Социокультурная концепция феномена «здоровье»

Аннотация

The article presents the phenomenon «health» that integrates viability of the person and personal representations «how to be healthy». The healthy way of life is an individual strategy of achievement of the condition of well-being in view of viability on the basis of culture representations «how to be healthy». The strategic problem of school is the correction of personal representations «how to be healthy» and perfection of viability. A tactical problem of school (in relation to teenagers) is the formation of readiness for optimization of viability in conditions of social changes.

Общая информация

Ключевые слова: жизнеспособность, внутренняя картина здоровья, стратегическая и тактическая задачи школы по формированию социокультурного феномена «здоровье»

Рубрика издания: Фундаментальные проблемы психологии образования и вызовы XXI в

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Науменко Ю.В. Социокультурная концепция феномена «здоровье» // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

Большинство педагогических моделей здоровья, разработанных отечественными исследо­вателями с конца 1990-х гг. до наших дней (В.Б. Гаптов, Т.Г. Коваленко, В.В. Михайлов, М.М. Ры­жак, А.Г. Сухарев, В.С. Фомин и др.), выполнены в системе медико-биологического знания с опо­рой на традиционную естественнонаучную парадигму медицинской теории. Они ставят целью вы­яснить индивидуальный уровень развития психофизиологической природы человека для оказания ему лечебно-профилактической помощи. Здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения, которая ориентируется на такую традиционную методологию здравоохранительной работы, представляет собой набор лечебно-профилактических и санитарно-просветительских дейст­вий, помогающих ребенку защитить организм от нарастающих болезнетворных факторов (биоло­гических, химических и социально-психологических).

В новых социокультурных условиях здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения, основанная на медико-биологических представлениях о феномене «здоровье», не мо­жет разрешить проблему формирования у подрастающего поколения отношения к здоровью как ценности, т.к. медико-биологическая модель здоровья далека от социокультурных представлений о феномене «здоровье».

Опираясь на работы Л.П. Буевой, Ю.Г. Волкова, В.И. Гувакова, И.В. Кондакова, В.И. Мура­шова, Н.Д. Никандрова, Ф.х. харисова и др., мы предлагаем следующее социокультурное содержа­ние феномена «здоровье», соответствующее российскому менталитету и культуре: здоровье – это состояние целостности физического, душевного и социального развития человека, которое необ­ходимо ему для достижения личного и общественного благополучия. Соответствующее содержание у социокультурного феномена: здоровый образ жизни – это жизнедеятельность человека, направ­ленная на самостановление по законам природного и социального бытия, на естественное само­сохранение и проявление самости для позитивного самоутверждения в собственном теле, в бли­жайшем социальном окружении, в обществе и природе в целом.

Системообразующей идеей для предложенных социокультурных символов «здоровье» и «здо­ровый образ жизни» является положение: «Человек здоров, если он духовно и физически совер­шенствует себя и все время стремится к лучшему в личной и общественной жизни».

Традиционно качественной характеристикой феномена «здоровье» выступает жизнеспособ­ность, которую мы определяем как системное качество личности, характеризующее органическое единство психофизиологических и социальных способностей человека к эффективному примене­нию средств позитивного самовыражения и самореализации в рамках конкретного культурно­исторического социума.

Обобщая психологические исследования, мы выделяем два уровня жизнеспособности – пси­хофизиологический и социально-личностный.

В процессе развития человека в онтогенезе структура его личности претерпевает различные изменения, фиксирующие ее качественно новые состояния. Эти изменения могут приводить к вре­менным проявлениям состояния «нездоровье» как трудностям личностного роста, поэтому причи­ны появления феномена «нездоровье» у подрастающего поколения (в частности у подростков) – си­стемные нарушения жизнеспособности, которые проявляются в неспособности к позитивному са­моразвитию в конкретных жизненных обстоятельствах.

Следовательно, школьное образование, укрепляющее здоровье ребенка, должно заключаться в первую очередь в формировании у подростков при совместной жизнедеятельности со сверстника­ми и педагогами в условиях целостного учебно-воспитательного процесса конструктивных спосо­бов разрешения трудных жизненных ситуаций как необходимого условия сохранения и укрепления их жизнеспособности (достижение состояния «оптимально целого» с характеристиками «устойчи­вое» и «стабильное в проявлении»).

Новое нетрадиционное понимание феномена «здоровье» связано с исследованиями смысло­вой сферы личности (Д.А. Леонтьев), где социокультурное содержание феномена «здоровье» нахо­дит отражение в виде личностной смысловой системы «внутренняя картина здоровья», выполня­ющей функцию структурирования отношений субъекта с миром и придания устойчивости структу­ре этих отношений на основе индивидуального прочтения социокультурного символа «здоровье».

Опираясь на исследования В. Гавидия, Л.Н. Говорковой, С.Н. Горбушина, И.С. Ларионовой, Ю.А. Лукина, Д. Сиерса и др. и собственные исследования, мы выделяем четыре уровня личност­ной смысловой системы «внутренняя картина здоровья»: информационно-пассивный, адаптивно­поддерживающий, ресурсно-прагматический и личностно ориентированный.

