К вопросу о готовности к обучению в школе современных дошкольников

Аннотация

This report deals with the problem of learning readiness of preschool children today, the relationship of indicators of intellectual development, attention, mental performance and functional characteristics of the organization of the brain.

Общая информация

Ключевые слова: готовность к обучению в школе, функциональная асимметрия полушарий мозга, ведущая рука

Рубрика издания: Возрастно-ориентированный подход в образовании

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Кабаева В.М. К вопросу о готовности к обучению в школе современных дошкольников // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

Проблема готовности ребенка к обучению существует давно, и сейчас она сохраняет свою значимость и актуальность в связи с переходом начальной школы на новые стандарты образования. На современном этапе развития начального образования мы выделяем как минимум две глобаль­ные проблемы: 1) психологическую готовность учителей к переходу на обучение по новым стан­дартам; 2) высокие требования не только к интеллектуальному, но и личностному развитию детей, поступающих в школу.

Готовность детей к обучению в школе рассматривается как комплексное образование (физи­ческая и психологическая готовность). В стандартах второго поколения в качестве показателей фи­зической зрелости выделяют параметры общего состояния здоровья, морфофункциональную зре­лость организма (с учетом развития двигательных навыков, зрительно-моторной координации). Психологическую готовность оценивают по показателям зрелости эмоционально-личностной (про­извольность, мотивация, самооценка), интеллектуальной (мышление, воображение, творчество) и социальной (мотивы и навыки общения) сфер [3, с. 20].

Нами проведено исследование развития дошкольников групп развития при прогимназии одной из московских школ, участвующей в совместном проекте Департамента образования г. Моск­вы и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы». В рамках эксперименталь­ной деятельности данной школы реализуется направление «Поликультурное образование и разви­тие многоязычия детей раннего возраста».

Участники исследования. Выборка составила 50 детей дошкольного возраста 5,5–6,5 года, занимавшихся в группах развития прогимназии перед поступлением в школу.

Методы исследования. Функциональная асимметрия полушарий головного мозга и опре­деление ведущей руки проводились с помощью прибора «Активациометр АЦ-9» Ю.А. Цагарелли [6, с. 134]. Для изучения свойств внимания и темповых характеристик деятельности применялась корректурная проба Тулуз-Пьерона в адаптации Л.А. Ясюковой. Зрительно-моторную координа­цию определяли с помощью гештальт-теста Л. Бендер, фигуры Тейлора и графического диктанта Д.Б. Эльконина. Интеллектуальное развитие оценивалось прогрессивными матрицами Дж. Равена (серии А и В), методикой готовности к школе Л.А. Ясюковой (классификации, анализ-синтез, ана­логии). Произвольность психических процессов исследовалась с помощью методик Н.И. Гуткиной «Словесный диктант», «Узор», «Домик».

Статистическая обработка данных проводилась с использованием стандартного пакета программ PASW Statistics 17 для Windows. В зависимости от типа измерительных шкал при оцен­ке достоверности различий применялись соответствующие параметрические и непараметрические критерии, для оценки взаимосвязей между переменными – коэффициент корреляции Спирмена.

Результаты исследования. Проведенное исследование показало, что группы детей со сред­ним и хорошим уровнями интеллектуальной готовности составляют по 1/3 выборки (36 и 32% соот­ветственно), т. е. 32% дошкольников в своем интеллектуальном развитии превышают нормативные для данного возраста показатели. Именно этот уровень психического развития необходим и доста­точен для обучения по гимназическим программам. Средний уровень развития типичен для детей, поступающих в школу, и достаточен для начала обучения по общеобразовательным программам. Слабый уровень, или субнорма, свидетельствует о недостаточном развитии психических процессов. В группах дошкольной подготовки таких детей оказалась четверть (26%). Именно эти дети имеют неблагоприятный прогноз начала обучения по гимназическим программам. Высокий уровень ин­теллектуальной готовности имели лишь 6% дошкольников. Этот уровень диагностируется, когда половина показателей находится на высоком уровне, а остальные – на уровне хорошего развития.

