Образ мира: этнопсихологический аспект

Аннотация

The article deals with the studies of different scholars devoted to the ethnical and cultural peculiarities of the world image. Ethnical and psychological aspects influence the world image formation.

Общая информация

Ключевые слова: образ мира, значение, смысл, этнопсихологические особенности

Рубрика издания: Современное образование и проблемы когнитивного развития

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Белоусова А.К., Тушнова Ю.А. Образ мира: этнопсихологический аспект // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

Многонациональность современного общества и включенность в процесс образования пред­ставителей различных культур ставят перед психологией задачи исследования особенностей обра­за мира различных групп населения, поиска эффективных стратегий межкультурного взаимодей­ствия. В связи с этим особенно актуальным становится вопрос о культурной и этнической специ­фике образа мира, т. к. данная категория значима для раскрытия особенностей сознания человека, закономерностей взаимодействия человека с миром.

Анализ исследований, посвященных культурной и этнической специфике образа мира, по­казал, что уже в трудах Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева есть непосредственное указание на то, что в самой структуре образа мира кроется обоснование наличия его этнопсихологических осо­бенностей, в значении как фиксаторе социокультурного опыта конкретного человека и обретении им личностного смысла.

Л.С. Выготский в культурно-исторической теории определил, что по мере развития человека происходит активное изменение его природы, поведения посредством процесса «сигнификации». «Сигнификация есть создание и употребление знаков, т.е. искусственных сигналов» [1, с. 286]. Л.С. Выготский определяет, что «знак первоначально выступает в поведении ребенка как средство социальной связи, как функция интерпсихическая; становясь затем средством овладения собствен­ным поведением, он лишь переносит социальное отношение к субъекту внутрь личности» (Там же, с.192). Таким образом, Л.С. Выготский говорит о том, что культура порождает знаки, которые встра­иваются в систему человека, начинают порождать новые значения, смыслы.

А.Н. Леонтьев отмечает, что носителями значений выступают предметы материальной и ду­ховной культуры, нормы и образы поведения, закрепленные в ритуалах и традициях, знаковые си­стемы и прежде всего – язык [5]. Таким образом, по мнению А.Н. Леонтьева, в значении зафикси­рованы общественно выработанные способы действия с реальностью и в реальности.

Значения, к которым человек изначально равнодушен, встраиваются в его систему сознания только благодаря пристрастности, когда они превращаются «в значение для субъекта», приобре­тают личностный смысл [4, с. 103]. Личностный смысл связывает значения «с реальностью самой его жизни в этом мире» (Там же).

А.Н. Леонтьев также подчеркивал, что в основе индивидуального образа мира лежит не только чувственный, но весь социокультурный опыт субъекта [5]. Другими словами, теоретические выводы А.Н. Леонтьева непосредственно указывают нам на то, что в самой структуре образа мира, систе­ме значений и личностных смыслов кроется обоснование его этнопсихологических особенностей.

В.В. Петухов понимает образ мира как целостное представление мира. По мнению автора, из самого понятия «образ мира» естественным путем определяется важность исследования кросскуль­турных, этнопсихологических особенностей образа мира [7, с. 18]. С точки зрения ученого, вос­приятие любого объекта или ситуации определяется целостным образом мира, а последний – всем опытом жизни человека в мире, его общественной практикой. В.В. Петухов подчеркивает, что «... образ мира (или представление) мира отражает тот конкретно-исторический – экологический, со­циальный, культурный фон, на котором (или в рамках которого) разворачивается вся психическая деятельность человека» (Там же, с. 15).

Н.Н. Колмогорцева, предложившая модель внешней и внутренней детерминации образа мира, к факторам внешней детерминации относит «особенности социальной структуры общества; осо­бенности культурной среды» [3, с. 24].

Особенно интересна концепция Г.Д. Гачева, рассматривающего национальный образ мира, сущность которого составляют особенности окружающей среды, национальный характер и склад мышления [2].

В.С. Мухина видит одним из путей исследования образа мира изучение этнических особен­ностей картины мира. По ее мнению, национальные традиции, этнические особенности среды, в которой развивается ребенок, являются одними из главных факторов, влияющих на оформление об­раза мира конкретного человека, соответственно, и конкретной национальности в целом.

