут организовывать игру, как они это будут делать? На решение этих задач остается маленькая часть – 18 часов учебно-производственной практики. Но за это время им нужно  еще и показать то, чем они уже овладели. Поэтому опять игра откладывается. А это не простая деятельность, отодвигать которую, особенно в работе с дошкольниками, совершенно несправедливо и неправильно. Здесь я хотела бы еще привести цитату Запорожца (слайд 8), который говорил о том, что просто методики в работе с дошкольниками недостаточно. Если мы говорим о подлинном развитии ребенка, то необходимо говорить о развитии деятельности этого ребенка, о развитии и стремлении к самостоятельной деятельности у ребенка. Поэтому при работе с маленькими детьми необходимо учитывать специфику дошкольного образования, а обучение в этом возрасте, как вы можете убедиться из слов А. В. Запорожца, носит своеобразный характер.

Происходит оно в форме непосредственного общения, непосредственной беседы, неких игровых  занятий, то есть в ходе непосредственной жизнедеятельности ребенка. Еще один аргумент, который нам позволил перейти к этим новым принципам организации обучения и подготовки воспитателей - появиление в сфере дошкольного образования документа, который по своему характеру имеет статус стандарта. Но поскольку речь идет о дошкольном возрасте, то этот документ регламентирует принципы, по которым должно строиться дошкольное образование. И среди приоритетных – безусловно, принципы развивающего образования; принципы организации взаимодействия с детьми; принципы построения деятельности и прежде всего игровой, как ведущей; принципы интеграции и комплексности, которые позволят делать жизнь ребенка интересной, осмысленной. И все учебные, образовательные цели будут вплетены в повседневную жизнь и не будут преподноситься детям как некоторые учебные задачи. В нашем университете, как вы знаете, был разработан стандарт высшего профессинального образования педагогов-психологов. В образовании дошкольных педагогов можно ориентироваться на этот стандарт, поскольку при подготовке воспитателя нужна сильная психологическая составляющая.

Я часто и неустанно говорю, что дошкольной возраст на самом деле очень важный и ответственный для дальнейшего развития человека в целом, и не только потому, что я психолог-«дошкольник». Мне кажется, основные инвестиции должны делаться в дошкольный возраст потому, что в этом возрасте закладываются основы. То, что заложено в этом возрасте, иногда очень неожиданно и резко проявляется в более поздних возрастах. Разработывая стандарт для воспитателей (слайды 9 - 13), мы старались вплотить идею подготовки профессионала, педагога, который будет видеть ребенка, понимать его, понимать, какие изменения с ним происходят, будет способен организовывать как раз те деятельности, в которых ребенок развивается. Эти деятельности не носят предметный характер, они общеразвивающего плана: и рисование, и лепка, и чтение художественной литературы, и, конечно, игра.

Я не буду останавливаться на том, как построена наша программа, скажу только, что мы исходили из анализа деятельности воспитателя. Нами были выделены профессиональные задачи воспитателя и, соответственно, те компетенции, которые необходимы ему будут для успешного решения этих задач. Есть компетенции общие: общие и для психолога образования, и для учителя начальных классов, потому что у него тоже большая психологическая составляющая в его работе, и задачи узкие, которые касаются исключительно образовательной деятельности с дошкольниками (слайд 14). Компетенции формируются не в одной дисциплине. Разные дисциплины работают на формирование какой-то одной общей компетенции. Например, здесь есть одна компетенция, способность осуществлять сбор данных. Видно, что эта компетенция формируется из ряда дисциплин, чтобы опыт человека, знания его, способности были более широкими, и он мог гибко работать в разных образовательных ситуациях, которые возникают в дошкольном учреждении. Магистратура – тоже неотъемлемая часть этой программы. Это более сложный уровень подготовки специалиста. Здесь тоже новый подход, потому что как уже отмечалось, что воспитатель готовился в основном в среднем профессиональном образовании. А в сфере высшего образования готовятся специалисты, которые у нас называются организаторами, методистами, то есть люди, которые организуют деятельность воспитателей в детском саду.

С нашей точки зрения это не совсем справедливо: нельзя говорить о том, что задача воспитателя менее важная и ответственная, чем методиста-организатора. И поэтому в нашей магистратуре центральная задача – это подготовка именно специалиста, который может реализовывать задачи развивающего образования и помогать другим педагогам реализовывать тот же подход в работе с детьми дошкольного возраста. И в заключение я хотела бы сказать, что не один раз я слышала выступления представителей Всемирного банка (The World Bank), которые делали доклады и иллюстрировали ценность и важность инвестиций именно в дошкольный возраст, в раннее детство. Безусловно, исследованиями подтверждается, что эти инвестиции имеют долгосрочный эффект.

Я остановлюсь на этом моменте. Последний раз я слышала, что наши инвестиции в наше дошкольное образование очень близки к объемам инвестиций в некоторых европейских странах. Но последующий эффект несопоставимо ниже. Для меня вопрос вообще без ответа. Очевидная вещь: нельзя вкладывать только в здания, в оборудование. Нужно вкладывать еще и в тех людей, которые придут работать с детьми. Они являются проводниками, они проводят очень много времени с маленькими детьми. И от того, какими они будут, эти воспитатели, пусть не на 100 %, но на очень большой процент зависит то, каким будет ребенок.

 

Информация об авторах

Бурлакова Ирина Анатольевна, кандидат психологических наук, Профессор, заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), ведущий научный сотрудник, лаборатория дошкольного образования ФГБНУ ИРЗАР, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0313-7518, e-mail: iaburlakova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2443
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 4