Некоторые аспекты психологической безопасности школьников
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: девиации личности, угрозы психологической безопасности, школьники, экогении, эгогении, внутренняя картина болезни
Рубрика издания: Проблемы экологической психологии образования
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Челпанов В.Б. Некоторые аспекты психологической безопасности школьников // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Надо признать, что за последние десять лет резко изменились основные виды поведения школьников, все больше приобретающие черты отклонений (девиаций) от социальной, адаптивной, психической, медицинской и юридической норм.
1. Пищевое поведение, связанное с пагубными пищевыми пристрастиями (пивной алкоголизм, психоактивные вещества) или отказами от пищи (анорексия), употребление несъедобных веществ (горелых спичек вместо соли, перьев).
2. Коммуникативное поведение (психолингвистические стереотипы и психосемиотические признаки): возросло количество случаев речевой агрессии в школах, дома и на улице; нередки моральная психическая травматизация детьми друг друга (обидные клички, оскорбления, унижения чести и достоинства, «стигматы», мобинг в классах и др.), нарушение этики общения со взрослыми, зависимое и созависимое поведение.
3. Полоролевое поведение – изменение своего внешнего вида (имиджа) на имидж, свойственный противоположному полу (это считается модным, стильным и не вызывает критики со стороны членов референтной группы).
4. Когнитивное поведение – общее снижение грамотности, потеря познавательного интереса к знаниям об окружающем мире, тотальная компьютеризация и интернетизация свободного времени (досуга), вызывающая отторжение внутреннего мира ребенка от окружающей действительности и вторжение в виртуальную реальность, вплоть до полной аутизации и изоляции от жизни.
5. Потребительское поведение: распространенным явлением является вещизм, лозунгом которого стали слова одушевленных вещей из мультфильма про мальчика, попавшего в «Страну вещей»: «Не имей сто друзей, а имей сто вещей!», «Считается, что вещи служат людям, на самом деле люди служат нам!». При этом не всегда вещи необходимы для удовлетворения базовых потребностей, поскольку выросло число случаев бегства от комфорта, названного синдромом ухода и бродяжничества. Родители вместе с социальными педагогами и психологами не могут ответить на главный вопрос: «Почему же это происходит?» При этом часто родители подменяют вещизмом внимание к детям и всерьез считают, что они выполняют свои родительские обязанности.
Нормой жизни становится воровство денег у родителей. В случае же отказа от финансовой поддержки детей родители могут поплатиться жизнью. Некоторые родители, испытавшие горе созависимости, лишают ребенка наследства и, таким образом, будущего. Наблюдается потребительское отношение к родителям, сверстникам, одноклассникам и лицам противоположного пола. Последнее особенно ярко проявляется в оскорбительных мнениях о девочках, девушках и женщинах на фоне искаженных представлений об окружающем мире.
6. Агрессивное поведение – выражается в различных формах уголовных и административных проступков по отношению к окружающим, часто без видимых причин (необоснованная, неуемная агрессия), связано с жестоким обращением с животными и людьми.
7. Виктимное поведение – поведенческие черты потенциальной или реальной жертвы психического, морально-психологического или физического насилия, сопряженные с недостатками воли, страхом расправы, конформностью и зависимостью от старших (взрослых лиц) или более сильных сверстников.
Перечисленные девиации поведения нередко связаны с влиянием внешних и внутренних угроз психологической безопасности (ПБ) школьников в образовательной среде. К внешним угрозам ПБ личности школьника (экогениям) относятся дидактогении (школьные психогении), которые могут быть вызваны негативными чертами личности педагога и способствуют развитию дидактогенных неврозов у школьников. Особенно опасным состоянием является страх перед учителем, боязнь учителя, предметного окружения. По мнению Н.П. Бехтеревой, психофизиологический механизм осознанного и неосознаваемого страхов парализует неокрепшую психику ребенка и приводит к состоянию «эмоциональной тупости» или «моральному отупению» [1].
