Некоторые аспекты психологической безопасности школьников

Аннотация

In the article the problem of mental health of pupils is discussed. Kinds of deviating behavior and threat of psychological safety of pupils in educational process are considered.

Общая информация

Ключевые слова: девиации личности, угрозы психологической безопасности, школьники, экогении, эгогении, внутренняя картина болезни

Рубрика издания: Проблемы экологической психологии образования

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Челпанов В.Б. Некоторые аспекты психологической безопасности школьников // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

Надо признать, что за последние десять лет резко изменились основные виды поведения школьников, все больше приобретающие черты отклонений (девиаций) от социальной, адаптив­ной, психической, медицинской и юридической норм.

1. Пищевое поведение, связанное с пагубными пищевыми пристрастиями (пивной алкого­лизм, психоактивные вещества) или отказами от пищи (анорексия), употребление несъедобных ве­ществ (горелых спичек вместо соли, перьев).

2. Коммуникативное поведение (психолингвистические стереотипы и психосемиотические признаки): возросло количество случаев речевой агрессии в школах, дома и на улице; нередки мо­ральная психическая травматизация детьми друг друга (обидные клички, оскорбления, унижения чести и достоинства, «стигматы», мобинг в классах и др.), нарушение этики общения со взрослы­ми, зависимое и созависимое поведение.

3. Полоролевое поведение – изменение своего внешнего вида (имиджа) на имидж, свойствен­ный противоположному полу (это считается модным, стильным и не вызывает критики со сторо­ны членов референтной группы).

4. Когнитивное поведение – общее снижение грамотности, потеря познавательного интере­са к знаниям об окружающем мире, тотальная компьютеризация и интернетизация свободного вре­мени (досуга), вызывающая отторжение внутреннего мира ребенка от окружающей действитель­ности и вторжение в виртуальную реальность, вплоть до полной аутизации и изоляции от жизни.

5. Потребительское поведение: распространенным явлением является вещизм, лозунгом ко­торого стали слова одушевленных вещей из мультфильма про мальчика, попавшего в «Страну ве­щей»: «Не имей сто друзей, а имей сто вещей!», «Считается, что вещи служат людям, на самом деле люди служат нам!». При этом не всегда вещи необходимы для удовлетворения базовых потребно­стей, поскольку выросло число случаев бегства от комфорта, названного синдромом ухода и бро­дяжничества. Родители вместе с социальными педагогами и психологами не могут ответить на глав­ный вопрос: «Почему же это происходит?» При этом часто родители подменяют вещизмом внима­ние к детям и всерьез считают, что они выполняют свои родительские обязанности.

Нормой жизни становится воровство денег у родителей. В случае же отказа от финансовой поддержки детей родители могут поплатиться жизнью. Некоторые родители, испытавшие горе со­зависимости, лишают ребенка наследства и, таким образом, будущего. Наблюдается потребитель­ское отношение к родителям, сверстникам, одноклассникам и лицам противоположного пола. По­следнее особенно ярко проявляется в оскорбительных мнениях о девочках, девушках и женщинах на фоне искаженных представлений об окружающем мире.

6. Агрессивное поведение выражается в различных формах уголовных и административных проступков по отношению к окружающим, часто без видимых причин (необоснованная, неуемная агрессия), связано с жестоким обращением с животными и людьми.

7. Виктимное поведение поведенческие черты потенциальной или реальной жертвы пси­хического, морально-психологического или физического насилия, сопряженные с недостатками воли, страхом расправы, конформностью и зависимостью от старших (взрослых лиц) или более сильных сверстников.

Перечисленные девиации поведения нередко связаны с влиянием внешних и внутренних угроз психологической безопасности (ПБ) школьников в образовательной среде. К внешним угро­зам ПБ личности школьника (экогениям) относятся дидактогении (школьные психогении), кото­рые могут быть вызваны негативными чертами личности педагога и способствуют развитию ди­дактогенных неврозов у школьников. Особенно опасным состоянием является страх перед учите­лем, боязнь учителя, предметного окружения. По мнению Н.П. Бехтеревой, психофизиологический механизм осознанного и неосознаваемого страхов парализует неокрепшую психику ребенка и при­водит к состоянию «эмоциональной тупости» или «моральному отупению» [1].

