Профилактика школьной дезадаптации как средство сохранения психологического здоровья учащихся
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: психологическое здоровье, школьная дезадаптация, психолого-педагогическое сопровождение
Рубрика издания: Психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Алексеева Е.В. Профилактика школьной дезадаптации как средство сохранения психологического здоровья учащихся // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Школьное образование представляет собой один из определяющих и длительных этапов жизни каждого человека, его отсроченные следствия являются решающими для индивидуального старта и успеха в жизни. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь.
Психологическое здоровье – состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъекта в пределах индивидуальной жизни. Психологическое здоровье включает разные компоненты жизнедеятельности ребенка:
- компоненты жизнедеятельности ребенка:
- состояние психического развития ребенка, его душевный комфорт;
- адекватное социальное поведение;
- умение понимать себя и других;
- более полную реализацию потенциала развития в разных видах деятельности;
- умение делать выбор и нести за него ответственность.
Психологическое здоровье как составная часть здоровья – важнейшее условие для сохранения высокой учебной мотивации учащихся. Оно способствует становлению личности, повышает работоспособность, стабилизирует внимание и память. Зависимость между нарушениями психологического здоровья и низкой учебной успеваемостью давно доказана. Имеются сведения о том, что эмоциональный комфорт или, напротив, степень утомления учащихся, уровень их невротизации зависят от учебной нагрузки, построения режима обучения, отношения учащихся к учебе, соответствия уровня предъявляемых требований индивидуальным особенностям школьника.
Особенно серьезное испытание для психологического здоровья большинства школьников представляют собой периоды, связанные с процессами адаптации к изменяющимся условиям школьного обучения. Процессы адаптации/дезадаптации становятся актуальными в ключевых точках школьной жизни, прежде всего при переходе от одной ступени обучения к другой – в 1-м, 5-м, 10-м классах, а также в ситуациях внедрения инновационных образовательных программ. Особенно уязвимыми в такие периоды являются первоклассники. Качественно новая, в сравнении с предшествующим опытом (семья, дошкольные учреждения), атмосфера школьного обучения, складывающаяся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет и новые, усложненные требования не только к психофизиологической конституции ребенка или его интеллектуальным возможностям, но и к его личности в целом и прежде всего к ее социально-психическому развитию. У первоклассников будут происходить изменения во всех трех сферах, т.е. адаптация к изменениям общих условий и режима жизнедеятельности, новой социальной среде при смене сферы и круга общения, изменившейся ведущей деятельности. В связи с этим кризис включения в школьную жизнь и нормативный кризис развития могут протекать исключительно остро, проявляясь в:
- неуспеваемости в обучении, проблемах памяти и внимания, недостаточности развития общеобразовательных знаний и учебных навыков;
- нарушении эмоционально-личностного отношения к обучению, учителям, сверстникам, к жизненной перспективе;
- школьной тревожности;
- психологическом (а зачастую и соматическом) «нездоровье», повышении распространенности невротических реакций, неврозов и других нервно-психических и соматических расстройств (особенно в сравнении с дошкольным возрастом).
Таким образом, дезадаптация может рассматриваться как одно из промежуточных состояний здоровья человека от нормы до патологии, как повышенная готовность организма к возникновению того или иного нарушения или заболевания, формирующихся под влиянием неблагоприятных психологических факторов.
хотя процесс адаптации запускается «автоматически» вследствие внешних изменений и не жестко зависит от того, принимает ли сам индивид активное участие или нет, важно знать степень сбалансированности адаптивного реагирования.
Сотрудниками Центра психолого-медико-социального сопровождения Калининского района Санкт-Петербурга был разработан учебно-методический комплекс (УМК) «Профилактика школьной дезадаптации», позволяющий предпринять необходимые шаги по психолого-педагогическому сопровождению ребенка еще до начала школьного обучения и на его начальных этапах. Целями разработки являются оказание психологической помощи детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста, подверженным риску развития школьной дезадаптации; сохранение психологического здоровья учащихся.
В состав УМК включены четыре основных блока.
1. Превентивный блок представлен двумя программами.
«Программа собеседования с будущими первоклассниками» позволяет проанализировать особенности психофизиологического развития ребенка, дать прогноз успешности обучения в начальной школе, а также определить оптимальный для данного ребенка уровень сложности образовательных программ, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению его здоровья.
«Программа обучения родителей будущих первоклассников выбору оптимального образовательного маршрута» призвана помочь родителям осознанно принять решение об определении того класса или школы, где ребенок сможет эффективно обучаться и развиваться без риска для своего психологического здоровья.
2. Диагностический блок представлен «Программой диагностического обследования учащихся 1-х классов», которая позволяет выявить среди первоклассников детей с учебной и социальнопсихологической дезадаптацией и построить план психолого-педагогического сопровождения.
3.Блок психологической коррекции включает 2 программы.
«Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-х классов, имеющих проблемы в обучении и развитии» предназначена для оказания помощи тем учащимся, у которых уже с первых дней обучения педагог отмечает какие-либо трудности (например, неумение слушать учителя; рассеянное внимание; неподготовленность руки к овладению навыком письма; неумение общаться как с детьми, так и со взрослыми, и др.).
«Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 2–3-х классов, имеющих проблемы в обучении» применяется при возникновении следующих проблем: неумение (или нежелание) слушать и слышать взрослого; пассивность на уроке из-за боязни сделать ошибку; проблемы в поведении (в школе и дома); нежелание выполнять домашние задания; появление невротических состояний (тики, навязчивые движения) и др.
Программы этого блока составлены таким образом, что позволяют решить возникающие вопросы комплексно. Они единообразны по составлению, но различны по наполнению, т.к. каждая программа рассчитана на определенный возраст и период школьной жизни. Их применение позволяет не только решить или скорректировать проблемы ребенка, но и расширить круг необходимых для учебы знаний, умений и навыков.
4. Блок логопедической коррекции представлен программой «Коррекция речевых нарушений и неречевых функций у детей 7–8 лет, профилактика дисграфии у первоклассников», которая является не только коррекционной, но также и реабилитационной, т. к. с ее помощью развиваются учебные навыки и функции, необходимые для успешной адаптации к новой ведущей деятельности (учебной).
В целом предлагаемый комплекс профилактических, диагностических и коррекционноразвивающих процедур помогает построить педагогический процесс с учетом индивидуальных особенностей детей, их возможностей, а также своевременно предотвратить стойкую дезадаптацию как фактор риска психологическому и соматическому здоровью ребенка, дать информацию родителям об индивидуальном развитии ребенка и (при необходимости) способах коррекции его неблагоприятных вариантов.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4494
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1