Особенности рефлексивной культуры будущих инженеров
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: рефлексия, рефлексивная культура, психологическая готовность к деятельности, рефлексивная деятельность
Рубрика издания: Психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Бурко О.П. Особенности рефлексивной культуры будущих инженеров // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Изменения социально-политических и экономических ориентиров современного общества привели к выдвижению новых требований, предъявляемых обществом к выпускнику вуза, уровню его подготовленности. Рыночная экономика с жесткой конкуренцией требует специалистов, восприимчивых к творческому труду, высокопрофессиональных, мобильных, способных к поиску и реализации новых, эффективных форм организации своей деятельности.
Социально-философская категория культуры выражает совокупность материальных и духовных ценностей, передаваемых от поколения к поколению. Философско-гуманитарная категория культуры выражает определенные качества, уровень развития человека, который характеризует его процессуально-деятельностные возможности и способы профессионально-творческой самореализации [3, с. 162].
Главная роль в формировании культуры личности принадлежит образованию, т. к. именно через него происходит передача новым поколениям культурно-исторического опыта человечества. Культура всегда соотносится с человеком, является продуктом его труда и в то же время условием развития личности. Реализовать себя в культурном пространстве личность может лишь посредством своей индивидуальной программы культурного творчества. Ее содержательное конструирование предполагает рефлексию личности в когнитивном, коммуникативном, кооперативном и личностном аспектах.
В самом общем плане рефлексия рассматривается как способность человека к самоанализу, осмыслению и переосмыслению своих предметно-социальных отношений с окружающим миром и как необходимая составная часть развитого интеллекта человека (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).
В современных социально-экономических условиях важным фактором эффективного профессионального становления любого специалиста является повышение его рефлексивной культуры. В рефлексивной психологии и акмеологии рефлексивная культура рассматривается как готовность и способность переосмысливать и творчески преобразовывать стереотипы своего личного и профессионального опыта, осуществлять пластичную и конструктивную интеграцию инноваций в систему профессиональной деятельности, деловых и межличностных отношений [1, с. 49].
Как и любой вид культуры, рефлексивная культура не дается человеку от рождения. Эта способность формировать представления о себе, своей деятельности, прогнозировать и планировать совершенствуется с возрастом, образованием, ростом интеллектуального уровня, социоэкономического статуса человека.
Рефлексивную культуру необходимо формировать уже на этапе обучения и подготовки специалиста, т. к. это в дальнейшем будет максимально способствовать становлению настоящего профессионала, инженера, умеющего найти правильное решение в той или иной ситуации, ставить и эффективно решать неординарные практические задачи, а также совершенствоваться, саморазвиваться на основе полученного опыта.
Рефлексивная культура определяет и объясняет систему таких важных качеств профессионализма человека, которые связаны с его самосознанием, самоанализом, самооценкой, самореализацией и самоорганизацией вследствие переоценки своих понятий и действий, стереотипов, средств, оснований, способов своего мышления и т.д. при функционировании в структуре профессиональной деятельности. В зависимости от того, какая именно предметная действительность отражается, рефлексируется и преобразуется человеком в ходе его профессиональной деятельности, выделяются следующие типы рефлексии: интеллектуальная, личностная, коммуникативная, кооперативная [4, с. 51].
Рефлексивная деятельность представляет собой иной путь в получении нового знания, необходимого специалисту для программирования и проектирования своей деятельности. Эта деятельность должна быть направлена не столько на констатацию наличия или отсутствия профессиональных качеств, сколько на стимулирование их развития, обогащение, усиление. Знания и умения в ходе учебного процесса должны восприниматься, вырабатываться самостоятельно, от внутреннего побуждения к самосовершенствованию.
Перспективным направлением построения модели процесса формирования рефлексивной культуры у будущих инженеров является анализ формирования готовности личности к профессиональной деятельности. Ведущей составляющей готовности к профессиональной деятельности является психологическая готовность, которая понимается учеными как комплексное психологическое образование, сплав функциональных, операциональных и личностных компонентов.
Психологическая готовность к деятельности включает целенаправленное выражение личности (убеждения, взгляды, отношения, мотивы, чувства, волевые и интеллектуальные качества, знания, навыки, умения, установки, настроенность на определенное поведение) и сформированность системы качеств, необходимых для успешного выполнения той или иной деятельности. Готовность содержит различного рода установки поведения, знание специальных способов деятельности, оценку своих возможностей в связи с предстоящими трудностями и необходимостью достижения определенного результата. Как сложное личностное образование психологическая готовность к профессиональной деятельности состоит из следующих компонентов: мотивационного, содержательного, волевого, которые взаимодействуют в процессе деятельности, обусловливая и дополняя друг друга.
С усложнением инженерного труда резко расширился круг факторов, определяющих уровень психологической готовности к инженерной деятельности. Научное и техническое творчество, характерное для инженерной деятельности, невозможно без высокого уровня развития общего и профессионального интеллекта, креативности личности и развитого воображения. Кроме того, психологическая готовность к инженерной деятельности предполагает глубокое осознание общественной значимости инженерного труда, способность к обучаемости, умение осуществлять профессиональное общение и взаимодействие.
Структура психологической готовности к деятельности инженера содержит следующие элементы: положительное отношение к профессиональной деятельности и устойчивые мотивы деятельности; качества личности, адекватные требованиям профессиональной деятельности; необходимые знания, умения, навыки; устойчивые, профессионально важные особенности психических процессов [2, с. 286].
В связи с этим теоретическая модель процесса формирования и развития рефлексивной культуры у будущих специалистов включает продуктивное решение следующих задач: актуализация потребности в личностном и профессиональном самопознании; овладение средствами самоанализа и приемами рефлексии; формирование опыта рефлексии в профессиональной деятельности; формирование потребности в профессиональном самосовершенствовании.
Таким образом, решение задач рефлексивной подготовки в условиях технического университета предполагает стимулирование и активизацию рефлексивных процессов личностного и профессионального самосознания и самоопределения будущего инженера и способствует формированию его мотивационно-ценностных субъективных ориентаций в профессиональной сфере, развитию позитивной профессиональной Я-концепции. Психологическая готовность к профессиональной деятельности способствует формированию рефлексивной культуры, которая обеспечивает возможность использовать знания, опыт, перестраиваться в различных профессиональных ситуациях и является решающим условием быстрой адаптации к профессии и дальнейшего профессионального самосовершенствования.
Литература
- Деркач А.А., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Психолого-акмеологические основы изучения и развития рефлексивной культуры госслужащих. М. : РАГС, 1998.
- Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. Минск, 2006.
- Лисаковский И.Н. Художественная культура. Термины. Понятия. Значения : словарь-справочник. М. : Изд-во РАГС, 2002.
- Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексивная психология и педагогика творческого мышления. Запорожье : ЗГУ, 1992.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2496
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 0