Психолого-правовые аспекты профилактики девиантного поведения в образовательных учреждениях в контексте международных процессов

Аннотация

В докладе описаны подходы к определению девиантного подведения в российском законодательстве, а также риски, связанные с несовершенством законодательства и спецификой его применения. Основной проблемой системы профилактики девиантного поведения подростков является ее репрессивная направленность; во взаимодействии с семьей также недооценивается ее потенциал как равноправного участника профилактической работы.

Общая информация

Рубрика издания: Доклады и выступления

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Пимонов В.А. Психолого-правовые аспекты профилактики девиантного поведения в образовательных учреждениях в контексте международных процессов [Электронный ресурс] // Материалы проекта «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки». URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/edu_economy_wellbeing/contents/36286 (дата обращения: 19.04.2024)

Полный текст

Введение в проблему

Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних является сложной многоаспектной проблемой, в плоскости которой лежат вопросы от определения девиации до создания схем и концепций профилактической деятельности.

Рост девиаций в поведении учащихся образовательных учреждений предопределил  на государственном уровне постановку и решение вопроса профилактики девиантного поведения среди учащихся, не достигших 18-летнего возраста. В этой связи в систему мероприятий по развитию образования в России включены разработка и реализация комплекса мер по профилактике детских и молодежных правонарушений, возвращению в образовательные учреждения детей, оставивших школу [4].

В свою очередь, решение данной профилактической задачи в образовательных учреждениях  затруднено по ряду причин, одной из которых (причем существенной) является несоответствие между законодательством и практикой его применения, когда  национальные источники права не отвечают запросам субъектов системы российского образования, испытывающих потребность в новых методах и формах профилактики девиантного поведения.

Другой проблемной ситуацией являются международные процессы сближения правовых систем по защите прав ребенка и разрешения различного рода конфликтов, в которые вовлечены дети. Процессы эти могут быть не всегда оправданы российском правовой действительности и часто не ободряемы теми или иными авторами в условиях слабого и неконструктивного диалога между заинтересованными институтами гражданского общества.

В рамках доклада невозможно претендовать на достаточно целостное освещение всех вопросов данной проблематики, в виду чего обозначим лишь некоторые из них, возникающие на стыке юриспруденции и психологии.

Психолого-правовые аспекты профилактики девиантного поведения

В  соответствии с действующим законодательством [3] в систему профилактики девиантного поведения включены следующие органы и учреждения системы образования:

  • органы управления образованием;
  • общеобразовательные учреждения общего образования, образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального образования и другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс;
  • образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа органов управления образованием.

Определение круга лиц, в отношении которых ведется профилактическая деятельность в образовательных учреждениях, обусловлен трактовкой девиантного поведения в источниках национального права.

Так, в п. 11 Закона РФ «Об образовании» девиантное и общественно опасное поведение определяются как синонимы. По смыслу п. 11 ст. 50 этого закона подростки «с девиантным (общественно опасным) поведением» [2], достигшие одиннадцатилетнего возраста, по решению суда могут быть направлены в специальные учебно-воспитательные учреждения, обеспечивающие их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку.

Во исполнение данного закона Правительством РФ было принято Типовое положение о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением, пункт 1 которого определяет уже два варианта девиантного поведения:  во-первых, отклоняющееся от нормы и, во-вторых, общественно опасное [8].

Из содержания Типового положения усматривается, что отклоняющимся от нормы, следует понимать устойчивое противоправное поведение, а также отказ посещать общеобразовательные учреждения при испытании трудностей общения с родителями (п. 13 Положения).  Несовершеннолетние данной категории в возрасте от восьми до восемнадцати лет, требующие специального педагогического подхода, могут подлежать направлению в учебно-воспитательные учреждения открытого типа на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, заключения психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия несовершеннолетних, достигших возраста четырнадцати лет, их родителей или иных законных представителей.

В этом же положении определено, что специальные учебно-воспитательные учреждения создаются для детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода в случаях, если они:

  • не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения общественно опасного деяния не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
  • достигли установленного Уголовным кодексом РФ (далее – УК РФ) возраста ко времени совершения преступления, но не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими;
  • осуждены за совершение преступления средней тяжести и освобождены судом от наказания в порядке, предусмотренном частью второй статьи 92 УК РФ.

Значительно шире трактуется определение девиантного поведения в законах субъектов РФ. Так, в соответствии со ст. 1  закона г. Москвы «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве» [5] девиантным признается  поведение, противоречащее принятым в обществе правовым и (или) нравственным нормам.

