Профилактика школьной дезадаптации как средство сохранения психологического здоровья учащихся

Аннотация

The problem of preserving the psychological health of children is becoming more apparent with the growth of nervous and mental diseases and functional disorders among schoolchildren. The proposed set of preventive, diagnostic, rehabilitative, and developing procedures aimed at preventing school disadaptation.

Общая информация

Ключевые слова: психологическое здоровье, школьная дезадаптация, психолого-педагогическое сопровождение

Рубрика издания: Психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Алексеева Е.В. Профилактика школьной дезадаптации как средство сохранения психологического здоровья учащихся // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

Школьное образование представляет собой один из определяющих и длительных этапов жизни каждого человека, его отсроченные следствия являются решающими для индивидуального старта и успеха в жизни. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю по­следующую жизнь.

Психологическое здоровье – состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъекта в пределах индивидуальной жизни. Психологическое здоровье включает разные компоненты жизнедеятельности ребенка:

  • компоненты жизнедеятельности ребенка:
  • состояние психического развития ребенка, его душевный комфорт;
  • адекватное социальное поведение;
  • умение понимать себя и других;
  • более полную реализацию потенциала развития в разных видах деятельности;
  • умение делать выбор и нести за него ответственность.

 

Психологическое здоровье как составная часть здоровья – важнейшее условие для сохране­ния высокой учебной мотивации учащихся. Оно способствует становлению личности, повышает работоспособность, стабилизирует внимание и память. Зависимость между нарушениями психо­логического здоровья и низкой учебной успеваемостью давно доказана. Имеются сведения о том, что эмоциональный комфорт или, напротив, степень утомления учащихся, уровень их невротиза­ции зависят от учебной нагрузки, построения режима обучения, отношения учащихся к учебе, со­ответствия уровня предъявляемых требований индивидуальным особенностям школьника.

Особенно серьезное испытание для психологического здоровья большинства школьников представляют собой периоды, связанные с процессами адаптации к изменяющимся условиям школь­ного обучения. Процессы адаптации/дезадаптации становятся актуальными в ключевых точках школьной жизни, прежде всего при переходе от одной ступени обучения к другой – в 1-м, 5-м, 10-м классах, а также в ситуациях внедрения инновационных образовательных программ. Особенно уяз­вимыми в такие периоды являются первоклассники. Качественно новая, в сравнении с предшеству­ющим опытом (семья, дошкольные учреждения), атмосфера школьного обучения, складывающаяся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет и новые, услож­ненные требования не только к психофизиологической конституции ребенка или его интеллектуаль­ным возможностям, но и к его личности в целом и прежде всего к ее социально-психическому раз­витию. У первоклассников будут происходить изменения во всех трех сферах, т.е. адаптация к из­менениям общих условий и режима жизнедеятельности, новой социальной среде при смене сферы и круга общения, изменившейся ведущей деятельности. В связи с этим кризис включения в школь­ную жизнь и нормативный кризис развития могут протекать исключительно остро, проявляясь в:

  • неуспеваемости в обучении, проблемах памяти и внимания, недостаточности развития об­щеобразовательных знаний и учебных навыков;
  • нарушении эмоционально-личностного отношения к обучению, учителям, сверстникам, к жизненной перспективе;
  • школьной тревожности;
  • психологическом (а зачастую и соматическом) «нездоровье», повышении распространен­ности невротических реакций, неврозов и других нервно-психических и соматических расстройств (особенно в сравнении с дошкольным возрастом).

 

Таким образом, дезадаптация может рассматриваться как одно из промежуточных состоя­ний здоровья человека от нормы до патологии, как повышенная готовность организма к возникно­вению того или иного нарушения или заболевания, формирующихся под влиянием неблагоприят­ных психологических факторов.

хотя процесс адаптации запускается «автоматически» вследствие внешних изменений и не жестко зависит от того, принимает ли сам индивид активное участие или нет, важно знать степень сбалансированности адаптивного реагирования.

Сотрудниками Центра психолого-медико-социального сопровождения Калининского района Санкт-Петербурга был разработан учебно-методический комплекс (УМК) «Профилактика школь­ной дезадаптации», позволяющий предпринять необходимые шаги по психолого-педагогическому сопровождению ребенка еще до начала школьного обучения и на его начальных этапах. Целями разработки являются оказание психологической помощи детям старшего дошкольного и младше­го школьного возраста, подверженным риску развития школьной дезадаптации; сохранение психо­логического здоровья учащихся.

В состав УМК включены четыре основных блока.

1. Превентивный блок представлен двумя программами.

«Программа собеседования с будущими первоклассниками» позволяет проанализировать особенности психофизиологического развития ребенка, дать прогноз успешности обучения в на­чальной школе, а также определить оптимальный для данного ребенка уровень сложности образо­вательных программ, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению его здоровья.

«Программа обучения родителей будущих первоклассников выбору оптимального образова­тельного маршрута» призвана помочь родителям осознанно принять решение об определении того класса или школы, где ребенок сможет эффективно обучаться и развиваться без риска для своего психологического здоровья.

2. Диагностический блок представлен «Программой диагностического обследования учащих­ся 1-х классов», которая позволяет выявить среди первоклассников детей с учебной и социально­психологической дезадаптацией и построить план психолого-педагогического сопровождения.

3.Блок психологической коррекции включает 2 программы.

«Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-х классов, имеющих про­блемы в обучении и развитии» предназначена для оказания помощи тем учащимся, у которых уже с первых дней обучения педагог отмечает какие-либо трудности (например, неумение слушать учи­теля; рассеянное внимание; неподготовленность руки к овладению навыком письма; неумение об­щаться как с детьми, так и со взрослыми, и др.).

«Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 2–3-х классов, имеющих про­блемы в обучении» применяется при возникновении следующих проблем: неумение (или нежела­ние) слушать и слышать взрослого; пассивность на уроке из-за боязни сделать ошибку; проблемы в поведении (в школе и дома); нежелание выполнять домашние задания; появление невротических состояний (тики, навязчивые движения) и др.

Программы этого блока составлены таким образом, что позволяют решить возникающие во­просы комплексно. Они единообразны по составлению, но различны по наполнению, т.к. каждая программа рассчитана на определенный возраст и период школьной жизни. Их применение позво­ляет не только решить или скорректировать проблемы ребенка, но и расширить круг необходимых для учебы знаний, умений и навыков.

4. Блок логопедической коррекции представлен программой «Коррекция речевых нарушений и неречевых функций у детей 7–8 лет, профилактика дисграфии у первоклассников», которая является не только коррекционной, но также и реабилитационной, т. к. с ее помощью развиваются учебные навыки и функции, необходимые для успешной адаптации к новой ведущей деятельности (учебной).

В целом предлагаемый комплекс профилактических, диагностических и коррекционно­развивающих процедур помогает построить педагогический процесс с учетом индивидуальных особенностей детей, их возможностей, а также своевременно предотвратить стойкую дезадапта­цию как фактор риска психологическому и соматическому здоровью ребенка, дать информацию ро­дителям об индивидуальном развитии ребенка и (при необходимости) способах коррекции его не­благоприятных вариантов.

Информация об авторах

Алексеева Елена Вячеславовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и образования Института психологии, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2153-3012, e-mail: al-lev@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4494
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1