Внутренние угрозы ПБ школьника (эгогении) представляют собой пагубные самовлияния его личности на состояние собственной внутренней среды, проявляющиеся в виде школьных страхов (фобий).
Проведенный Н.В. жутиковой анализ причин и последствий дидактогений у детей позволил нам конкретизировать и дополнить предложенную автором классификацию [2, с. 150–156] включением нескольких новых понятий: 1) информационные дидактогении, вызванные информационными перегрузками учащихся и влиянием на них негативной информации (в том числе со стороны учителей и педагогов); 2) дидактопатии – вторичные устойчивые болезненные психосоматические осложнения вследствие длительно повторяющихся дидактогенных неврозов; 3) дидактофобии – страхи перед учителем, боязнь учебного предмета, класса, классного и школьного коллективов. Считаем необходимым выделить также 4) ятропатии – различные хронические болезненные состояния, вызванные неэтичным поведением детского врача по отношению к больному школьнику; 5) ятрофобии – страхи школьника перед врачом, лечением, процедурами, боязнь поликлиник, людей в белых халатах, лекарств (назначений врача).
Проведенный нами психологический анализ педагогических конфликтов показал, что дидактогении, как правило, имеют смешанный характер, поскольку педагоги используют разные приемы ущемления достоинства учеников. Психологические обследования школьников в рамках всеобщей диспансеризации позволяют отнести дидактогении и дидактопатии к последствиям негативных педагогических влияний, под воздействием которых у детей нарушается поведение. Кроме того, мы считаем, что дидактопатии и дидактофобии представляют собой самостоятельные нозологические формы, а их возникновение обусловлено негативным влиянием образовательной среды, а также недостатками воспитания и дошкольного обучения.
Отметим, что образовательное пространство школы является частью конкретной городской среды. Поскольку школы г. Курчатова находятся на территории тридцатикилометровой зоны безопасности Курской атомной электростанции (КуАЭС), то образовательное пространство школ г. Курчатова нельзя считать полностью безопасным, особенно после радиационной катастрофы на Чернобыльской АЭС и на атомной станции «Фукусима» в Японии. В связи с этим у школьников-жителей города-спутника КуАЭС наблюдаются радиофобия (страх радиационного заражения) и онкофобия (страх заболеть раком). Это наглядный пример того, как внешняя угроза ПБ превращается во внутреннюю угрозу личности в форме страхов.
Выделяются различные аспекты ПБ, позволяющие расширить перечень внешних угроз. Соотнесем некоторые составляющие феномена ПБ с последствиями ее нарушения в образовательном процессе:
1) последствия нарушений медицинской составляющей ПБ – формирование внутренней картины болезни (ВКБ), уход в болезнь, ятрогении, ятропатии, ятрофобии – боязнь лечения, страх заболеть;
2) последствия нарушений социальной составляющей ПБ – социальная дезадаптация, социопатия, социофобии – русофобия, ксенофобия и др.;
3) последствия нарушений педагогической составляющей ПБ – школьная дезадаптация учащихся, дидактогении, дидактопатии, дидактофобии – страхи учителя, учебного предмета, школы, оценок и др.;
4) последствия нарушений экологической составляющей ПБ – фобии экологических и техногенных катастроф, радиофобия, онкофобия и др., особенно в городах-спутниках АЭС;
5) последствия нарушений личностной составляющей ПБ – деиндивидуализация и саморазрушаемость личности, деградация личности, состояния личностных затруднений жизнедеятельности человека – страдание, болезнь, страх и др.
Таким образом, перечисленные угрозы ПБ и последствия ее нарушений являются провоцирующими факторами, ухудшающими здоровье школьников, на фоне которых усугубляется ВКБ имеющихся у ребенка соматических и психосоматических расстройств.
Литература
- Бехтерева Н.П. Через тернии… // Наука и жизнь. 1990. № 8–10.
- Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. М. : Просвещение, 1988.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2595
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1