Итак, на законодательном уровне установлено следующее:

  1. Подросток с девиантным (общественно опасным) поведением – это несовершеннолетний, который признан таковым по решению суда в связи с совершением общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законодательством;
  2. Подросток с девиантным поведением, отклоняющимся от нормы – это несовершеннолетний с устойчивым антисоциальным поведением.

Законодательные определения, в целом, соответствуют концепциям со-циальной психологии о дифференцированном подходе, на основе которого выделяются следующие варианты девиаций: нарушения общепринятых норм, не являющихся правонарушением (качества, которые могут привести к правонарушениям); проступки (поведение, нарушающие правовые нормы, предусмотренные административным и уголовным законодательством);  аномальное поведение, свидетельствующее о наличии явной или скрытой психопатологии [6].

От категории несовершеннолетних зависит характер индивидуально-профилактической работы, но:

  • та и другая категория подростков ставится на профилактический учет, который в образовательных учреждениях осуществляется на основе правовых актов субъектов РФ [9];
  • подростки и той и другой группы по достижении определенного возраста и требующие специального педагогического подхода проходят реабилитацию в специальных  закрытых либо открытых учебно-воспитательных учреждениях.

В действующей системе профилактики девиантного поведения отмечаются серьезные недостатки и просчеты, как то:

  • отсутствие надежных и внятных механизмов взаимодействия между образовательными учреждениями и другими субъектами профилактики;
  • отсутствие методик включения в систему профилактической работы семьи несовершеннолетнего как важного социального института и естественной среды обитания ребенка; семья и по сей день рассматривается, главным образом, как объект управления и принуждения, но не как субъект системы дошкольного образования;
  • нередко отношения педагогов с трудными подростками сводятся к мерам карательной профилактики, что обусловливает возникновение у подростков общественно-отрицательных форм поведения, которые при длительном сохранении становятся устойчивыми качествами личности;
  • в школах главным образом осуществляется не столько профилактическая работа, сколько деятельность, направленная на реализацию различных направлений коррекции отклоняющегося поведения учеников.

В целом действующая система профилактики девиантного поведения в школах и других образовательных учреждениях соответствует парадигме уголовно-правового подавления (по терминологии А.Э.Жалинского) [1], содержанием которой является:

  • репрессия в отношении группы людей, объявленных нарушителями закона, всякий раз меняющихся по составу преступлений;
  • неотвратимость наказания;
  • деформация общественного мнения (приучение к жестокости);
  • стирание границ между мерами уголовно-правового характера (принудительные меры воспитательного воздействия) и мерами профилактики;
  • рассмотрение судом дел о правонарушениях несовершеннолетних по строго регламентированной процедуре на основе концепции ретроспективной ответственности при слабом учете анализа последствий применения мер воздействия.

Профилактика девиантного поведения в контексте международных процессов

Внимание специалистов разных областей знаний (юристов, психологов, социологов и т.д.) привлекают различные процессы взаимодействия и сближения правовых систем защиты прав ребенка и разрешения различного рода конфликтов, в которые вовлечены дети. Существенным фактором сближения в данной сфере признается необходимость отражения глобальных угроз, к числу которых следует отнести  плохую демографическая ситуацию не только в России, но и в Европе, сокращение  численности титульного населения, его старение, снижение рождаемости, омоложение преступности, кризис семьи, ухудшение жизни детей, увеличение фактов жестокого с ними обращения, грубейшего нарушения их прав и законных интересов.

В результате всех этих процессов мировым сообществом  были  предприняты шаги, направленные на построение системы ювенальной юстиции. Здесь не ставится вопрос о концепциях данной системы в различных государствах. Проблема эта (в ее основных чертах) достаточно хорошо освещена в литературе. Следует, однако, отметить, что Россия в данный процесс была включена, хотя бы в форме подписания и ратификации актов международного права в области защиты прав детей.

В частности, наше государство присоединилось к Конвенции ООН о правах ребенка [7]. Кроме того, были ратифицированы Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1985 г.«Пекинские правила»). С подписанием этих правовых актов Россия уже сделала определенные шаги по приведению в соответствие с ним  источников национального права. В частности, были созданы основы национального законодательства, направленного на защиту интересов детей.

Вместе с тем Комитет ООН по правам ребенка рекомендовал РФ предпринять все необходимые меры для того, чтобы ускорить процесс реформирования законодательства, особенно в деле отправления правосудия по делам несовершеннолетних и ювенального уголовного правосудия, защиты прав детей-инвалидов, защиты детей от алкоголизма, наркомании и токсикомании, от порнографии, от всех видов насилия в семье, и введения стандартов и механизмов контроля в отношении детских учреждений всех типов [10].