1. Доминантность полушарий и готовность к школьному обучению. По современным пред­ставлениям асимметрии человека, они являются важным фактором и показателем его онтогенетиче­ского развития, поэтому мы сочли нужным диагностировать показатели активации правого и лево­го полушарий. Активация полушарий головного мозга обусловлена количеством задействованных нейронов и степенью их возбуждения. Если активация одного полушария преобладает над актива­цией другого, то это свидетельствует о наличии функциональной асимметрии полушарий (ФАП). Если полушария активированы одинаково, то говорят о межполушарной уравновешенности. По­скольку есть исследования, подтверждающие наличие связи активации полушарий мозга и стилей деятельности человека, то проблема функциональной неравнозначности интересна нам с точки зре­ния возможностей построения программ обучения, рассчитанных на определенный тип личности, и развития способностей, связанных с латерализацией функций [2, с. 313].

Традиционными являются представления о том, что у всех правшей доминантное полушарие левое, а индивидуальный стиль умственной деятельности – левополушарный. Эти представления подтверждаются результатами целого ряда фундаментальных исследований. Так, в работе Э.Г. Си­мерницкой «Доминантность полушарий» показано, что у правшей левое полушарие является до­минантным в отношении речевых функций: «Только у правшей речевые функции связаны с левым полушарием мозга, в то время как у левшей и амбидекстров нарушения речи могут возникать при поражениях не левого, а правого полушария мозга» [5, с. 13].

Одна из задач нашего исследования была связана с изучением связи успешности выполнения тестовых заданий и полушарности ребенка, его функциональной асимметрии. Среди обследованных дошкольников распределение оказалось следующим: левополушарных – 21,6%, правополушарных – 50,9%, и межполушарную уравновешенность имеют 27,5% детей. Существенная, сильная и очень сильная межполушарная асимметрия имеется у 43,1% лево- и правополушарных дошкольников.

Значимая корреляция –0,330* (на уровне 0,05) была получена между дельтой (разницей в ак­тивации полушарий) и показателями понятийного интуитивного мышления (чем более активиро­вано правое полушарие, тем сложнее решать задачи на аналогии, осуществлять поиск существен­ных признаков). Значимых корреляционных связей между другими показателями интеллектуаль­ного развития (умственная работоспособность, умение слушать и удерживать в памяти инструк­цию, строить свои действия согласно предварительной инструкции, ориентироваться на образец в своей работе, точно копировать его; особенности произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки) не выявлено. Таким образом, межполушарная асимметрия не является определяющей в подготовке к школе в группах развития.

2. Психическое развитие и доминирование руки. Тип мышления зависит не только от функ­циональной асимметрии полушарий головного мозга, но и от ведущей руки. По критерию ведущей руки всех людей можно разделить на правшей, левшей и амбидекстров. Правша более ловко, точ­но и быстро выполняет движения правой рукой, а левша – левой. У амбидекстра обе руки выпол­няют движения с равной ловкостью, точностью и скоростью. Установлено, что количество явных и переученных левшей составляет в общей сложности от 40 до 45% от общего количества людей.

Дети-левши труднее и дольше адаптируются и в большей степени испытывают стресс, чем праворукие, из-за особенностей своего поведения (более высокая активность, яркость и сила эмо­циональных реакций, нарушения поведения). В работах В.Д. Еремеевой, Т.П. хризман показано, что при школьной адаптации ребенка в 1-м классе может изменяться сила левой руки. Дети с «за­пасом праворукости» легче адаптируются. Труднее всех адаптироваться чистым левшам [1, с. 89].

При работе с детьми своевременная диагностика ведущей руки позволяет избежать насильст­венного переучивания левши в правшу, чреватого торможением развития ребенка. При этом важно и то, что развивать необходимо не только ведущую, но и недоминирующую руку.