А. Обухов, опираясь на исследования В.С. Мухиной, отмечает, что «благодаря этнической культуре человек получает такой образ окружающего, в котором все элементы мироздания струк­турированы и соотнесены с самим человеком, так что каждое человеческое действие является ком­понентом общей структуры» [6, с. 53]. Однако в своей работе автор чаще употребляет понятие «эт­ническая картина мира». Исследуя этническую картину мира, А. Обухов говорит о существовании этнических детерминант образа мира.

Интересна в этой связи концепция «центральной зоны» культуры С.В. Лурье. Центр уника­лен и является выражением некоего общего содержания. Содержанием центральной зоны этни­ческой культуры выступают этнические константы, лежащие в бессознательном слое психики и включающие 1) локализацию источника зла (образ врага); 2) локализацию источника добра (образ себя, образ покровителя); 3) представление о способе действия, при котором добро побеждает зло.

В.В. Столин, А.П. Наминач считают, что существует интернациональность образа мира, и выделяют базисную структуру образа мира, которая состоит, по их мнению, из трех основных из­мерений: меры выраженности 1) общечеловеческих ценностей – добра; 2) угрожающей опасной силы – зла; 3) одиночества, безнадежности и слабости – смерти.

Этот аспект прослеживается и в работах В.Г. Панова. Ученый, рассматривая картину мира, считает, что в ней выражена внутренняя, содержательная сторона миропонимания, свойственная данному народу на определенном этапе его исторического развития. Структурное сходство нагляд­ных картин объясняется В.Г. Пановым схематизмом рассудка, подчиняющегося требованиям логи­ческих конструкций, вносящих порядок в субъективное осознание мира [8].

Существует достаточное количество работ, посвященных анализу особенностей картины мира как проявления национального образа мира. В работах Г.Д. Гачева (1993), С.В. Лурье (1997, 2003), В.Г. Панова (1992), В.В. Столина, А.П. Наминач (1988), В.И. Пищик (2007) и др. показано, что в картине мира выражена внутренняя сторона миропонимания, свойственная данному народу.

Следующим аспектом данной проблемы выступает изучение языковой картины мира, которая не­сет в себе особенности и специфику культуры, сознания этноса. В.В. Колесов считает, что менталь­ность – это национальный способ видеть мир, а язык фиксирует предпочтения народа. О.Д. Наумо­ва, Ю.В. Самсонова выделили особое языковое сознание, язык представляет специфическую язы­ковую картину мира.

В связи с пониманием языковой картины мира как первичной, относительно стабильной ча­сти образа мира, принадлежащей субъекту, структурированной значениями, встает проблема фор­мирования, трансформации и развития значений, а именно: каким образом происходит изменение языковой картины мира.

Итак, существуют обширные теоретические обоснования этнопсихологических особенно­стей образа мира. Понятие образа мира, введенное в научный категориальный аппарат психологии А.Н. Леонтьевым, помимо исследований его структуры, функций и генеза в рамках психологии со­знания, получило также развитие в направлении исследования его этнопсихологических особен­ностей, культурных и этнических детерминант, взаимосвязи культурной среды и процесса форми­рования феномена. Однако исследования образа мира конкретных национальностей представлены мало, что открывает перспективы для дальнейшего изучения и психолого-педагогической практики.

Литература

  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений : в 6 т. М. : Педагогика, 1984.
  2. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. М. : Изд. гр. «Прогресс» – «Культу­ра», 1995.
  3. Колмогорцева Н.Н. Влияние профессиональной составляющей образа мира на формирование обра­за Я : дис. … канд. психол. наук: 19.00.03. Екатеринбург, 2003.
  4. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии : учеб. пособие для вузов по спец. «Психология» / под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. М. : Смысл, 2000.
  5. Леонтьев А.Н. К психологии образа // Вестн. Моск. гос. ун-та. Сер. 14. Психология. 1986. № 3. С. 72–76.
  6. Обухов А. Исторически обусловленные модификации образа мира // Развитие личности. 2003. №4. С. 51–68.
  7. Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестн. Моск. гос. ун-та. 1984. Сер.14. Психология. № 21. С. 13–21.
  8. Панов В.Г. Эмоции. Мифы. Разум. М. : Высш. шк., 1992.

Информация об авторах

Белоусова Алла Константиновна, доктор психологических наук, проф. Пед. ин-та Юж. фед. ун-та, e-mail: Alla-belousova@newmail.ru

Тушнова Юлия Андреевна, Ассистент кафедры психологии образования факультета педагогики и практической психологии ЮФУ, ассистент кафедры психологии образования факультета педагогики и практической психологии ЮФУ, e-mail: trubulya@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 5044
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 9