К проблеме исследования гендерных стереотипов учителей

Аннотация

The article is about the issue of gender attitudes of teachers. The analysis of the content of gender stereotypes with regard of teachers to students, boys and girls is presented in the article.

Общая информация

Ключевые слова: гендерные стереотипы, гендерный тип, фемининность, маскулинность, андрогинность

Рубрика издания: Психология педагогического общения

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Барабанова В.В., Мухортова Е.А. К проблеме исследования гендерных стереотипов учителей // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

Система образования должна осуществлять адекватное обучение и воспитание детей в соот­ветствии с их личностными особенностями и гендерной принадлежностью. В связи с этим изучение проблемы гендерной стереотипов учителей во взаимоотношениях с учениками является актуальной.

Стереотипы – одно из сложных явлений обыденного и научного сознания, влияющих на че­ловеческую деятельность. Стереотипы, в том числе и гендерные, могут порождать условное и упро­щенное представление о людях, формировать ожидания и установки в отношении других, умень­шая значимость индивидуальных особенностей людей.

Участники исследования. В исследовании приняли участие учителя государственных обще­образовательных школ г. Москвы и Московской области в количестве 60 человек. Все респонден­ты являются представителями женского пола в возрасте от 22 до 55 лет со стажем работы, варьи­рующимся от нескольких месяцев до 35 лет.

Методы исследования. С целью выявления у испытуемых гендерного типа и гендерных уста­новок были использованы модифицированный опросник С. Бем «Тест гендерных различий» и ме­тодика «Незаконченные предложения».

В нашей работе рассматривались варианты степени выраженности качеств в следующих категориях: «Я-реальное», «Я-идеальное», «Учитель для девочек», «Учитель для мальчиков», «Ученик-мальчик», «Ученица-девочка». При этом качества самой методикой подразделяются на нейтральные, фемининные (присущие в большей степени женщинам) и маскулинные (присущие в большей степени мужчинам). По сумме баллов гендерный тип может быть отнесен к фемининно­му (при выраженном преобладании баллов по фемининным качествам над маскулинными), маску­линному (при выраженном преобладании маскулинных качеств), андрогинному (при высокой сте­пени фемининных и маскулинных качеств) и неопределившемуся (если нет существенного разли­чия в суммах баллов, но и сами суммы баллов невелики).

При применении методики «Незаконченные предложения» («В учениках я ценю…», «В уче­никах мне не нравится…», «В девочках я ценю…», «В девочках мне не нравится…», «В мальчи­ках я ценю…», «В мальчиках мне не нравится…») обработка полученных данных производилась методом контент-анализа. Подсчитывался процент респондентов, выделивший ту или иную кате­горию ответов.

Результаты исследования. Учителя-женщины видят себя более фемининными, чем маску­линными. Идеал Я у учителей андрогинен с преобладанием маскулинности. Мужчина традицион­но маскулинен, женщина фемининна, это свидетельствует о традиционности гендерных стереоти­пов. Полученные результаты согласуются с показателями среднепопуляционной нормы. Однако по маскулинным качествам наши респонденты демонстрируют более высокую выраженность в обра­зе Я, «идеальном Я» и «желаемом образе женщины».

Во всех исследуемых образах большой балл набирает качество «опрятность», что свидетель­ствует о высокой значимости данного качества для учителя. Это объяснимо для описания образа Я учеников (девочек и мальчиков) как ценное в работе учителя качество и желательное в поведе­нии любого ученика. Однако даже в образе мужчины оно занимает второе место после «смелости» и «силы», что, на наш взгляд, может говорить о некоторой профессиональной деформации гендер­ных представлений учителей-женщин.

Обращает внимание тот факт, что качество «слабость» в образе ученика-мальчика гораздо значимее, нежели в образе ученицы-девочки, ученица в первую очередь опрятна, во вторую – лю­безна; ученик в первую очередь опрятен, во вторую – слаб. Это удивительно, т. к. в культуре об­щества по отношению к мужчине задана позиция «сила» как значимая мужская черта. Таким об­разом, перед педагогами возникает реальная необходимость ответить на вопросы: «Как из слабого мальчика вырастает сильный мужчина?», «Как соотносятся образы мужчины и мальчика и реаль­ные представления об образе мальчика-ученика?»

По методике «Незавершенные предложения» наиболее значимая группа качеств, выделяемая педагогами, может быть сформулирована как «качества, касающиеся отношений между людьми». Это показывает значимость данной сферы для педагогов как респондентов. Исключение состав­ляет лишь процент ответов на предложение «В мальчиках ценю…», где преобладающей оказалась группа качеств, касающаяся деятельностной стороны человеческой жизни (чаще всего педагоги выделяют такие качества, как «ответственность», «самостоятельность» и «целеустремленность»).

Учителя ценят в учениках (в мальчиках и девочках) практически одинаковый набор качеств: доброжелательность, волевые качества, опрятность, ответственность, качества, полезные в учебной деятельности, и умственные способности. В девочках учителя в наибольшей степени ценят терпи­мость и в наименьшей – волевые качества; в мальчиках, наоборот, в большей степени – волевые ка­чества, особенно целеустремленность, смелость и самостоятельность, и в меньшей степени – качест­ва, обеспечивающие взаимодействие с другими людьми. В учениках-мальчиках учителя также це­нят любознательность, а у девочек это качество практически не называется. Достаточно значимую позицию в описании ученика и мальчика занимают качества, характеризующие самооценку и уро­вень притязаний. В описании девочки очень невелик процент этого показателя как ценного.

Содержание позитивных и негативных высказываний о детях разных гендеров различается. Разнообразие позитивных высказываний о девочках значительно шире, чем высказываний о маль­чиках. К негативным качествам девочек педагоги относят в основном качества, описывающие сферу взаимоотношений с людьми – «капризные», «болтливы», а у мальчиков – относящиеся к сфере дея­тельности – «ленивые», «несамостоятельные». Наиболее отвергаемым качеством во всех образах является агрессивность. У мальчиков называется прямая форма агрессии (злость, хулиганство, хам­ство, драки), а у девочек – косвенные (сплетни, склоки, вранье, ябедничество, подхалимство, лесть).

При сравнении гендерных представлений учителей с разным педагогическим стажем было обнаружено, что более выраженные традиционные стереотипы наблюдаются у педагогов с мень­шим педагогическим стажем (до 5 лет). Можно предположить, что молодые учителя обучают и вос­питывают детей разного пола в соответствии со стереотипами, свойственными общественному со­знанию в отношении к мальчикам и девочкам как к будущим мужчинам и женщинам.

Таким образом, гендерные представления педагогов-женщин носят в основном традици­онный характер: мужчины должны быть маскулинны, женщины – фемининны. Это же относится к образам учеников – мальчиков и девочек. Ожидания в отношении мальчиков недостаточно чет­кие и противоречивые: к ним предъявляются требования, соответствующие модели поведения как женского типа, так и мужского. Поскольку гендерные установки педагогов оказывают влияние на воспитание и обучение детей, мы считаем, что педагогу очень важно рефлексировать у себя нали­чие такого рода установок, чтобы оптимально строить взаимодействие с учащимися разного пола.

Информация об авторах

Барабанова Вера Викторовна, старший преподаватель, кафедра «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова», факультет «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9266-4829, e-mail: vvbarabanova@yandex.ru

Мухортова Елена Алексеевна, старший преподаватель, кафедра «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова», факультет «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9468-3057, e-mail: muhortova.elena@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3266
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 6