Формирование экологического мышления у студентов строительных специальностей технического вуза

Аннотация

The article raises the problem of the ecological thinking development of the future civil engineers which means not only mastering the special skills and knowledge, but also assumes motivation creation to increase the level of erudition in the sphere of nature and the humanities.

Общая информация

Ключевые слова: экологический кризис, экологизация сознания, экологическое образование, экологическое мышление, урбоэкосистемы, экосетевые структуры

Рубрика издания: Проблемы экологической психологии образования

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Яловая Н.П., Бурко О.П. Формирование экологического мышления у студентов строительных специальностей технического вуза // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

Перед человечеством в настоящее время стоит ряд сложных проблем нового осмысления жиз­ни. Одна из них – современная экологическая ситуация. Уже к концу XX в. особенно сильно стали проявляться признаки глобального экологического кризиса и техногенной эволюции городов. Ста­новится очевидным, что преодолеть надвигающийся глобальный экологический кризис, оставаясь в системе ценностей традиционного потребительского природопользования, становится невозмож­но. Этот кризис – лишь часть общего кризиса современной цивилизации, затрагивающего всю си­стему внутриобщественных отношений, в том числе и духовную жизнь человека. Экологический кризис – это еще и мировоззренческий, философско-идеологический кризис, поэтому решить про­блемы взаимодействия человека с окружающей средой невозможно без экологизации всего процес­са социально-экономического и духовно-культурного развития общества. Важно заложить у буду­щих молодых специалистов основы экологически устойчивых структур производства и потребле­ния, экологически обоснованной экономической политики и управления. При этом недостаточно дать студентам только информацию о существовании экологических проблем и путях их устране­ния. Главное заключается в выработке у специалиста внутренней потребности принимать адекват­ные экологически рациональные решения, т. е. в формировании у них экологического мышления.

Экологическое мышление представляет собой один из сложных типов мыслительной дея­тельности, т. к. предполагает такое отношение к природе, когда она воспринимается не только как среда обитания человека, но как единая самоорганизующаяся целостно-живая система мира. Эко­логическое мышление включает различные виды рефлексивных процессов: осмысление лично­стью своего места в мире и в картине природы Земли (мировоззренческая рефлексия); осознание проблемы взаимодействия человечества и биосферы (методологическая рефлексия); выбор новых ценностных ориентаций и идеалов (личностно-психологическая рефлексия); создание современной научной картины мира (внепарадигмальная рефлексия); выбор стратегии деятельности (личностно­организационная рефлексия) и т.д. [1].

Особую роль в формировании экологического мышления у студентов играют экологическое образование и воспитание. Оно призвано развивать экологическое мировоззрение, экологическую нравственность и экологическую культуру личности. Экологическое образование предполагает фор­мирование убежденности каждого в объективной необходимости сохранять созданные природой и человеком ценности. Уровень экологической культуры личности определяется пониманием соци­альной значимости экологических проблем, их связи с политическими, социально-экономическими задачами человечества и отдельно взятой личностью, поэтому в учебно-воспитательном процес­се должно быть обеспечено формирование основ экологического мировоззрения и действительно­го его осуществления.

В Брестском государственном техническом университете уровень экологического образова­ния и воспитания студентов-выпускников строительных специальностей рассматривается с уче­том особенностей строительной отрасли, в которую они будут направлены по окончании универ­ситета. Изучение экологических дисциплин делает исключительно актуальной задачу практиче­ского применения методов экологизации урбоэкосистем, их устойчивого проектирования и стро­ительства, экологичной реконструкции и создания экосетевых структур. Будущие «архитектор», «инженер-технолог-строитель», «инженер-строитель» и «инженер-специалист по недвижимости» как основные участники процесса создания урбанизированной среды должны представлять, каким образом объекты их профессиональной деятельности будут влиять на окружающую среду и живые организмы, как будут взаимодействовать искусственная и естественная природная среда. От знания законов развития природы, основ экологии будет зависеть их профессиональное умение исключать негативное воздействие зданий и сооружений на окружающую среду, органично вписывать строи­тельные объекты в природное пространство, помогать развитию биоурбосистем, одновременно по­вышая уровень жизни человека. Экологическое образование в вузе несет в себе качественное пре­образование учебно-воспитательного процесса, соотношение мышления и действительности, раз­решение противоречий между идеальным и материальным. Актуальность приобретает идея непре­рывного экологического образования, сущность которого выражается в единстве развития экологи­ческого мышления и сознания, экологической культуры личности и общества.

Для формирования экологического мышления обучение и воспитание студентов необходи­мо вести по трем направлениям, формируя:

1) адекватные экологические представления;

2) отношение к природе;

3) систему технологий и стратегий взаимодействия с природой [2].

Таким образом, перед экологическим образованием и воспитанием остро стоит вопрос о раз­витии экологического мышления личности, т. к. ускорение научно-технического прогресса требует от общества разрешения все более сложных проблем, создания новых технологий, которые снижа­ли бы влияние деятельности человека на окружающую среду. Экологическое мышление будущих инженеров не только подразумевает овладение специальными знаниями, но и предполагает созда­ние мотивации на повышение уровня образованности в сфере естественных и гуманитарных наук.

Поскольку формирование экологического мышления предполагает достижение глубоких из­менений в способе мировосприятия людей, их отношении к природному миру, образование долж­но быть не предметным, а проблемным [3]. Только в этом случае студенты в полной мере смогут стать сознательными соучастниками воссоздания знания. Потребность внедрения такого похода в процесс обучения обусловлена тем, что включенность будущих специалистов в наличную систе­му обучения (слушание – понимание – воспроизведение) формирует безынициативность. Только решение студентами познавательных творческих задач будет содействовать развитию у них спо­собности к творческому процессу постижения знаний, что вместе с тем будет формировать навы­ки самостоятельного мышления.

Каждый выпускник должен быть элементарно экологически образован: во-первых, иметь представление об экологической опасности того или иного проекта; во-вторых, владеть знаниями об экологически обоснованных технологиях в данной области; в-третьих, иметь желание их при­менять. Архитектор и инженер-строитель должны обладать и общими знаниями, формирующи­ми их экологическое мышление и культуру, и специальными, дающими возможность проектиро­вать, вести экологически безопасное строительство и последовательно реализовывать экологиче­ские принципы в строительной отрасли. На реализацию всех этих задач и должно быть направле­но экологическое образование и воспитание в техническом вузе, способствующее формированию экологического мышления у студентов.

Литература

  1. Васильева В.Н. Формирование экологического мышления в процессе образования // Инновации и об­разование : сб. материалов конф. Сер. “Symposium”. Вып. 29. СПб.: С.-Петерб. филос. о-во, 2003. С. 273–287.
  2. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1996.
  3. Алексеев С.П. Опыт непрерывного экологического образования в Санкт-Петербурге // Экология и жизнь. 1999. № 3. С.23–26.

 

Информация об авторах

Яловая Наталья Петровна, кандидат технических наук, доц., директор Ин-та повышения квалификации и переподготовки кадров Брест. гос. техн. ун-та

Бурко Оксана Петровна, доц. каф. соц.-политических и исторических наук Брест. гос. техн. ун-та, e-mail: opburko@yandex.by

Метрики

Просмотров

Всего: 7333
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 15