К проблеме исследования гендерных стереотипов учителей
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: гендерные стереотипы, гендерный тип, фемининность, маскулинность, андрогинность
Рубрика издания: Психология педагогического общения
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Барабанова В.В., Мухортова Е.А. К проблеме исследования гендерных стереотипов учителей // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Система образования должна осуществлять адекватное обучение и воспитание детей в соответствии с их личностными особенностями и гендерной принадлежностью. В связи с этим изучение проблемы гендерной стереотипов учителей во взаимоотношениях с учениками является актуальной.
Стереотипы – одно из сложных явлений обыденного и научного сознания, влияющих на человеческую деятельность. Стереотипы, в том числе и гендерные, могут порождать условное и упрощенное представление о людях, формировать ожидания и установки в отношении других, уменьшая значимость индивидуальных особенностей людей.
Участники исследования. В исследовании приняли участие учителя государственных общеобразовательных школ г. Москвы и Московской области в количестве 60 человек. Все респонденты являются представителями женского пола в возрасте от 22 до 55 лет со стажем работы, варьирующимся от нескольких месяцев до 35 лет.
Методы исследования. С целью выявления у испытуемых гендерного типа и гендерных установок были использованы модифицированный опросник С. Бем «Тест гендерных различий» и методика «Незаконченные предложения».
В нашей работе рассматривались варианты степени выраженности качеств в следующих категориях: «Я-реальное», «Я-идеальное», «Учитель для девочек», «Учитель для мальчиков», «Ученик-мальчик», «Ученица-девочка». При этом качества самой методикой подразделяются на нейтральные, фемининные (присущие в большей степени женщинам) и маскулинные (присущие в большей степени мужчинам). По сумме баллов гендерный тип может быть отнесен к фемининному (при выраженном преобладании баллов по фемининным качествам над маскулинными), маскулинному (при выраженном преобладании маскулинных качеств), андрогинному (при высокой степени фемининных и маскулинных качеств) и неопределившемуся (если нет существенного различия в суммах баллов, но и сами суммы баллов невелики).
При применении методики «Незаконченные предложения» («В учениках я ценю…», «В учениках мне не нравится…», «В девочках я ценю…», «В девочках мне не нравится…», «В мальчиках я ценю…», «В мальчиках мне не нравится…») обработка полученных данных производилась методом контент-анализа. Подсчитывался процент респондентов, выделивший ту или иную категорию ответов.
Результаты исследования. Учителя-женщины видят себя более фемининными, чем маскулинными. Идеал Я у учителей андрогинен с преобладанием маскулинности. Мужчина традиционно маскулинен, женщина фемининна, это свидетельствует о традиционности гендерных стереотипов. Полученные результаты согласуются с показателями среднепопуляционной нормы. Однако по маскулинным качествам наши респонденты демонстрируют более высокую выраженность в образе Я, «идеальном Я» и «желаемом образе женщины».
Во всех исследуемых образах большой балл набирает качество «опрятность», что свидетельствует о высокой значимости данного качества для учителя. Это объяснимо для описания образа Я учеников (девочек и мальчиков) как ценное в работе учителя качество и желательное в поведении любого ученика. Однако даже в образе мужчины оно занимает второе место после «смелости» и «силы», что, на наш взгляд, может говорить о некоторой профессиональной деформации гендерных представлений учителей-женщин.
Обращает внимание тот факт, что качество «слабость» в образе ученика-мальчика гораздо значимее, нежели в образе ученицы-девочки, ученица в первую очередь опрятна, во вторую – любезна; ученик в первую очередь опрятен, во вторую – слаб. Это удивительно, т. к. в культуре общества по отношению к мужчине задана позиция «сила» как значимая мужская черта. Таким образом, перед педагогами возникает реальная необходимость ответить на вопросы: «Как из слабого мальчика вырастает сильный мужчина?», «Как соотносятся образы мужчины и мальчика и реальные представления об образе мальчика-ученика?»
По методике «Незавершенные предложения» наиболее значимая группа качеств, выделяемая педагогами, может быть сформулирована как «качества, касающиеся отношений между людьми». Это показывает значимость данной сферы для педагогов как респондентов. Исключение составляет лишь процент ответов на предложение «В мальчиках ценю…», где преобладающей оказалась группа качеств, касающаяся деятельностной стороны человеческой жизни (чаще всего педагоги выделяют такие качества, как «ответственность», «самостоятельность» и «целеустремленность»).
Учителя ценят в учениках (в мальчиках и девочках) практически одинаковый набор качеств: доброжелательность, волевые качества, опрятность, ответственность, качества, полезные в учебной деятельности, и умственные способности. В девочках учителя в наибольшей степени ценят терпимость и в наименьшей – волевые качества; в мальчиках, наоборот, в большей степени – волевые качества, особенно целеустремленность, смелость и самостоятельность, и в меньшей степени – качества, обеспечивающие взаимодействие с другими людьми. В учениках-мальчиках учителя также ценят любознательность, а у девочек это качество практически не называется. Достаточно значимую позицию в описании ученика и мальчика занимают качества, характеризующие самооценку и уровень притязаний. В описании девочки очень невелик процент этого показателя как ценного.
Содержание позитивных и негативных высказываний о детях разных гендеров различается. Разнообразие позитивных высказываний о девочках значительно шире, чем высказываний о мальчиках. К негативным качествам девочек педагоги относят в основном качества, описывающие сферу взаимоотношений с людьми – «капризные», «болтливы», а у мальчиков – относящиеся к сфере деятельности – «ленивые», «несамостоятельные». Наиболее отвергаемым качеством во всех образах является агрессивность. У мальчиков называется прямая форма агрессии (злость, хулиганство, хамство, драки), а у девочек – косвенные (сплетни, склоки, вранье, ябедничество, подхалимство, лесть).
При сравнении гендерных представлений учителей с разным педагогическим стажем было обнаружено, что более выраженные традиционные стереотипы наблюдаются у педагогов с меньшим педагогическим стажем (до 5 лет). Можно предположить, что молодые учителя обучают и воспитывают детей разного пола в соответствии со стереотипами, свойственными общественному сознанию в отношении к мальчикам и девочкам как к будущим мужчинам и женщинам.
Таким образом, гендерные представления педагогов-женщин носят в основном традиционный характер: мужчины должны быть маскулинны, женщины – фемининны. Это же относится к образам учеников – мальчиков и девочек. Ожидания в отношении мальчиков недостаточно четкие и противоречивые: к ним предъявляются требования, соответствующие модели поведения как женского типа, так и мужского. Поскольку гендерные установки педагогов оказывают влияние на воспитание и обучение детей, мы считаем, что педагогу очень важно рефлексировать у себя наличие такого рода установок, чтобы оптимально строить взаимодействие с учащимися разного пола.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3266
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 6