Идеи психологии в образовательной теории и практике: личностно-развивающее образование
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: личностно-развивающее образование, ситуация развития личности, закономерности развития личности, педагогическая поддержка
Рубрика издания: Фундаментальные проблемы психологии образования и вызовы XXI в
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Сериков В.В. Идеи психологии в образовательной теории и практике: личностно-развивающее образование // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Открытие фундаментальных закономерностей становления личности не могло не привести к появлению нового направления в теории и практике образования. Исследование педагогических условий становления личности как сущностной субстанции человека предполагает выявление педагогических средств и механизмов, обеспечивающих развитие опыта субъектности у воспитанника. Решение такого рода педагогических задач возможно лишь при эффективном применении педагогами-исследователями идей и концепций современной психологии личности. К психологическим идеям, которые легли в основу теории личностно-развивающего образования, следует отнести идеи отечественных психологов В.И. Слободчикова (о рефлексии и со-бытийности как психологических механизмах развития личности), Д.А. Леонтьева (об условиях смыслообразования), В.А. Петровского (о «внеситуативной» активности личности), М.М. Бахтина (о диалогической природе личности и роли поступка в ее самореализации) и др.; зарубежных психологов К. Роджерса (о самоорганизующей роли Я-концепции в структурировании личности), А. Маслоу (о самоактуализации как сущностном проявлении личности), Г. Олпорта (о чертах личности как доминирующих способах ее реакции на жизненные ситуации) и др.
Таким образом, теория личностно-развивающего образования – яркий пример продуктивного взаимодействия педагогического и психологического знания в создании одной из культурологических, гуманитарных моделей образования, в разработке которой сегодня участвуют многие научно-педагогические школы (Н.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, М.В. Кларин, В.И. Лещинский, В.И. Слободчиков, И.А. Якиманская и др.). Следует при этом заметить, что прямой перенос психологических знаний в теорию и практику образования невозможен. Психология не решает вопросов о целях, содержании и технологиях образования, это предмет педагогики. Однако, выявляя закономерности и условия развития психических свойств человека и в первую очередь его личностной сферы, влияние социальных, возрастных и природно-индивидуальных факторов на организацию психической сферы человека, его «субъективной реальности», психология выступает одним из важнейших источников разработки норм и регулятивов педагогической деятельности.
Исходный тезис теории личностно-развивающего образования состоит в том, что любое образование, к чему бы оно не готовило человека, должно обеспечить развитие его личности, иначе оно не гуманно, не человекосообразно. Второе положение теории – это ответ на следующий вопрос: что мы имеем в виду, провозглашая цель развития человека как личности? О развитии чего идет речь, когда мы говорим о личностно-развивающем образовании? Ответ не прост, особенно если учесть, что в психологии и социологии за последние полвека разработаны десятки (!) концепций личности и ее развития. Речь идет не только о том, чтобы заложить в определение цели личностно-развивающего образования наиболее адекватное сегодняшнему состоянию психологической науки истолкование личности, но и о том, чтобы подойти к определению этой цели «педагогично», т.е. отразить в ее понимании функцию, роль, назначение личности в жизнедеятельности человека и общества, выявить такие условия ее формирования, которые могут и должны быть реально воспроизведены педагогом.
В чем же состоит это назначение личности? В первую очередь, в своеобразном самообосновании человека. Личность – это позиция, направленность человека на определенный смысл жизни, осознание своего назначения в мире. Личность – это человек как субъект, детерминант своей жизненной активности.
Следующее положение рассматриваемой теории состоит в том, что процесс формирования личности должен соответствовать действительным закономерностям ее развития, а не отражать атавизмы традиционного мышления, когда личность рассматривалась не как самоцель, а как средство достижения образовательных, профессионально-трудовых, государственно-тоталитарных целей. И для этого нужно было ее «активизировать», «поднять на должный уровень» ее сознательность и т.п. В этом плане теория личностно-развивающего образования не ориентирована на формирование какого-то «типа личности», соответствующего требованиям той или иной идеологии, как это почти всегда имело место при разработке воспитательных систем. Эта теория исследует условия развития личностного начала в человеке, его способности быть личностью, при этом считается, что наличие этой способности у человека уже само по себе – благо для общества. Только развитый в личностном плане человек может сознательно принять и исполнять нравственные нормы. Всякие другие способы «привития» ему этих норм, как правило, не дают ожидаемого эффекта. Если речь идет о развитии в человеке способности быть личностью, т.е. обладать позицией, системой собственных ценностей, смыслов, то понятно, что эти свойства нельзя сформировать в нем, не предоставляя ему возможность выбора, рефлексии, внутренней свободы, самостоятельности решений. В противном случае сформируется не личность, а некий исполнитель заложенных извне поведенческих программ.
