Возрастно-психологические предпосылки манипулятивного поведения детей дошкольного возраста
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: психологическая манипуляция, дошкольный возраст, детские манипуляции, возрастные предпосылки манипулятивного поведения
Рубрика издания: Возрастно-ориентированный подход в образовании
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Козачек О.В. Возрастно-психологические предпосылки манипулятивного поведения детей дошкольного возраста // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Психологическое воздействие на человека, осуществляемое скрытно и искусно, используемое для достижения односторонней выгоды, носящее субъект-объектный характер, принято называть психологической манипуляцией. Единичное применение психологической манипуляции в межличностном общении как эффективного, но при этом не «лобового» воздействия оправдано. Однако тотальное манипулирование разрушает человека, приводит к серьезным психосоматическим изменениям, нравственным деформациям, проблемам в отношении субъекта к себе, к разрушению взаимоотношений с другими людьми. Распространение психологического манипулирования в различных сферах общественной жизни делает тему «овеществления» человека актуальным предметом изучения. Проекция взрослых отношений наблюдается во взаимодействии детей-дошкольников. Анализ развития манипулятивной установки и манипулятивного поведения детей представляется важным в построении перспективы современного дошкольного образования. Цель данного материала заключается в рассмотрении возрастно-психологического потенциала манипулятивных проявлений у детей 3–7 лет.
На протяжении 2009–2010 гг. к обсуждению современного состояния проблемы детских манипуляций мы приглашали специалистов, имеющих непосредственное отношение к образованию дошкольников. В нашем исследовании приняли участие 188 воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов по физическому воспитанию ДОУ г. Волгограда и Волгоградской области. Их размышления и примеры из опыта работы были обобщены и опубликованы ранее [3]. Всего педагоги перечислили более 160 детских «хитростей», некоторые из них для иллюстрации приведены здесь и выделены курсивом. Большая часть специалистов встречалась в своей практике с детскими манипуляциями. Среди самых популярных манипулятивных приемов выделяются «болезнь», ложь, истерики. Часто дошкольники торгуются, используют чужие слабости, льстят, дают неискренние обещания, ссылаются на собственную слабость, манипулируют «любовью». Распространенным является использование своего или чужого авторитета, настраивание людей друг против друга, формирование чувства вины. Более редкими, но не менее эффективными средствами управления являются упрямство, подарки «якобы другим, а на самом деле себе», жалобы, доносы, угрозы, шантаж, подкуп взрослого или сверстника, стремление сбить собеседника с толку и пр.
Такое многообразие детских манипуляций не случайно. Период дошкольного детства благоприятен для апробации хитростей, уловок, интриг. В этом возрасте меняется социальная ситуация развития, трансформируется ведущий вид деятельности, происходят серьезные преобразования в личностной и познавательной сферах ребенка. Говоря о причинах «овеществления» другого человека, ученые называют манипуляцию социально-обусловленным феноменом. Современное общество, культура, окружающие люди транслируют растущему человеку благосклонное отношение к хитростям, уловкам, интригам, сноровке в их реализации [2]. Дошкольный возраст представляет собой период, в котором ребенок ориентируется в основных смыслах человеческой деятельности, осваивает задачи, мотивы, нормы отношений между людьми [10]. Это предъявляет высокие требования к содержанию образования детей 3–7 лет, однако утилитарно-вещный подход к человеку, абсолютно неприемлемый в культуре достоинства человека, по мнению В.И. Слободчикова [7], все-таки имеет место в воспитании дошкольников. Литературные герои, исторические, политические деятели, реклама, мультфильмы, а также близкие и социальные взрослые выступают учителями манипуляции.
В качестве ведущей деятельности дошкольника выступает сюжетно-ролевая игра. Большое значение для психического развития приобретают также общение, продуктивные виды деятельности, восприятие литературных произведений, учебная деятельность. Новые виды деятельности влекут за собой формирование новых мотивов, а новые потребности определяют новые средства достижения поставленной цели. Интерес к миру взрослых, желание войти в него и действовать, как взрослый, могут реализовываться в стремлении манипулировать другими, как взрослый: В ответ на мамину угрозу «Если ты не уберешь свои игрушки, то я…» ребенок может угрожать сам: «Мама, я не буду кушать, если ты…». На протяжении дошкольного возраста нарастает процесс дифференциации в детском коллективе: одни дети становятся популярными, другие – отвергаемыми. По отношению к сверстникам развиваются мотивы самолюбия, соревнования, самоутверждения [5]. Манипуляции могут стать средством реализации появляющихся мотивов. Ребенок, пользующийся популярностью у детей, четко решает, с кем дружить, а с кем нет, причем ловко ставит условия для желающих с ним общаться. Стремление повысить статус, авторитет, подчинить других, выразить свое превосходство становится побудительной силой подобных манипуляций. На положение ребенка в группе сверстников оказывает влияние множество факторов, главным из которых, по мнению Е.О. Смирновой [8], является способность к сопереживанию и помощи сверстникам. Манипулятивные приемы, напротив, разрушают межличностные отношения, хотя и помогают достичь ситуативных целей. Один ребенок говорит своему товарищу по игре, что у него плохая игрушка и он в такие игрушки не играет, потому что большой. Товарищ игрушку бросает, а манипулятор через пару минут ее берет.
