К вопросу о готовности к обучению в школе современных дошкольников
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: готовность к обучению в школе, функциональная асимметрия полушарий мозга, ведущая рука
Рубрика издания: Возрастно-ориентированный подход в образовании
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Кабаева В.М. К вопросу о готовности к обучению в школе современных дошкольников // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Проблема готовности ребенка к обучению существует давно, и сейчас она сохраняет свою значимость и актуальность в связи с переходом начальной школы на новые стандарты образования. На современном этапе развития начального образования мы выделяем как минимум две глобальные проблемы: 1) психологическую готовность учителей к переходу на обучение по новым стандартам; 2) высокие требования не только к интеллектуальному, но и личностному развитию детей, поступающих в школу.
Готовность детей к обучению в школе рассматривается как комплексное образование (физическая и психологическая готовность). В стандартах второго поколения в качестве показателей физической зрелости выделяют параметры общего состояния здоровья, морфофункциональную зрелость организма (с учетом развития двигательных навыков, зрительно-моторной координации). Психологическую готовность оценивают по показателям зрелости эмоционально-личностной (произвольность, мотивация, самооценка), интеллектуальной (мышление, воображение, творчество) и социальной (мотивы и навыки общения) сфер [3, с. 20].
Нами проведено исследование развития дошкольников групп развития при прогимназии одной из московских школ, участвующей в совместном проекте Департамента образования г. Москвы и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы». В рамках экспериментальной деятельности данной школы реализуется направление «Поликультурное образование и развитие многоязычия детей раннего возраста».
Участники исследования. Выборка составила 50 детей дошкольного возраста 5,5–6,5 года, занимавшихся в группах развития прогимназии перед поступлением в школу.
Методы исследования. Функциональная асимметрия полушарий головного мозга и определение ведущей руки проводились с помощью прибора «Активациометр АЦ-9» Ю.А. Цагарелли [6, с. 134]. Для изучения свойств внимания и темповых характеристик деятельности применялась корректурная проба Тулуз-Пьерона в адаптации Л.А. Ясюковой. Зрительно-моторную координацию определяли с помощью гештальт-теста Л. Бендер, фигуры Тейлора и графического диктанта Д.Б. Эльконина. Интеллектуальное развитие оценивалось прогрессивными матрицами Дж. Равена (серии А и В), методикой готовности к школе Л.А. Ясюковой (классификации, анализ-синтез, аналогии). Произвольность психических процессов исследовалась с помощью методик Н.И. Гуткиной «Словесный диктант», «Узор», «Домик».
Статистическая обработка данных проводилась с использованием стандартного пакета программ PASW Statistics 17 для Windows. В зависимости от типа измерительных шкал при оценке достоверности различий применялись соответствующие параметрические и непараметрические критерии, для оценки взаимосвязей между переменными – коэффициент корреляции Спирмена.
Результаты исследования. Проведенное исследование показало, что группы детей со средним и хорошим уровнями интеллектуальной готовности составляют по 1/3 выборки (36 и 32% соответственно), т. е. 32% дошкольников в своем интеллектуальном развитии превышают нормативные для данного возраста показатели. Именно этот уровень психического развития необходим и достаточен для обучения по гимназическим программам. Средний уровень развития типичен для детей, поступающих в школу, и достаточен для начала обучения по общеобразовательным программам. Слабый уровень, или субнорма, свидетельствует о недостаточном развитии психических процессов. В группах дошкольной подготовки таких детей оказалась четверть (26%). Именно эти дети имеют неблагоприятный прогноз начала обучения по гимназическим программам. Высокий уровень интеллектуальной готовности имели лишь 6% дошкольников. Этот уровень диагностируется, когда половина показателей находится на высоком уровне, а остальные – на уровне хорошего развития.
1. Доминантность полушарий и готовность к школьному обучению. По современным представлениям асимметрии человека, они являются важным фактором и показателем его онтогенетического развития, поэтому мы сочли нужным диагностировать показатели активации правого и левого полушарий. Активация полушарий головного мозга обусловлена количеством задействованных нейронов и степенью их возбуждения. Если активация одного полушария преобладает над активацией другого, то это свидетельствует о наличии функциональной асимметрии полушарий (ФАП). Если полушария активированы одинаково, то говорят о межполушарной уравновешенности. Поскольку есть исследования, подтверждающие наличие связи активации полушарий мозга и стилей деятельности человека, то проблема функциональной неравнозначности интересна нам с точки зрения возможностей построения программ обучения, рассчитанных на определенный тип личности, и развития способностей, связанных с латерализацией функций [2, с. 313].
Традиционными являются представления о том, что у всех правшей доминантное полушарие левое, а индивидуальный стиль умственной деятельности – левополушарный. Эти представления подтверждаются результатами целого ряда фундаментальных исследований. Так, в работе Э.Г. Симерницкой «Доминантность полушарий» показано, что у правшей левое полушарие является доминантным в отношении речевых функций: «Только у правшей речевые функции связаны с левым полушарием мозга, в то время как у левшей и амбидекстров нарушения речи могут возникать при поражениях не левого, а правого полушария мозга» [5, с. 13].
Одна из задач нашего исследования была связана с изучением связи успешности выполнения тестовых заданий и полушарности ребенка, его функциональной асимметрии. Среди обследованных дошкольников распределение оказалось следующим: левополушарных – 21,6%, правополушарных – 50,9%, и межполушарную уравновешенность имеют 27,5% детей. Существенная, сильная и очень сильная межполушарная асимметрия имеется у 43,1% лево- и правополушарных дошкольников.