Заметим также, что личностно-развивающее образование отличается от развивающего обучения, которому педагоги и психологи прошлого века уделяли значительное внимание (Дж. Бруннер, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин, ж. Пиаже, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин и др.). Развивающее обучение в соответствии с его интерпретацией в отечественной науке состоит в целенаправленной педагогической поддержке становления некоторых метапредметных видов опыта ребенка – опыта теоретического и творческого мышления, осознанности и произвольности в учебной деятельности, реализации различных познавательных психических процессов и др. Эти метапредметные способы деятельности можно задать извне в виде алгоритмов, эвристических схем. В личностно-развивающем образовании все иначе. Для становления личности нет правил, подобных тем, которые должен освоить ребенок, скажем, в процессе овладения учебной деятельностью. Самое большее, что может сделать педагог, работающий с личностью, это создать ситуацию, ставящую ребенка перед социокультурным выбором, и оказать ему поддержку в его совершении.
Личность нельзя развить извне, можно только поддержать ее саморазвитие. По мере развития личность становится все менее зависимой от ситуаций, обстоятельств (самодетерминация), человек сам начинает выбирать среду, друзей, образ жизни, ценности, идеалы. Это обретение новых возможностей, новых «степеней свободы» и составляет основное содержание того, что мы называем развитием личности. Содержанием данного процесса является, таким образом, становление функций личности.
В качестве функций или основных проявлений личности нами с учетом современных исследований в психологии были взяты избирательность, рефлексия (самооценка), смыслообразование, принятие ответственности, ориентация на Другого как самоценность и источник собственного развития, саморегуляция, креативность, внутренняя свобода (в ситуации выбора, принятия решения).
Важным ориентиром при разработке теории личностно-развивающего образования стали установленные в психологии детерминанты личностного развития индивида. Развитие личности как, собственно, и любого другого психического образования детерминировано деятельностью, ее условиями, востребующими проявление позиции, рефлексии, смыслообразования и других функций личности. Однако применительно к личности деятельностная детерминация имеет одну важную черту: это должна быть именно деятельность как способ личностной самореализации, а не работа, которая не имеет специального смысла для личности (А.Г. Асмолов). В так называемой работе могут сформироваться знания, умения, некоторые привычки, но по отношению к личности эта внешне заданная и внутренне не принимаемая деятельность, к сожалению, занимающая очень большое место в реальном образовательном процессе, может остаться нейтральной.
Детерминантом развития личности является также референтная группа, признание которой особо значимо для личности. Такую функцию может выполнять и не группа, а просто значимый Другой, наиболее полно выражающий интенции личности в данной ситуации ее развития. Фактором развития личности, как правило, выступает значимое для нее событие, в котором она выявляет свои новые возможности, проводит ревизию собственных ценностей и образа жизни. Основой события почти всегда является встреча с другой личностью или продуктом ее творчества, которые способны изменить ценности и стереотипы поведения формирующегося субъекта.
Силы саморазвития личности активизируются, когда она поставлена в позицию субъекта жизнедеятельности, при этом она свободна и потому ответственна. Личность формируется в поступках – в деятельных проявлениях нравственной позиции, развивается в процессе выражения своей позиции через диалог с Другим, что может предполагать и принятие позиции Другого. «Строительным материалом» для развития личности, по известному выражению С.Л. Рубинштейна, являются ее переживания, чаще всего связанные с ее жизненно важными потребностями и поиском выхода из возникшей коллизии. Любое явление воспринимается или, напротив, игнорируется личностью в контексте ее жизненной ситуации, прошлого опыта. Внутренним содержанием ее переживаний являются отношения с другими людьми. Именно они, а не предметно-процессуальные затруднения составляют источник личностных переживаний, обусловленных фрустрацией важнейшей для человека социогенной потребности – потребности в признании со стороны Другого.
Основное назначение теории личностно-развивающего образования, как и любой другой педагогической теории, состоит в том, чтобы обеспечить ориентировочную основу деятельности педагога в решении определенного класса педагогических задач. Главной педагогической задачей, на решение которой в соответствии с развиваемой теорией направляются все эти виды педагогической деятельности, является создание ситуации развития личности как совокупности условий становления личностной сферы воспитанника. Ситуация развития личности – это своего рода пространство отношений, событий, поступков, в котором актуализируются процессы смыслообразования, «сдвига мотивов на цели деятельности» (А.Н. Леонтьев), изменения образа мыслей и поведения; это «клеточка», наименьшая составная часть процесса личностно-развивающего образования, в котором представлены содержание личностного развития и методы, способы поддержки педагогом присвоения данного содержания (личностного опыта) воспитанником.
