Семейный социальный климат и социальные навыки у перуанских учащихся 4 и 5 классов средней школы

Аннотация

Контекст и актуальность. Социальный климат семьи является ключевой переменной в развитии социальных навыков. Это исследование основано на теории семейного социального климата Мооса, которая утверждает, что характеристики и динамика семейной среды влияют на психическое здоровье ее членов. Цель. Общая цель исследования заключалась в определении взаимосвязи между семейным социальным климатом и социальными навыками учеников четвертого и пятого курсов средней школы в государственной школе Кальяо. Методы и материалы. Был использован ретроспективный, поперечный, корреляционный, неэкспериментальный дизайн. Для выяснения, выступают ли другие переменные модераторами, был проведен анализ модерации. Случайным вероятностным методом была выбрана выборка из 137 учеников. Участникам были предложены Шкала семейной среды (FES) и Шкала социальных умений (EHS). Гипотеза. Предполагалось наличие прямой и значимой связи между семейным социальным климатом и социальными навыками учеников четвертого и пятого курсов средней школы в государственной школе Кальяо. Результаты. Была обнаружена прямая корреляция (rho = 0,418) со средним размером эффекта между двумя переменными. Кроме того, были выявлены прямые и значимые корреляции между социальными навыками и всеми тремя измерениями семейного социального климата с большими размерами эффекта для каждого, значения которых колебались между 0,69 и 0,88. Выводы. Выявлена схожая ковариация между семейным социальным климатом и социальными навыками примерно в 17% случаев. Чтобы проверить влияние других факторов, был проведен анализ модерации, учитывающий возраст, уровень образования и пол. Ни одна из этих переменных не оказалась модератором связи между семейным социальным климатом и социальными навыками, так как значения p оказались больше 0,05.

Общая информация

Ключевые слова: психологический климат, социальные навыки, подростки, семья

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2025300210

Финансирование. Исследование было профинансировано авторами самостоятельно.

Благодарности. Авторы выражают благодарность руководству школы «Героини Толедо» в Кальяо за оказанную поддержку

Получена: 30.07.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Асеведо-Ромеро, Р.В., Грахеда-Монтальво, А.Т., Наварро Варгас, В., Даниэлли Рока, Х.Х., Роджеро Ребаса, С., Солано Гильен, Ю., Оре Сандаваль, Ш. (2025). Семейный социальный климат и социальные навыки у перуанских учащихся 4 и 5 классов средней школы. Психологическая наука и образование, 30(2), 131–142. https://doi.org/10.17759/pse.2025300210