Значимая корреляция –0,330* (на уровне 0,05) была получена между дельтой (разницей в активации полушарий) и показателями понятийного интуитивного мышления (чем более активировано правое полушарие, тем сложнее решать задачи на аналогии, осуществлять поиск существенных признаков). Значимых корреляционных связей между другими показателями интеллектуального развития (умственная работоспособность, умение слушать и удерживать в памяти инструкцию, строить свои действия согласно предварительной инструкции, ориентироваться на образец в своей работе, точно копировать его; особенности произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки) не выявлено. Таким образом, межполушарная асимметрия не является определяющей в подготовке к школе в группах развития.
2. Психическое развитие и доминирование руки. Тип мышления зависит не только от функциональной асимметрии полушарий головного мозга, но и от ведущей руки. По критерию ведущей руки всех людей можно разделить на правшей, левшей и амбидекстров. Правша более ловко, точно и быстро выполняет движения правой рукой, а левша – левой. У амбидекстра обе руки выполняют движения с равной ловкостью, точностью и скоростью. Установлено, что количество явных и переученных левшей составляет в общей сложности от 40 до 45% от общего количества людей.
Дети-левши труднее и дольше адаптируются и в большей степени испытывают стресс, чем праворукие, из-за особенностей своего поведения (более высокая активность, яркость и сила эмоциональных реакций, нарушения поведения). В работах В.Д. Еремеевой, Т.П. хризман показано, что при школьной адаптации ребенка в 1-м классе может изменяться сила левой руки. Дети с «запасом праворукости» легче адаптируются. Труднее всех адаптироваться чистым левшам [1, с. 89].
При работе с детьми своевременная диагностика ведущей руки позволяет избежать насильственного переучивания левши в правшу, чреватого торможением развития ребенка. При этом важно и то, что развивать необходимо не только ведущую, но и недоминирующую руку.
Результаты нашего исследования согласуются с тем, что число леворуких увеличивается. По нашим данным, леворуких детей – 30%, праворуких – 62% и амбидекстров – 8%. Считаем важным, что сильную и очень сильную степень рукости имеют 56% детей. Мы не получили достоверно значимых корреляций по успешности выполнения тестов и доминирования правой или левой руки.
Для эффективного обучения школьников особо значимо не просто знание отдельных компонентов психического развития ребенка, его рукости или полушарности, важно понимать влияние сочетания разных факторов развития (например, функциональной асимметрии мозга и ведущей руки) [4, с. 80].
В нашей выборке наиболее многочисленной (32%) оказалась группа дошкольников с ведущей правой рукой и правым полушарием, 12% детей – леворуких и левополушарных, и лишь у 26% – контрлатеральное регулирование действий рук, остальные (30%) либо амбидекстры, либо уравновешенные.
При благоприятных условиях развития и при прочих равных возможностях детей с доминированием правого полушария можно ожидать успешность их обучения, но в условиях стрессовых ситуаций (например, ответ у доски, контрольное списывание, громкое чтение и пр.) может наступить нарушение учебных видов деятельности (восприятия, воспроизведения, понимания). Результативность учебной деятельности в основном оценивается по речевой деятельности (устной или письменной), поэтому очень важно учитывать данные особенности развития ребенка и своевременно корректировать методы и способы обучения (проверки знаний, подачи материала) и помогать компенсировать недостатки.
Выводы. Успешность освоения программ дошкольной подготовки напрямую не связана с доминированием правой или левой руки и доминантностью полушарий. Дать однозначный прогноз успешного начала обучения детям с хорошо развитыми интеллектуальными операциями и доминированием одного полушария сложно. Риск неуспешности и неблагополучия начала обучения в школе, таким образом, может быть связан как с недостаточностью интеллектуального развития (треть нашей выборки), так и с особенностями психофизиологической организации (несогласованности функциональной асимметрии и рукости – половина выборки).
Особенности межполушарных отношений, обусловливая качественное своеобразие познавательных способностей, играют важную роль в формировании индивидуального стиля учебной деятельности каждого ребенка, пришедшего в школу, и в осуществлении индивидуального подхода взрослых в рамках образовательного процесса. Нет плохих детей, нет единой программы развития. Задача взрослых, сопровождающих вхождение дошкольника в школьную жизнь (учителя, психолога, родителя), найти адекватные для каждой группы детей способы и формы подачи материала (и образные, и речевые), контроля усвоения (письменные и устные опросы), организовать оптимальное обучение и воспитание разных групп детей.
Литература
- Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Девочки и мальчики – два разных мира. СПб., 2001.
- Кабардов М.К., Арцишевская Е.В. Индивидуально-типологические профили подростков и обучаемость, связанные с функциональной асимметрией полушарий мозга // Психология и современное российское образование: материалы IV Всерос. съезда психологов образования России. М. : Общерос. общ. организация «Федерация психологов образования России», 2008.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. 3-е изд. М. : Просвещение, 2011.
- Пугач В.Н., Кабаева В.М. Функциональная асимметрия мозга: амбидекстрия и амбицеребральность, новые тенденции // Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии и нейропластичности: материалы Всерос. конф. с междунар. участием. М. : Науч. мир, 2008. С. 79–83.
- Симерницкая Э.Г. Доминантность полушарий // Нейропсихологические исследования. М., 1978.
- Цагарелли Ю.А. Системная диагностика человека и развитие психических функций: учеб. пособие. Казань: Изд-во «Познание» Ин-та экономики, управления и права, 2009.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4916
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 1