Если под содержанием образования понимать набор видов культурного опыта, то важнейшим среди них как раз и выступает опыт «быть личностью», опыт выполнения личностью ее функций, определенных ее природой и назначением. Сюда относится опыт построения выводов из собственных переживаний, принципов поведения в ситуациях, подобных пережитым; смыслообразования на основе восприятия события в контексте собственных жизненных устремлений; нравственной самооценки степени проявления своей ответственности и др.
Интуитивно педагоги-практики уже давно поняли значимость этого вида опыта для становления человека как личности. Взять, к примеру, знаменитые макаренковские «упражнения нравственных сил» воспитанников, когда педагог целенаправленно тренировал их опыт самоорганизации, волевого усилия, самопреодоления. В этом плане теория личностно-развивающего образования не «изобретает велосипед», а скорее, концептуализирует то, что веками разрабатывалось в мировом педагогическом опыте.
Традиционно понимаемое содержание образования имеет две формы существования – объективно-предметную, когда оно еще только «задано», предназначено для усвоения и имеет форму программ, стандартов, учебных текстов, и субъективно-психологическую, когда оно уже усвоено и является принадлежностью субъекта (и усваивается оно в процессе межсубъектного взаимодейстьвия). Содержание личностного опыта существует только в субъективной, ментальной форме, и всякие попытки изложить его в виде какого-то заданного текста не имеют смысла. О чем будет говорить такой текст – о том, что и как личность должна переживать, постигать, любить, и инструктировать ее по поводу того, какие она должна делать выводы из пережитого? Во-первых, таких «текстов» хватает и без нашей теории, во-вторых, они могут пониматься и воплощаться в поведении индивида «с точностью до наоборот». К примеру, субъективный смысл может иметь процесс изучения теоремы Пифагора, но говорить о внесении каких-то субъективных интерпретаций в ее содержание бессмысленно. Это свидетельствует о том, что данный вид опыта не входит в личностную сферу индивида, т.е. ориентировочную функцию при использовании данного опыта выполняет само значение, объективное знание, тогда как при реализации, скажем, нравственных норм простого знания их недостаточно. Эта норма будет усвоена, если индивид сам придет к пониманию ее содержания, значения, т.е. выработает ее смысл, сам для себя решит, почему он должен быть честным, ответственным и проч.
В личностно-развивающем образовании мы имеем дело с особой формой существования содержания образования – ситуационно-контекстной. Это содержание рождается в ситуациях и событиях, в отношениях и коллизиях, целеполагании и достижении личностью своих целей. В этом глубочайший смысл личностно-развивающего образования. Его содержание не является чем-то внешним для человека, оно никак не ассоциируется с уроком, на который надо прийти и выполнять требования составителей стандарта. Этим содержанием является собственная жизнь воспитанника, и надо лишь ему помочь увидеть ее по-новому, открыть в ней новые смыслы. Носителями такого содержания образования являются не учебные тексты сами по себе, а события, возникающие в межсубъектных взаимодействиях участников образовательного процесса, феномены культуры, интерпретируемые педагогами и другими субъектами образовательных отношений с воспитанником. Способом создания нового содержания образования становится подготовка педагога как носителя нового вида педагогической деятельности.
Разработка представлений о природе опыта «быть личностью» и механизмах его становления позволила поставить вопрос о педагогических средствах формирования такого опыта. Отсюда ключевым направлением исследований Института личностно-развивающего образования (при ВГСПУ) стала разработка научных представлений о сущности и способах создания ситуации, которая востребовала бы такие проявления, поступки личности.
Структурной единицей личностно-развивающего образования является ситуация, предполагающая проявление воспитанником своей позиции в отношении происходящего. В традиционном учебном процессе организуемая учителем деятельность одна для всех, и вывод из нее тоже будет для всех общим, отвечающим требованиям образовательного стандарта. Что касается ситуации, то она всегда чья-то. Она является фрагментом не урока, а жизненного пути личности, даже если и случается на уроке. И вывод, вытекающий из ситуации, лежит в контексте этого жизненного пути. Образно говоря, личность решает задачу не на положение абстрактного «тела» в абстрактном «пространстве», а на положение самой себя в реальном пространстве жизни. И если нам на самом деле удается создать такую ситуацию-событие, то проблема «заинтересовать ученика» просто-напросто снимается. Воспитаннику не может быть не интересна его собственная жизнь.