Литература

  1. Ato, M., López, J.J., Benavente, A. (2013). Un sistema de clasificación de los diseños de investigación en psicología. Anales de Psicología, 29(3), 1038-1 https://dx.doi.org/10.6018/analesps.29.3.178511
  2. Bances, R. (2020). Social Skills and Family Social Climate in Students of a Public Educational Institution in Jaén: Thesis to qualify for the bachelor’s degree in psychology. Señor de Sipán University. Chiclayo. URL: http://repositorio.uss.edu.pe//handle/20.500.12802/7766 (viewed: 10.03.2024).
  3. Barranco-Cuevas, I., Flores-Rayas, D., Gonzales-Lopez, A., Reyes.Bello, J., Vasquez-Cruz, E., García-Galicia, A. (2021). Symptoms of depression, anxiety and stress in the face of COVID-19 in a family medicine unit. Medical Journal of the Mexican Social Security Institute, 59(4), 274–280. https://www.redalyc.org/journal/4577/457769668003/html/
  4. Benavides, D., Calle, A. (2019). Family Social Climate and Social Skills in Secondary School Students of Educational Institution 0004 Túpac Amaru, 2018: Thesis to obtain the title of Bachelor of Psychology. Peruvian Union University. Lima. URL: https://repositorio.upeu.edu.pe/handle/UPEU/2043 (viewed: 16.03.2024).
  5. Beraún, H. (2022). The Impact of COVID-19 Confinement on Family Climate Among Adolescents in the Province of Concepción, Junín. Desafios, 13(2), 115–122. http://revistas.udh.edu.pe/index.php/udh/article/view/378e/435
  6. Cohen, J. (1988). Statistical Power Analysis for the Behavioral Sciences. New York: Lawrence Erlbaum Associates. Publishers.
  7. Galindo-Vázquez, O., Ramírez-Orozco, M., Costas-Muñiz, R., Mendoza-Contreras, L.A., Calderillo-Ruíz, G., Meneses-García, A. (2020). Symptoms of anxiety, depression and self-care behaviors during the COVID-19 pandemic in the general population. Mexican medical gazette, 156(4), 298–305. https://doi.org/10.24875/gmm.m20000399
  8. Geophysical Institute of Peru. (2024). Callao: Breve reseña. URL: http://met.igp.gob.pe/clima/HTML/callao.html (viewed: 12.12.2024).
  9. Gismero, E. (2020). Social skills scale. Buenos Aires:
  10. Grajeda-Montalvo, A.T. (2018). Construction and Validation of a Visual Selector Functional Aptitude Test in First-Grade Public School Students in the Jesús María District: Doctorate Thesis in Psychology. Cesar Vallejo University. Lima. URL: https://repositorio.ucv.edu.pe/handle/20.500.12692/21249 (viewed: 13.12.2023).
  11. Grajeda-Montalvo, A. (2024). «Family social climate and social skills of fourth- and fifth-year secondary school students at a public school in Callao, Peru»: RusPsyData: Psychological Research Data and Tools Repository. Moscú. URL: https://doi.org/10.48612/MSUPE/1744-t96r-66ee (viewed: 15.12.2024).
  12. Guzmán, I., Villalta, A. (2021). Habilidades sociales y agresividad en estudiantes de secundaria de una institución educativa del Rímac, 2021: Tesis para optar el título de Licenciada en Psicología. Universidad César Vallejo. Lima. URL: https://repositorio.ucv.edu.pe/bitstream/handle/20.500.12692/64477/Guzm%c3%a1n_UIG-Villalta_AAM-SD.pdf?sequence=1&isAllowed=y (viewed: 21.02.2024).
  13. Hernández-Rodríguez, J. (2020). Impact of COVID-19 on people's mental health. Electronic Medicenter, 24(3), 578– http://scielo.sld.cu/scielo.php?script=sci_arttext&pid=S1029-30432020000300578&lng=es
  14. Iacopetti, C., Londi, I., Patussi, V., Cosci, F. (2021). Family climate in children living with parents who harmfully consume alcohol. Clinical Psychology & Psychotherapy, 28(5), 1128–1134. https://doi.org/10.1002/cpp.2562
  15. Igartua, J., Hayes, A. (2021). Mediation, Moderation, and Conditional Process Analysis: Concepts, Computations, and Some Common Confusions. The Spanish Journal of Psychology, 24(e49), 1–23. http://dx.doi.org/10.1017/SJP.2021.46
  16. Izasa, L., Henao, G. (2011). Relaciones entre el clima social familiar y el desempeño en habilidades sociales en niños y niñas entre dos y tres años de edad. Acta Colombiana de Psicología, 14(1), 19–30. http://www.scielo.org.co/pdf/acp/v14n1/v14n1a03.pdf
  17. Kharazmi, A., Brant, J., Sajjadi, M., Moshki, M., Sadegh, L. (2020). Validation of the Persian version of family health climate scale (FHC-Scale) in Iranian families. BMC Public Health, 20(1854), 1–9. https://doi.org/10.1186/s12889-020-09931-8
  18. Mallma, C. (2021). Adaptación de la Escala de clima social escolar de Moos en alumnos de nivel secundaria de una institución educativa nacional del distrito de Lurín: Tesis para optar el título de Licenciada en Psicología. Universidad Autónoma del Perú. Lima. URL: https://repositorio.autonoma.edu.pe/bitstream/handle/20.500.13067/1251/Mallma%20Paredes%2c%20Corina%20Patrocinia.pdf?sequence=1&isAllowed=y (viewed: 12.02.2024).
  19. Margalit, M., Eysenck, S. (1990). Prediction of coherence in adolescence: Gender differences in social skills, personality, and family climate. Journal of Research in Personality, 24(4), 510–521. https://doi.org/10.1016/0092-6566(90)90036-6
  20. Martinsone, B., Stokenberga, L., Damberga, I., Supe, I., Simões, C., Lebre, P., Canha, L., Santos, M., Santos, A., Fonseca, A., Santos, D., Gaspar, M., Conte, E., Agliati, A., Cavioni, V., Gandellini, S., Grazzani, I., Ornaghi, V., Camilleri, L. (2022). Adolescent social emotional skills, resilience and behavioral problems during the COVID-19 pandemic: A longitudinal study in three European countries. Frontiers in Psychiatry, 13(2022), 1–22. https://doi.org/10.3389/fpsyt.2022.942692
  21. Ministry of Education of Peru (2023). Educational quality statistics. URL: https://escale.minedu.gob.pe/ (viewed: 10.11.2023).
  22. Moos, R., Moos, B.S. (1981). Family Environment Scale Manual. California: Consulting Psychologist Press.
  23. Moos, R., Moos, B.S. (1994). Family Environment Scale manual (3rd ed.). California: Consulting Psychologists Press.
  24. Moos, R., Trickett, E. (1974). Classroom Environment Scale Manual. California: Consulting Psychologist Press.
  25. Napolitano, C., Sewell, M., Yoon, H., Soto, C., Roberts, B. (2021). Social, Emotional, and Behavioral Skills: An Integrative Model of the Skills Associated with Success During Adolescence and Across the Life Span. Frontiers in Education, 6(679561), 1– https://doi.org/10.3389/feduc.2021.679561
  26. Nilsen, W., Ertin, E., Hekler, E.B., Kumar, S., Lee, I., Mangharam, R., et al. Modeling Opportunities in mHealth Cyber-Physical Systems. In: Rehg J.M., Murphy S.A., Kumar S., editors (2017). Mobile Health: Sensors, Analytic Methods, and Applications. Springer, Cham. 443–453. DOI:10.1007/978-3-319-51394-2_23
  27. Ñaupas, H., Valdivia, M., Palacios, J., Romero, H. (2018). Metodología de la investigación. (5. ª ed.). Bogotá: Ediciones de la U.
  28. Ozamiz-Etxebarria, N., Dosil-Santamaria, M., Picaza-Gorrochategui, M., Idoiaga- Mondragon, N. (2020). Levels of stress, anxiety and depression in the first phase of the COVID-19 outbreak in a sample collected in northern Spain. Cadernos de Saúde Pública, 36(4), 1–10. https://doi.org/10.1590/0102-311x00054020
  29. Peralta, S., Quispe, M. (2019). Family Social Climate and Social Skills in Fourth-Grade Secondary Students of a Public School in Cajamarca: Thesis to obtain the Bachelor's Degree in Psychology. Antonio Guillermo Urrelo Private University. Cajamarca. URL: http://repositorio.upagu.edu.pe/handle/UPAGU/1103 (viewed: 10.02.2024).
  30. Peruvian Association of Market Intelligence Companies (2024). Socioeconomic levels 2023-2024. URL: https://apeim.com.pe/wp-content/uploads/2024/01/APEIM-Informe-de-Niveles-Socioeconomicos-2023-2024-Version-WEB.pdf (viewed: 14.02.2024).
  31. Piñares, H. (2019). The Relationship Between Bullying and Social Skills among Adolescents at a Public School in San Juan de Miraflores, Lima, Peru: Thesis to obtain the Bachelor's Degree in Psychology. Autonomous University of Peru. Lima. https://repositorio.autonoma.edu.pe/bitstream/handle/20.500.13067/730/Pinares%20Reyes%2c%20Hellen%20Teresa.pdf?sequence=1&isAllowed=y (viewed: 10.02.2024).
  32. Quispe, J. (2020). The Relationship Between Social Skills and Family Social Climate among Adolescents at a High School in El Tambo, Huancayo, 2019: Thesis to obtain the bachelor’s degree in psychology. Universidad Continental. Huancayo. URL: https://repositorio.continental.edu.pe/handle/20.500.12394/8473 (viewed: 10.02.2024).
  33. Qiu, J., Shen, B., Zhao, M., Wang, Z., Xie, B., Xu, Y. (2020). A nationwide survey on psychological distress among Chinese in the COVID-19 epidemic: Implications and policy recommendations. General Psychiatry, 33(2), 1–3. https://doi.org/10.1136/gpsych-2020-100213
  34. Sánchez, H., Reyes, C. (2015). Metodología y diseños en la investigación científica. Lima: Business Support Aneth.
  35. Urquijo, S. (2020). How does confinement within the framework of quarantine affect adolescents? The day, July 21-2020. URL: https://www.eldia.com/nota/2020-5-21-10-33-0--como-afecta-a-los-adolescentes-el-encierro-en-el-marco-de-la-cuarentena--opinion#:~:text=La%20cuarentena%20nos%20obliga%20a%20separarnos%20de%20amigos,sus%20casas%20y%20que%20ven%20en%20las%20noticias (viewed: 15.03.2024).

