Системный подход к формированию коммуникативных навыков подростков

Аннотация

In the article the experience of preventive work in formation of communicative skills of teenagers with the help of the teacher-psychologist in educational institution is reflected. The described program is reckoned for 32 hours.

Общая информация

Ключевые слова: коммуникативные навыки, конфликтные ситуации, неконфликтное общение, подростки, психопрофилактика, социально-психологический климат учебного коллектива, толерантность, учебно-воспитательный процесс, эмпатия

Рубрика издания: Психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Бакуненко М.О., Феоктистова Я.С. Системный подход к формированию коммуникативных навыков подростков // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

Одним из важнейших моментов в психологической поддержке учебно-воспитательного про­цесса в образовательном учреждении является создание такого социально-психологического климата в подростковом коллективе, который бы не допускал возникновения напряженности, конфликтности. Почти все коллективы развиваются неодинаково, характеризуются различной степенью сформиро­ванности культуры отношений и личностных качеств индивидуумов. Следует также заметить, что в настоящее время психологами признается необходимость развития социально-психологического климата коллектива, которое должно начинаться еще в школе. Педагоги и психологи должны фор­мировать необходимые качества личности, помогать в овладении способами общения с людьми, развивать эмпатию и толерантность. Тема является актуальной еще и потому, что в последние годы значительно вырос интерес к профилактической и воспитательной работе с подростками в связи с внедрением ФГОС второго поколения в общеобразовательные учреждения.

Теоретической основой исследования выступили идеи формирования социально-психоло­гического климата в детских коллективах (А.Л. Свенцицкий, А.Н. Лутошкин, Е.А. Климов, В.С. Му­хина, Г.А. Цукерман, А.М. Прихожан, И.В. Дубровина и др.), подходы к исследованию конфликта как относительно самостоятельной проблемы, получившей развитие не только в психологии, но и в рамках социологии и культурологии (К. Маркс, Г. Зиммель, М. Вебер и др.).

В предлагаемом исследовании рассматривается внедрение профилактических программ по формированию коммуникативных навыков подростков, выступающих как система воспитательно­го процесса в образовательных учреждениях. Целью данной работы является системное воздей­ствие профилактических занятий, направленных на формирование коммуникативных навыков под­ростков как средство психологической поддержки воспитательной работы классного руководителя.

При доказанной эффективности использования профилактических программ системного воз­действия их целесообразно внедрять в виде факультатива в образовательные учреждения. Такой подход может выступать одним из способов формирования устойчивых навыков по преодолению конфликтных ситуаций в подростковой группе, а также формированию техники общения. Внедре­ние и использование таких программ в образовательных учреждениях помогут педагогам в воспи­тательной работе с подростками.

В 2007–2010 гг. на базе МОУ гимназии № 13 г. Волгограда было проведено исследование, в котором приняли участие обучающиеся 6–8-х классов (121 подросток). По результатам исследова­ния разработана и апробирована профилактическая программа «Мы вместе все преодолеем», рассчи­танная на 32 часа, что позволяет внедрить ее в рамки факультативных занятий на весь учебный год.

Структура программы представлена двумя блоками, каждый из которых рассчитан на 16 ча­сов. Первый блок программы «Учимся сотрудничать» направлен на формирование навыков разре­шения конфликтных ситуаций, выбора той или иной позиции в конфликтной ситуации, приобрете­ние коммуникативных навыков, умение владеть своими эмоциями, снятие агрессии, напряжения, а также преодоление стеснения, неуверенности, страха, создания благоприятной атмосферы в кол­лективе; второй блок «Действуем сообща» направлен на улучшение социально-психологического климата в подростковом коллективе, сплочение коллектива, помощь в осознании собственного Я и себя частью коллектива, развивает у подростков чувство собственного достоинства, эмпатию, толе­рантность, технику общения. По итогам занятий отмечалась положительная динамика, о чем сви­детельствуют результаты, полученные в ходе исследования. Данная профилактическая програм­ма может использоваться в воспитательной работе с подростками образовательных учреждений и поможет классным руководителям создать благоприятную атмосферу для гармоничного развития личности подростка.

Реализация профилактической программы в классах подростков позволяет сформировать устойчивые навыки и техники неконфликтного общения, высокий уровень развития школьного коллектива.

Литература

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  2. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб. : Питер, 2008.
  3. Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. Рабочая книга школьного психолога / под ред. И.В. Дубровиной, М. : Просвещение, 1991.
  4. Фундаментальное ядро содержание образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. 2-е изд. М. : Просвещение, 2010.
  5. Шевандрин Н.И. Социальная психология образования : учеб. пособие. Ч. 1. Концептуальные и при­кладные основы социальной психологии. М. : ВЛАДОС, 1995.

Информация об авторах

Бакуненко Мария Олеговна, педагог-психолог МОУ МУК Тракторозаводского района Волгограда, e-mail: stray_wind@list.ru

Феоктистова Яна Сергеевна, педагог-психолог высшей квалификационной категории гимназии № 13 г. Волгограда, Россия, e-mail: yana-feoktistova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3101
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 6