Дошкольный возраст – период развития эмоциональной сферы, усвоения норм поведения и моральных чувств, формирования первичных этических инстанций. Особое место занимают нравственные мотивы, связанные с отношением к другим людям, пониманием их поступков и собственных. У старших дошкольников уже можно наблюдать проявления подлинной заботы о близких людях или успешные примеры объектного, пользовательского отношения к сверстникам (Вова хотел взять машину, но Петя его опередил. Тогда Вова, подойдя к Пете, сказал, что ребята играют в мяч. Петя побежал к ребятам, а Вова взял машинку) и взрослым (Степан (4 г. 5 мес.) часто, если желает игрушку от мамы получить, начинает хныкать, упрашивать, всхлипывать. Причем он понимает, что сильно раздражает взрослых. Поэтому быстро добивается желаемого). Согласно Л. Кольбергу [4], большинство детей дошкольного возраста, в силу особенностей развития своего мышления, находятся на доморальном уровне развития нравственной аргументации поступков. Нормы морали для ребенка – нечто внешнее, он выполняет правила, установленные взрослыми, из чисто эгоистических соображений. Чтобы получить поощрение или избежать наказания, ребенок нередко прибегает ко лжи: На столе лежала конфета, рядом была только Лера, а через некоторое время конфеты не оказалось. Я спрашиваю: «Куда делась? Лерочка смотрит на меня честными глазами: «Не знаю. Это не я!». Детская ложь, как отмечает В.С. Мухина [5], может появиться также как следствие нереализованных притязаний на признание. Манипуляции в форме лжи в таком случае возникают из чувства досады, желания «быть не хуже»: Ребенку понравилась игрушка, он ее взял, сказав другим детям: «Это моя игрушка! Мне ее купила мама». В подобных ситуациях важно дифференцировать детскую ложь и фантазию. Манипулятивная ложь всегда корыстна в отличие от проявлений развитого воображения. Хитрость, уловки, шантаж, угрозы, истерики используются детьми и как следствие ревности: Когда начинаешь жалеть младшую, то старший нарочно падает и начинает громко стонать, чтобы подошли и пожалели его тоже. Ревность многолика, она может проявляться в психосоматических заболеваниях, нарушениях поведения, аутоагрессии и пр. Перечисленные средства могут использоваться для осознанного или бессознательного управления объектом ревности. Детская зависть – еще один пример нереализованных притязаний на признание и причина манипулятивных проявлений у дошкольников: Незаметно прячут игровой кубик, не дают играть, когда преимущество в игре достается партнеру. Уже в детстве ребенок учится испытывать чувство стыда за свою склонность ко лжи и зависти. От реакции взрослых на данные негативные поведенческие проявления зависит, закрепятся ли они, станут ли чертой личности [5].
К концу возраста возникает произвольность поведения ребенка, формируется соподчинение мотивов, они становятся осознанными и произвольными, в том числе манипулятивные. Д.Б. Эльконин [10], характеризуя развитие личности ребенка-дошкольника, описывает случаи детского упрямства в старшем дошкольном возрасте, которое хорошо осознается ребенком как несправедливое и неправильное стремление во что бы то ни стало настоять на своем. Дети, как правило, учитывают последствия своего упрямства и проявляют его чаще всего по отношению к тем взрослым, со стороны которых оно остается безнаказанным, а для ребенка эффективным. Некоторым старшим дошкольникам доставляет удовольствие видеть бессилие взрослых, особенно если окружающие сверстники реагируют на это смехом. Механизм эмоционального предвосхищения последствий деятельности, подробно описанный А.В. Запорожцем [4], лежит в основе эмоциональной регуляции действий ребенка-дошкольника. Еще до того, как ребенок начинает действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и его оценку со стороны взрослых. Эмоционально предвосхищая последствия своего поведения, ребенок уже заранее знает, хорошо или дурно он собирается поступить. В случаях, когда чувствует себя в относительной безопасности, он может манипулировать осознанно.