С учетом ратификации Россией данных международно-правовых актов активно обсуждается вопрос о возможности введения  системы ювенальной юстиции в нашу правовую действительность. При этом под ювенальной юстицией чаще всего понимается система защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, центральное место в которой отводится специализированному суду по делам несовершеннолетних, объединяющему вокруг себя социальные службы (органы и учреждения государственной системы, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних), общественные организации.

Главная же идея ювенальной юстиции состоит в замене парадигмы уголовно-правового подавления на парадигму правовой рациональности содержанием которой является:

  • не формальное рассмотрение судом и органами системы профилактики дел о нарушениях несовершеннолетних, а с учетом действительно рациональных, научно обоснованных технологий работы с девиантными подростками при учете перспективных последствий принятых решений;
  • максимальная индивидуализация работы с подростком, при которой учитываются личность несовершеннолетнего, причины и условия, способст-вовавшие совершению правонарушения;
  • замена принципа неотвратимости ответственности на принцип социальной насыщенности профилактических мер, что означает использование в профилактической деятельности  специальных знаний, с упором на изучение социальных условий жизни несовершеннолетних, социально-психологических признаков их личности.

Используемые в некоторых субъектах РФ технологии, рассматриваемые как технологии ювенальной юстиции, уже показывают свою жизнеотзывчивость и эффективность. Речь идет о технологиях медиации, оценки риска девиантного поведения подростка. Пока что они применяются в качестве эксперимента, но показывают возможность учета и использования персонификации профилактической работы; объединения действий различных субъектов воспитания в данном процессе; включение в процесс профилактики самих учащихся образовательных учреждений.

Вместе с тем введение ювенальной юстиции как средства профилактики девиантного поведения подростков встречает сопротивление со стороны многих общественных организаций, образовательных учреждений, православной церкви. Наиболее острой и даже болезненной здесь является как будто бы имеющаяся проблема разрушения традиционной российской семьи. Она разделила общество на две противоположных стороны, представители которых  в условиях отсутствия конструктивного диалога нередко прибегают к популистским и эмоциональным высказываниям, часто не сопоставимыми  с научным, должностным либо социальным статусом авторов.

В то же время вопросы внедрения ювенальной юстиции  отягощены некоторыми проблемными ситуациями, как то: неверное восприятие международных общеправовых принципов, искаженное представление о некоторых иностранных концепциях и необдуманное перенесение на российскую почву иностранных конструкций, не состыкующихся с национальным правом.

Изложенные здесь суждения не следует считать выводами окончательными, но надлежит рассматривать как приглашение к обсуждению.

Литература

  1. Жалинский А.Э. Уголовное право в ожидании перемен: теоретико-инструментальный анализ.  М.: Проспект. 2009.
  2. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 28.09.2010) «Об образовании» // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, N 3, ст. 150
  3. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 13.10.2009) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовер-шеннолетних"// Собрание законодательства РФ", 28.06.1999, N 26, ст. 3177.
  4. Федеральный закон от 10.04.2000 N 51-ФЗ (ред. от 26.06.2007) «Об утверждении Федеральной программы развития образования»// Собрание за-конодательства РФ, 17.04.2000, N 16, ст. 1639.
  5. Закон г. Москвы от 07.04.1999 N 16 (ред. от 28.05.2008) «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве»// Ведомости Московской городской Думы, N 7, 1999.
  6. Клейберг Ю.А.Социальная психология девиантного поведения. М.: Сфера, 2004.
  7. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник междуна-родных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993.
  8. Постановление Правительства РФ от 25.04.1995 N 420 (ред. от 10.03.2009) "Об утверждении Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением// Собрание законодательства РФ", 01.05.1995, N 18, ст. 1681.
  9. Приказ Департамента образования г. Москвы от 07.02.2006 N 51 «Об организации ведения в государственных образовательных учреждениях Департамента образования города Москвы учета обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении».
  10. Ювенальное право: учебник для вузов / под ред. А. В. Заряева, В. Д. Малкова.-  М.: Юстицинформ, 2005. — 320 с.

Информация об авторах

Пимонов Владимир Александрович, кандидат юридических наук, доцент, доцент, кафедра юридической психологии и права, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0006-4568-9720, e-mail: p_vlad70@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 8655
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3