Внутренние угрозы ПБ школьника (эгогении) представляют собой пагубные самовлияния его личности на состояние собственной внутренней среды, проявляющиеся в виде школьных стра­хов (фобий).

Проведенный Н.В. жутиковой анализ причин и последствий дидактогений у детей позволил нам конкретизировать и дополнить предложенную автором классификацию [2, с. 150–156] вклю­чением нескольких новых понятий: 1) информационные дидактогении, вызванные информацион­ными перегрузками учащихся и влиянием на них негативной информации (в том числе со сторо­ны учителей и педагогов); 2) дидактопатии – вторичные устойчивые болезненные психосомати­ческие осложнения вследствие длительно повторяющихся дидактогенных неврозов; 3) дидактофо­бии страхи перед учителем, боязнь учебного предмета, класса, классного и школьного коллекти­вов. Считаем необходимым выделить также 4) ятропатии – различные хронические болезненные состояния, вызванные неэтичным поведением детского врача по отношению к больному школьни­ку; 5) ятрофобии – страхи школьника перед врачом, лечением, процедурами, боязнь поликлиник, людей в белых халатах, лекарств (назначений врача).

Проведенный нами психологический анализ педагогических конфликтов показал, что дидактоге­нии, как правило, имеют смешанный характер, поскольку педагоги используют разные приемы ущем­ления достоинства учеников. Психологические обследования школьников в рамках всеобщей диспан­серизации позволяют отнести дидактогении и дидактопатии к последствиям негативных педагогиче­ских влияний, под воздействием которых у детей нарушается поведение. Кроме того, мы считаем, что дидактопатии и дидактофобии представляют собой самостоятельные нозологические формы, а их возникновение обусловлено негативным влиянием образовательной среды, а также недостатками воспитания и дошкольного обучения.

Отметим, что образовательное пространство школы является частью конкретной городской среды. Поскольку школы г. Курчатова находятся на территории тридцатикилометровой зоны без­опасности Курской атомной электростанции (КуАЭС), то образовательное пространство школ г. Кур­чатова нельзя считать полностью безопасным, особенно после радиационной катастрофы на Черно­быльской АЭС и на атомной станции «Фукусима» в Японии. В связи с этим у школьников-жителей города-спутника КуАЭС наблюдаются радиофобия (страх радиационного заражения) и онкофобия (страх заболеть раком). Это наглядный пример того, как внешняя угроза ПБ превращается во внут­реннюю угрозу личности в форме страхов.

Выделяются различные аспекты ПБ, позволяющие расширить перечень внешних угроз. Со­отнесем некоторые составляющие феномена ПБ с последствиями ее нарушения в образователь­ном процессе:

1) последствия нарушений медицинской составляющей ПБ – формирование внутренней кар­тины болезни (ВКБ), уход в болезнь, ятрогении, ятропатии, ятрофобии – боязнь лечения, страх за­болеть;

2) последствия нарушений социальной составляющей ПБ – социальная дезадаптация, социо­патия, социофобии – русофобия, ксенофобия и др.;

3) последствия нарушений педагогической составляющей ПБ – школьная дезадаптация уча­щихся, дидактогении, дидактопатии, дидактофобии – страхи учителя, учебного предмета, школы, оценок и др.;

4) последствия нарушений экологической составляющей ПБ – фобии экологических и техно­генных катастроф, радиофобия, онкофобия и др., особенно в городах-спутниках АЭС;

5) последствия нарушений личностной составляющей ПБ – деиндивидуализация и самораз­рушаемость личности, деградация личности, состояния личностных затруднений жизнедеятельно­сти человека – страдание, болезнь, страх и др.

Таким образом, перечисленные угрозы ПБ и последствия ее нарушений являются провоциру­ющими факторами, ухудшающими здоровье школьников, на фоне которых усугубляется ВКБ име­ющихся у ребенка соматических и психосоматических расстройств.

Литература

  1. Бехтерева Н.П. Через тернии… // Наука и жизнь. 1990. № 8–10.
  2. Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. М. : Просвещение, 1988.

Информация об авторах

Челпанов Вадим Борисович, кандидат психологических наук, доц. каф. уголовного процесса и криминалистики Юго-Запад. гос. ун-та, e-mail: medikor@list.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2597
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 3