Информация об авторах

Асеведо-Ромеро Роза В., психолог, школа имени Хосе Олая Баландра, магистрант Национального университета Сан-Маркос, ORCID: https://orcid.org/0009-0002-2467-4432, e-mail: rosa.acevedo1@unmsm.edu.pe

Грахеда-Монтальво Алекс Т., доктор психологических наук, профессор факультета психологии, Национальный университет Сан-Маркос, Лима, Перу, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5972-2639, e-mail: agrajedam@unmsm.edu.pe

Наварро Варгас Владимир, профессор факультета психологии, Национальный университет Сан-Маркос, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3246-9263, e-mail: vnavarrov@unmsm.edu.pe

Даниэлли Рока Хуан, доктор психологических наук, профессор факультета психологии, Национальный университет Сан-Маркос, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5453-1956, e-mail: jdaniellir@unmsm.edu.pe

Роджеро Ребаса Сусана, профессор факультета психологии, Национальный университет Сан-Маркос, Лима, Перу, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8891-1567, e-mail: susana.roggero@unmsm.edu.pe

Солано Гильен Юнес, профессор факультета психологии, Национальный университет Сан-Маркос, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5599-3271, e-mail: ysolanog@unmsm.edu.pe

Оре Сандаваль Ширли, докторант психологии, Национальный университет Сан-Маркос, профессор факультета психологии, Университет Сезар Вальехо, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9026-3052, e-mail: sore@ucvvirtual.edu.pe

Метрики

 Просмотров web

За все время: 87
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 82

 Скачиваний PDF

За все время: 26
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 26

 Всего

За все время: 113
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 108