Особенности рефлексивной культуры будущих инженеров

Аннотация

In the article the author proves the urgency of study of phenomenon “reflexive culture” and offers the understanding of the reflexive culture as integrations of contents of the categories “culture” and “reflecion”.

Общая информация

Ключевые слова: рефлексия, рефлексивная культура, психологическая готовность к деятельности, рефлексивная деятельность

Рубрика издания: Психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Бурко О.П. Особенности рефлексивной культуры будущих инженеров // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

Изменения социально-политических и экономических ориентиров современного общества привели к выдвижению новых требований, предъявляемых обществом к выпускнику вуза, уровню его подготовленности. Рыночная экономика с жесткой конкуренцией требует специалистов, вос­приимчивых к творческому труду, высокопрофессиональных, мобильных, способных к поиску и реализации новых, эффективных форм организации своей деятельности.

Социально-философская категория культуры выражает совокупность материальных и ду­ховных ценностей, передаваемых от поколения к поколению. Философско-гуманитарная катего­рия культуры выражает определенные качества, уровень развития человека, который характери­зует его процессуально-деятельностные возможности и способы профессионально-творческой са­мореализации [3, с. 162].

Главная роль в формировании культуры личности принадлежит образованию, т. к. именно через него происходит передача новым поколениям культурно-исторического опыта человечества. Культура всегда соотносится с человеком, является продуктом его труда и в то же время услови­ем развития личности. Реализовать себя в культурном пространстве личность может лишь посред­ством своей индивидуальной программы культурного творчества. Ее содержательное конструиро­вание предполагает рефлексию личности в когнитивном, коммуникативном, кооперативном и лич­ностном аспектах.

В самом общем плане рефлексия рассматривается как способность человека к самоанализу, осмыслению и переосмыслению своих предметно-социальных отношений с окружающим миром и как необходимая составная часть развитого интеллекта человека (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).

В современных социально-экономических условиях важным фактором эффективного про­фессионального становления любого специалиста является повышение его рефлексивной культу­ры. В рефлексивной психологии и акмеологии рефлексивная культура рассматривается как готов­ность и способность переосмысливать и творчески преобразовывать стереотипы своего личного и профессионального опыта, осуществлять пластичную и конструктивную интеграцию иннова­ций в систему профессиональной деятельности, деловых и межличностных отношений [1, с. 49].

Как и любой вид культуры, рефлексивная культура не дается человеку от рождения. Эта спо­собность формировать представления о себе, своей деятельности, прогнозировать и планировать совершенствуется с возрастом, образованием, ростом интеллектуального уровня, социоэкономи­ческого статуса человека.

Рефлексивную культуру необходимо формировать уже на этапе обучения и подготовки спе­циалиста, т. к. это в дальнейшем будет максимально способствовать становлению настоящего про­фессионала, инженера, умеющего найти правильное решение в той или иной ситуации, ставить и эффективно решать неординарные практические задачи, а также совершенствоваться, саморазви­ваться на основе полученного опыта.

Рефлексивная культура определяет и объясняет систему таких важных качеств профессиона­лизма человека, которые связаны с его самосознанием, самоанализом, самооценкой, самореализа­цией и самоорганизацией вследствие переоценки своих понятий и действий, стереотипов, средств, оснований, способов своего мышления и т.д. при функционировании в структуре профессиональ­ной деятельности. В зависимости от того, какая именно предметная действительность отражает­ся, рефлексируется и преобразуется человеком в ходе его профессиональной деятельности, выде­ляются следующие типы рефлексии: интеллектуальная, личностная, коммуникативная, коопера­тивная [4, с. 51].

Рефлексивная деятельность представляет собой иной путь в получении нового знания, не­обходимого специалисту для программирования и проектирования своей деятельности. Эта дея­тельность должна быть направлена не столько на констатацию наличия или отсутствия профессио­нальных качеств, сколько на стимулирование их развития, обогащение, усиление. Знания и умения в ходе учебного процесса должны восприниматься, вырабатываться самостоятельно, от внутренне­го побуждения к самосовершенствованию.

Перспективным направлением построения модели процесса формирования рефлексивной культуры у будущих инженеров является анализ формирования готовности личности к профессио­нальной деятельности. Ведущей составляющей готовности к профессиональной деятельности яв­ляется психологическая готовность, которая понимается учеными как комплексное психологиче­ское образование, сплав функциональных, операциональных и личностных компонентов.

Психологическая готовность к деятельности включает целенаправленное выражение лично­сти (убеждения, взгляды, отношения, мотивы, чувства, волевые и интеллектуальные качества, зна­ния, навыки, умения, установки, настроенность на определенное поведение) и сформированность системы качеств, необходимых для успешного выполнения той или иной деятельности. Готовность содержит различного рода установки поведения, знание специальных способов деятельности, оцен­ку своих возможностей в связи с предстоящими трудностями и необходимостью достижения опре­деленного результата. Как сложное личностное образование психологическая готовность к профес­сиональной деятельности состоит из следующих компонентов: мотивационного, содержательного, волевого, которые взаимодействуют в процессе деятельности, обусловливая и дополняя друг друга.

С усложнением инженерного труда резко расширился круг факторов, определяющих уровень психологической готовности к инженерной деятельности. Научное и техническое творчество, ха­рактерное для инженерной деятельности, невозможно без высокого уровня развития общего и про­фессионального интеллекта, креативности личности и развитого воображения. Кроме того, психо­логическая готовность к инженерной деятельности предполагает глубокое осознание обществен­ной значимости инженерного труда, способность к обучаемости, умение осуществлять профессио­нальное общение и взаимодействие.

Структура психологической готовности к деятельности инженера содержит следующие эле­менты: положительное отношение к профессиональной деятельности и устойчивые мотивы дея­тельности; качества личности, адекватные требованиям профессиональной деятельности; необхо­димые знания, умения, навыки; устойчивые, профессионально важные особенности психических процессов [2, с. 286].

В связи с этим теоретическая модель процесса формирования и развития рефлексивной куль­туры у будущих специалистов включает продуктивное решение следующих задач: актуализация по­требности в личностном и профессиональном самопознании; овладение средствами самоанализа и приемами рефлексии; формирование опыта рефлексии в профессиональной деятельности; фор­мирование потребности в профессиональном самосовершенствовании.

Таким образом, решение задач рефлексивной подготовки в условиях технического универ­ситета предполагает стимулирование и активизацию рефлексивных процессов личностного и про­фессионального самосознания и самоопределения будущего инженера и способствует формирова­нию его мотивационно-ценностных субъективных ориентаций в профессиональной сфере, разви­тию позитивной профессиональной Я-концепции. Психологическая готовность к профессиональ­ной деятельности способствует формированию рефлексивной культуры, которая обеспечивает воз­можность использовать знания, опыт, перестраиваться в различных профессиональных ситуациях и является решающим условием быстрой адаптации к профессии и дальнейшего профессиональ­ного самосовершенствования.

Литература

  1. Деркач А.А., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Психолого-акмеологические основы изучения и разви­тия рефлексивной культуры госслужащих. М. : РАГС, 1998.
  2. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. Минск, 2006.
  3. Лисаковский И.Н. Художественная культура. Термины. Понятия. Значения : словарь-справочник. М. : Изд-во РАГС, 2002.
  4. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексивная психология и педагогика творческого мышления. За­порожье : ЗГУ, 1992.

Информация об авторах

Бурко Оксана Петровна, доц. каф. соц.-политических и исторических наук Брест. гос. техн. ун-та, e-mail: opburko@yandex.by

Метрики

Просмотров

Всего: 2454
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 3