В качестве основных приемов создания личностно-развивающей педагогической ситуации мы выделили диалог с воспитанником, под которым понимается такой образ взаимодействия с педагогом, когда первый чувствует себя в психологической безопасности и потому готов к откровенному общению с преподавателем.
Второе столь же значимое умение – это вхождение в контекст проблем воспитанника (учебных, жизненных, коммуникативных и др.) и принятие его как личности.
Третье действие педагога, вероятно, самое сложное в данной системе –это побуждение воспитанника к поступку, усилию над собой, преодолению стереотипов, привычных взглядов и форм поведения. Неготовность человека к поступку приводит, по словам шекспировского Гамлета, к тому, что «замыслы с размахом и почином теряют путь и терпят неуспех у самой цели!..» Поступок, по М.М. Бахтину, – квинтэссенция всех проявлений личности, сама жизнь которой – поступок.
Четвертое действие педагога в личностно-развивающей ситуации – это поддержка воспитанника. Личность устроена так, что из всех форм воздействия на нее она приемлет только одну – поддержку. Даже если мы хотим исправить что-то негативное в человеке, все равно вначале надо поддержать, проявить доверие, вселить уверенность. Поддержка является следствием диалогичности, взаимоустремленности участников данной ситуации. Суть педагогической поддержки – в актуализации внутренних ресурсов личности, сил ее саморазвития. Так, вместо традиционного объявления о том, на какую оценку может претендовать ученик, выбирая задачу той или иной степени сложности, учитель вдруг неожиданно меняет подтекст ситуации: выбирайте любую задачу, которая соответствует вашим притязаниям. Оцениваться будет лишь правильность решения. Тем самым учитель поставил учеников перед дилеммой: что тебе важнее – легко добытая отличная оценка при выборе простой задачи или испытание, проверка себя, к тому же без гарантии успеха? Как будет вести себя в этой ситуации ученик? Наилучший, конечно, вариант, если бы его мысли развертывались примерно так: «Зачем я, в конце концов, сюда пришел? Ради оценки? А если я хочу проверить себя?! Уважаю я себя или нет?! Где эта ваша нерешаемая задача?..» Может быть, он так и не подумает, но ему дан шанс поразмышлять, зачем он пришел в этот мир.
Чем занят сам педагог в личностно-развивающей ситуации? Как раз тем, о чем говорит название данной ситуации. Это ситуация развития и его личности. От него также требуются и готовность к диалогу с самим собой, и принятие себя как личности (со всеми профессиональными и личностными недостатками!), и способность к поступку, мобилизации своих личностных ресурсов. Педагог не может «научить саморазвитию» ученика, не демонстрируя ему это собственной жизнью, поведением, словом и делом. Личностно-развивающее образование – это образовательный процесс, в высшей мере интересный обеим сторонам, поскольку и педагог, и воспитанник включаются в увлекательный процесс личностного взаимопознания и взаиморазвития.
К сожалению, всякое инновационное направление в образовании всегда встречает массу имитаций и попыток выдать желаемое за реальное. Так, за личностно-развивающее образование пытаются выдать традиционную модель воспитывающего обучения. Суть последнего в том, что учитель при изучении темы ищет в ней моменты, связанные с социально полезными качествами человека, методической проблемой школы, очередной тематической проверкой школы. Эта очень затратная в плане времени и сил учителя работа дает, к сожалению, весьма малый воспитательный эффект.
Ошибки также возникают, когда педагог забывает, что развитие личности происходит в переживаемых ею событиях, «самопреодолении», а не через выслушивание сентенций и нравоучений. К таким издержкам надо отнести и чрезмерное увлечение псевдоигровыми приемами, которые являются играми лишь по форме, но на деле не порождают дух творчества, соревновательности, инициативы и самостоятельности детей.
Явной ошибкой является также надуманное противопоставление личностно-развивающего подхода систематическому усвоению предметных знаний и умений. Отсутствие глубоких знаний, добываемых собственным трудом, не может привести к мировоззренческим раздумьям и, соответственно, к ценностно-смысловым выводам (тем более к становлению компетентностей).
Наконец, наиболее глубокая, на наш взгляд, ошибка – это постоянное ожидание новых стандартов, схем, методических инструкций, которые якобы должны решить все наши проблемы. На самом же деле личностный подход, как никакая другая стратегия, востребует личность, культурный потенциал педагога, его умение выйти за узкопредметные рамки и воспринять образование и развитие школьника как целостный процесс, неотрывный от всех метаморфоз современного мира.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3542
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2