Эффективность детских манипуляций во многом обусловлена развивающейся способностью ребенка контролировать внешние проявления собственных и чужих переживаний. В отличие от трехлетнего ребенка, 5–6 летний дошкольник может сдерживать бурные, резкие выражения чувств. Также он усваивает принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, мимики, жестов, поз, движений, интонаций голоса [4]. Это помогает не только эффективно считывать переживания окружающих людей, но и четко выражать свое эмоциональное состояние, истинное или желаемое для управления другими: «Ложные объятия и поцелуи», «Ненастоящие слезы», «Ребенок хочет домой к маме, зная, что прямо вызвать маму не удастся, поэтому он имитирует признаки болезни, плаксивость, зная, что из опасений за здоровье воспитатель может вызвать маму или кого-то из близких». Усвоение ребенком правил и норм, которые становятся регуляторами его поведения, через исследование нормативных жалоб детей описывала В.А. Горбачева [10]. Психологическую природу детских жалоб анализировали Л.Н. Абрамова, А.Т. Рузская [6]. Психологической манипуляцией детская жалоба становится в том случае, если ребенок осознанно или неосознанно хочет использовать взрослого для достижения нужной ему цели: «Ребенок, которого нечаянно слегка задели, вдруг падает, как от сильного толчка, и начинает громко рыдать, требовать наказания для якобы виновного», «Желая обладать игрушкой, которая в руках у другого ребенка, он будет жаловаться на него, чтобы тот был наказан, а игрушка бы досталась ему». Перечисленные выше манипулятивные примеры можно соотнести с разными типами жалоб. Цели детей в этих случаях могут заключаться в потребности получить эмоциональную помощь, ласку, сочувствие (при конкретно-эмоциональных жалобах); в необходимости обрести реальную помощь в устранении помех (при практически-действенных жалобах); в желании получить от взрослого разъяснения правил поведения (при познавательно-этических жалобах) и в стремлении сигнализировать взрослому о личностном неблагополучии (при личностных жалобах).
Конечно, не всякий случай проявления упрямства, капризов, детских жалоб, лжи, воровства, агрессии, ревности представляет собой психологическую манипуляцию. О принадлежности описанного приема к разряду изучаемого нами явления свидетельствует: 1) наличие психологического воздействия; 2) отношение манипулятора к другому как к средству достижения собственной цели; 3) стремление получить односторонний выигрыш; 4) скрытый характер воздействия; 5) использование психологической силы, игра на слабостях (использование психологической уязвимости); 6) побуждение, мотивационное привнесение (формирование «искусственных» потребностей и мотивов для изменения поведения в интересах инициатора манипулятивного воздействия); 7) мастерство и сноровка в осуществлении манипулятивных действий [3]. Современные детские манипуляции не новы, они конкретизируют портреты манипуляторов, предложенных еще в прошлом веке Э. Шостром [9]. Детские хитрости и уловки имеют сходства с манипуляциями подростков [1] и взрослых [9]. Это доказывает, что апробированные в детстве способы и стратегии поведения закрепляются и переносятся на более поздние этапы онтогенеза. Понимание сущности феномена психологической манипуляции в дошкольном детстве, определение ценностных ориентиров образования дошкольников важны для поиска теоретических и методических основ работы с манипулятивными проявлениями детей и взрослых.
Литература
- Бондарева Л.В., Козачек О.В. Психология манипулятивного общения в подростковом возрасте. Волгоград, 2003.
- Доценко Е.Л. Психология манипуляции. М., 2003.
- Козачек О.В. Психологические манипуляции детей дошкольного возраста в семье и ДОУ // Дошкольное образование в XXI веке: материалы Междунар. науч.-практ. семинара. Волгоград, 2010. С. 170–173.
- Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. М., 2001.
- Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 1998.
- Рузская А.Г., Абрамова Л.Н. Как относиться к жалобам дошкольников в детском саду // Вопр. психологии. 1983. № 4. С. 96–103.
- Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. Екатеринбург, 2010.
- Смирнова Е.О. Детская психология. М., 2003.
- Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. Минск, 1992.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1984.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 9996
В прошлом месяце: 30
В текущем месяце: 15