Результаты нашего исследования согласуются с тем, что число леворуких увеличивается. По нашим данным, леворуких детей – 30%, праворуких – 62% и амбидекстров – 8%. Считаем важным, что сильную и очень сильную степень рукости имеют 56% детей. Мы не получили достоверно зна­чимых корреляций по успешности выполнения тестов и доминирования правой или левой руки.

Для эффективного обучения школьников особо значимо не просто знание отдельных ком­понентов психического развития ребенка, его рукости или полушарности, важно понимать влия­ние сочетания разных факторов развития (например, функциональной асимметрии мозга и веду­щей руки) [4, с. 80].

В нашей выборке наиболее многочисленной (32%) оказалась группа дошкольников с веду­щей правой рукой и правым полушарием, 12% детей – леворуких и левополушарных, и лишь у 26% – контрлатеральное регулирование действий рук, остальные (30%) либо амбидекстры, либо уравновешенные.

При благоприятных условиях развития и при прочих равных возможностях детей с домини­рованием правого полушария можно ожидать успешность их обучения, но в условиях стрессовых ситуаций (например, ответ у доски, контрольное списывание, громкое чтение и пр.) может насту­пить нарушение учебных видов деятельности (восприятия, воспроизведения, понимания). Резуль­тативность учебной деятельности в основном оценивается по речевой деятельности (устной или письменной), поэтому очень важно учитывать данные особенности развития ребенка и своевре­менно корректировать методы и способы обучения (проверки знаний, подачи материала) и помо­гать компенсировать недостатки.

Выводы. Успешность освоения программ дошкольной подготовки напрямую не связана с до­минированием правой или левой руки и доминантностью полушарий. Дать однозначный прогноз успешного начала обучения детям с хорошо развитыми интеллектуальными операциями и домини­рованием одного полушария сложно. Риск неуспешности и неблагополучия начала обучения в шко­ле, таким образом, может быть связан как с недостаточностью интеллектуального развития (треть нашей выборки), так и с особенностями психофизиологической организации (несогласованности функциональной асимметрии и рукости – половина выборки).

Особенности межполушарных отношений, обусловливая качественное своеобразие позна­вательных способностей, играют важную роль в формировании индивидуального стиля учебной деятельности каждого ребенка, пришедшего в школу, и в осуществлении индивидуального подхо­да взрослых в рамках образовательного процесса. Нет плохих детей, нет единой программы разви­тия. Задача взрослых, сопровождающих вхождение дошкольника в школьную жизнь (учителя, пси­холога, родителя), найти адекватные для каждой группы детей способы и формы подачи материа­ла (и образные, и речевые), контроля усвоения (письменные и устные опросы), организовать опти­мальное обучение и воспитание разных групп детей.

Литература

  1. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Девочки и мальчики – два разных мира. СПб., 2001.
  2. Кабардов М.К., Арцишевская Е.В. Индивидуально-типологические профили подростков и обучае­мость, связанные с функциональной асимметрией полушарий мозга // Психология и современное российское образование: материалы IV Всерос. съезда психологов образования России. М. : Общерос. общ. организация «Федерация психологов образования России», 2008.
  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: по­собие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. 3-е изд. М. : Просвещение, 2011.
  4. Пугач В.Н., Кабаева В.М. Функциональная асимметрия мозга: амбидекстрия и амбицеребральность, новые тенденции // Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии и нейропластично­сти: материалы Всерос. конф. с междунар. участием. М. : Науч. мир, 2008. С. 79–83.
  5. Симерницкая Э.Г. Доминантность полушарий // Нейропсихологические исследования. М., 1978.
  6. Цагарелли Ю.А. Системная диагностика человека и развитие психических функций: учеб. пособие. Казань: Изд-во «Познание» Ин-та экономики, управления и права, 2009.

Информация об авторах

Кабаева Валентина Михайловна, кандидат психологических наук, педагог-психолог, Школа № 1531 им. С.К. Годовикова (ГБОУ Школа № 1531), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5332-0097, e-mail: valkabaeva@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4916
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 1