Мы особо отмечаем, что превращение социокультурного содержания феномена «здоровье» в смысл жизни конкретного человека возможно только при личностно ориентированной смысло­вой системе «внутренняя картина здоровья», которая должна стать стержневой и обобщенной ди­намической смысловой системой, ответственной за общую направленность жизни как целого (по Д.А. Леонтьеву).

Следовательно, «здоровый образ жизни» как целостная характеристика соответствует жизнедеятельности человека, для которого смысл жизни определяется социокультурным содер­жанием феномена «здоровье» на личностно ориентированном уровне. Во всех остальных случаях здоровый образ жизни не является целостной характеристикой жизнедеятельности человека и поэтому речь может идти лишь о проявлении его отдельных качеств.

Анализ работ, посвященных проблеме возникновения стресса у подростков в условиях си­стемных социально-экономических изменений (Ю.Ф. Антропов, А.Г. Асмолов, М.М. Безруких, Г.М. Брадик и др.), убедил нас в необходимости дополнительно формировать у подростков динами­ческую смысловую систему «готовность к оптимизации жизнеспособности в условиях системных социальных изменений». Формирование этой смысловой системы возможно только в конкретных ситуациях жизненного самоопределения подростков и предполагает целенаправленное осознан­ное совершенствование ими своей жизнеспособности (в первую очередь, социально-личностного уровня) для построения индивидуально-оптимальной стратегии поведения внутри актуально раз­ворачивающейся деятельности во взаимодействии с конкретной социально-культурной группой.

Сравнительный анализ смысловых систем подростка «внутренняя картина здоровья» и «го­товность к оптимизации своей жизнеспособности в условиях системных социальных изменений» показывает, что формирование у подростков динамической смысловой системы «готовность к опти­мизации своей жизнеспособности в условиях системных социальных изменений» не может заме­нить формирование личностной смысловой системы «внутренняя картина здоровья» во взаимо­действии с совершенствованием жизнеспособности; в то же время личностная смысловая систе­ма «внутренняя картина здоровья» в подростковом возрасте требует дополнительного уточнения и конкретизации.

Следовательно, формирование социокультурного феномена «здоровье» в подростковом воз­расте как целостности предполагает комплексное осуществление двух взаимосвязанных процес­сов – оптимизации личностной смысловой системы подростка «внутренняя картина здоровья» во взаимодействии с совершенствованием его жизнеспособности и формирование динамической смысловой системы «готовность к совершенствованию жизнеспособности в условиях системных социальных изменений».

Таким образом, стратегическая задача школы по формированию здоровья как социокультур­ного феномена (по отношению ко всем школьникам) – формирование личностной системы смыслов «внутренняя картина здоровья» ресурсно-прагматического и личностно ориентированного уров­ней во взаимосвязи с совершенствованием жизнеспособности школьников на психофизиологиче­ском и социально-личностном уровнях. Тактическая задача школы в области формирования здо­ровья как социокультурного феномена (по отношению к подросткам) – формирование у подрост­ков динамической смысловой системы «готовность к оптимизации жизнеспособности в условиях системных социальных изменений».

В ходе исследования было установлено, что основными задачами процесса формирования у подростков динамической смысловой системы «готовность к оптимизации жизнеспособности в условиях системных социальных изменений» по отношению к ситуациям жизненного самоопре­деления должны предполагать обучение подростков:

– методам идентификации факторов, вызывающих стресс и связанных с выполнением акту­альной деятельности совместно с конкретной социокультурной группой, что помогло бы понимать сущность этих факторов, своевременно обнаруживать и предвидеть их воздействие;

– стратегии решения проблем путем целенаправленного совершенствования своей жизнеспо­собности для достижения индивидуально значимого результата при выполнении актуальной дея­тельности совместно с конкретной социокультурной группой;

– конкретным мерам для защиты от воздействия вызывающих стресс факторов или быстро­го устранения неблагоприятных последствий такого воздействия при выполнении актуальной дея­тельности совместно с конкретной социокультурной группой;

– управлению своими эмоциями путем оказания помощи в идентификации и понимании, в регулировании и словесном формулировании своих эмоций в соответствии с социокультурными установками общества;

– методам эффективной коммуникации в условиях стресса или в ожидании воздействия вы­зывающих стресс факторов при выполнении актуальной деятельности совместно с конкретной со­циокультурной группой.

Учитывая неоднозначность и многоаспектность комплексной модели формирования социо­культурного феномена «здоровье» у подростков в школе, мы предлагаем рассматривать широкое и узкое понимание реализации данной модели в практике работы общеобразовательного учреждения:

– модернизация традиционной системы образования с целью повышения эффективности це­лостного учебно-воспитательного процесса по сохранению и укреплению жизнеспособности под­ростков во взаимосвязи с совершенствованием их личностной смысловой системы «внутренняя картина здоровья» (широкое понимание);

– проектирование и реализация педагогического процесса по формированию у подростков динамической смысловой системы «готовность к оптимизации жизнеспособности в условиях си­стемных социальных изменений» по отношению к ситуациям жизненного самоопределения (узкое понимание).

Информация об авторах

Науменко Юрий Владимирович, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой коррекционной педагогики, социальной психологии и здоровьеформирующего образования, Волгоградский государственный академия повышения квалификации и переподготовки работников образования (ВГАПК РО), Москва, Россия, e-mail: naymenko@bk.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2912
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 5