Формирование экологического мышления у студентов строительных специальностей технического вуза
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: экологический кризис, экологизация сознания, экологическое образование, экологическое мышление, урбоэкосистемы, экосетевые структуры
Рубрика издания: Проблемы экологической психологии образования
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Яловая Н.П., Бурко О.П. Формирование экологического мышления у студентов строительных специальностей технического вуза // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Перед человечеством в настоящее время стоит ряд сложных проблем нового осмысления жизни. Одна из них – современная экологическая ситуация. Уже к концу XX в. особенно сильно стали проявляться признаки глобального экологического кризиса и техногенной эволюции городов. Становится очевидным, что преодолеть надвигающийся глобальный экологический кризис, оставаясь в системе ценностей традиционного потребительского природопользования, становится невозможно. Этот кризис – лишь часть общего кризиса современной цивилизации, затрагивающего всю систему внутриобщественных отношений, в том числе и духовную жизнь человека. Экологический кризис – это еще и мировоззренческий, философско-идеологический кризис, поэтому решить проблемы взаимодействия человека с окружающей средой невозможно без экологизации всего процесса социально-экономического и духовно-культурного развития общества. Важно заложить у будущих молодых специалистов основы экологически устойчивых структур производства и потребления, экологически обоснованной экономической политики и управления. При этом недостаточно дать студентам только информацию о существовании экологических проблем и путях их устранения. Главное заключается в выработке у специалиста внутренней потребности принимать адекватные экологически рациональные решения, т. е. в формировании у них экологического мышления.
Экологическое мышление представляет собой один из сложных типов мыслительной деятельности, т. к. предполагает такое отношение к природе, когда она воспринимается не только как среда обитания человека, но как единая самоорганизующаяся целостно-живая система мира. Экологическое мышление включает различные виды рефлексивных процессов: осмысление личностью своего места в мире и в картине природы Земли (мировоззренческая рефлексия); осознание проблемы взаимодействия человечества и биосферы (методологическая рефлексия); выбор новых ценностных ориентаций и идеалов (личностно-психологическая рефлексия); создание современной научной картины мира (внепарадигмальная рефлексия); выбор стратегии деятельности (личностноорганизационная рефлексия) и т.д. [1].
Особую роль в формировании экологического мышления у студентов играют экологическое образование и воспитание. Оно призвано развивать экологическое мировоззрение, экологическую нравственность и экологическую культуру личности. Экологическое образование предполагает формирование убежденности каждого в объективной необходимости сохранять созданные природой и человеком ценности. Уровень экологической культуры личности определяется пониманием социальной значимости экологических проблем, их связи с политическими, социально-экономическими задачами человечества и отдельно взятой личностью, поэтому в учебно-воспитательном процессе должно быть обеспечено формирование основ экологического мировоззрения и действительного его осуществления.
В Брестском государственном техническом университете уровень экологического образования и воспитания студентов-выпускников строительных специальностей рассматривается с учетом особенностей строительной отрасли, в которую они будут направлены по окончании университета. Изучение экологических дисциплин делает исключительно актуальной задачу практического применения методов экологизации урбоэкосистем, их устойчивого проектирования и строительства, экологичной реконструкции и создания экосетевых структур. Будущие «архитектор», «инженер-технолог-строитель», «инженер-строитель» и «инженер-специалист по недвижимости» как основные участники процесса создания урбанизированной среды должны представлять, каким образом объекты их профессиональной деятельности будут влиять на окружающую среду и живые организмы, как будут взаимодействовать искусственная и естественная природная среда. От знания законов развития природы, основ экологии будет зависеть их профессиональное умение исключать негативное воздействие зданий и сооружений на окружающую среду, органично вписывать строительные объекты в природное пространство, помогать развитию биоурбосистем, одновременно повышая уровень жизни человека. Экологическое образование в вузе несет в себе качественное преобразование учебно-воспитательного процесса, соотношение мышления и действительности, разрешение противоречий между идеальным и материальным. Актуальность приобретает идея непрерывного экологического образования, сущность которого выражается в единстве развития экологического мышления и сознания, экологической культуры личности и общества.
Для формирования экологического мышления обучение и воспитание студентов необходимо вести по трем направлениям, формируя:
1) адекватные экологические представления;
2) отношение к природе;
3) систему технологий и стратегий взаимодействия с природой [2].
Таким образом, перед экологическим образованием и воспитанием остро стоит вопрос о развитии экологического мышления личности, т. к. ускорение научно-технического прогресса требует от общества разрешения все более сложных проблем, создания новых технологий, которые снижали бы влияние деятельности человека на окружающую среду. Экологическое мышление будущих инженеров не только подразумевает овладение специальными знаниями, но и предполагает создание мотивации на повышение уровня образованности в сфере естественных и гуманитарных наук.
Поскольку формирование экологического мышления предполагает достижение глубоких изменений в способе мировосприятия людей, их отношении к природному миру, образование должно быть не предметным, а проблемным [3]. Только в этом случае студенты в полной мере смогут стать сознательными соучастниками воссоздания знания. Потребность внедрения такого похода в процесс обучения обусловлена тем, что включенность будущих специалистов в наличную систему обучения (слушание – понимание – воспроизведение) формирует безынициативность. Только решение студентами познавательных творческих задач будет содействовать развитию у них способности к творческому процессу постижения знаний, что вместе с тем будет формировать навыки самостоятельного мышления.
Каждый выпускник должен быть элементарно экологически образован: во-первых, иметь представление об экологической опасности того или иного проекта; во-вторых, владеть знаниями об экологически обоснованных технологиях в данной области; в-третьих, иметь желание их применять. Архитектор и инженер-строитель должны обладать и общими знаниями, формирующими их экологическое мышление и культуру, и специальными, дающими возможность проектировать, вести экологически безопасное строительство и последовательно реализовывать экологические принципы в строительной отрасли. На реализацию всех этих задач и должно быть направлено экологическое образование и воспитание в техническом вузе, способствующее формированию экологического мышления у студентов.
Литература
- Васильева В.Н. Формирование экологического мышления в процессе образования // Инновации и образование : сб. материалов конф. Сер. “Symposium”. Вып. 29. СПб.: С.-Петерб. филос. о-во, 2003. С. 273–287.
- Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1996.
- Алексеев С.П. Опыт непрерывного экологического образования в Санкт-Петербурге // Экология и жизнь. 1999. № 3. С.23–26.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 7404
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 4