Проблема смысла в профессиональном обучении психологов

Аннотация

The article discusses the importance of developing and understanding personal meanings by psychology students during their professional education and further implementation of this knowledge while working with their clients’ personal meanings that revealed during the counseling process.

Общая информация

Ключевые слова: смысл, психологическое образование, программа обучения

Рубрика издания: Психологическое образование

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Малик М.С. Проблема смысла в профессиональном обучении психологов // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

Проблема смысла пронизывает всю жизнь человека, это вечная проблема выбора, самопо­нимания и самореализациии, целеполагания и стремления к результату. Смысл как индивидуаль­ное значение и смысл как основная мотивационная сила человека определяет любое общение, ле­жит в основе субъективной картины мира любого человека, поэтому интерес исследователей к это­му феномену очевиден.

Сегодня все общество начинает осознавать необходимость обращения к проблеме смысла в связи с происходящими глобальными социально-экономическими и политическими изменениями, которые ставят перед человеком сложнейшие вопросы самоопределения, самооценки в новой исто­рической действительности, делая проблему смысла актуальной для каждого человека.

Теоретическое изучение понятия «смысл» особенно широко стало развиваться в середи­не хх в., когда этот феномен, ранее исследуемый в рамках таких наук, как философия и языко­знание, становится еще и психологическим. В западной психологии наиболее развернутым подхо­дом к смыслу является логотерапия В. Франкла [8]. В его работах обретение и реализация смысла выступают как стоящие перед человеком задачи, на решение которых он направляет все свои уси­лия, причем успех в их решении не гарантирован, а неудача приводит к серьезным нарушениям личностного развития. Необходимость учета проблемы смысла подчеркивают и все представители экзистенциально-гуманистической школы (Дж. Бьюдженталь, Р. Мэй, В. Ялом и др.). «Важная пробле­ма, присущая вопросам о смысле жизни, заключается в том, что их очень часто смешивают с массой других вопросов», – писал И. Ялом [9]. Основным теоретическим положением является «открытие» самой необходимости обращения к этому феномену. Смысл позволяет человеку обеспечить полноту своей жизни, а попытки отказаться от выбора, подчинение страху перед неизвестностью и неопреде­ленностью приводят к потере контакта с внутренним Я, утрате смысла и экзистенциальной тревоге.

В отечественной психологической науке исследованием феномена «смысл» занимались Л.С. Вы­готский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, В.В. Столин, Е.В. Субботский, О.К. Тихомиров, В.Э. Чудновский, Ф.Е. Василюк, Б.В. Зейгарник, Д.А. Леонтьев. Таким образом, этот феномен становится одним из важнейших понятий психологии и сегодня, как пишет Д.А. Ле­онтьев, «смысл является особой психологической реальностью, игнорируя которую или сводя к другим явлениям, невозможно построить достаточно полную теорию ни личности, ни сознания, ни деятельности» [3].

На сегодняшний день многообразие теоретических подходов к изучению феномена смысла не нашло адекватного отражения в психологической практике [5; 6; 7]. Многим психологам пробле­ма смысла представляется скорее теоретической, чем практической. Между тем смыслы окружают человека в его повседневной жизни, труде, в отношениях. Д.А. Леонтьев считает, что смысл – «ре­гуляторный принцип человеческого поведения» – становится решающим фактором в понимании тех или иных поступков, выборов, желаний человека. Работа с феноменом смысла позволяет пси­хологу не уходить от самых главных вопросов о природе человека, невзирая на их сложность, но как раз эти сущностные вопросы поместить в центр внимания. Для этого необходимо видеть все многообразие теорий и многоплановость самой проблемы смысла, понимать ее индивидуальность и значимость для каждого человека.

Из вышесказанного становится понятно, что работе со смыслом нужно учиться. Однако по причине того, что многочисленные теоретические разработки не включены в профессиональное обучение студентов-психологов, у них не формируется как профессиональной, так и личностной компетентности в данной области знаний. Первостепенной задачей, на наш взгляд, должна стать подготовка студента к встрече с личными смыслами клиента, работе с ними в процессе консульти­рования, посредством прежде всего активизации внутренней работы с собственной смысловой сфе­рой с помощью самоанализа, рефлексии системы своих мотивов, ценностей, смыслов [1].

Кроме того, анализ современных программ подготовки будущих психологов показывает до­минирование в них теоретических аспектов понимания смысла и недостаточной представленно­сти знаний о практической работе с ним, препятствует формированию у будущих психологов ком­петенций в этой области знаний [2].

По нашему мнению, для решения этой проблемы должна быть создана система занятий по психологическому просвещению, которая предусматривает не только теоретический, но и практико­ориентированный компонент, в частности, в таких курсах, как «Психологическое консультирова­ние» и «Психология личности».

Нам не встретились исследования, посвященные изучению знаний о смыслах и собст­венно смысловой сферы личности студентов-психологов и ее изменения в процессе учебно-про­фессионального становления как специалиста. Это определило актуальность проведения иссле­дования, в котором мы пытались ответить на вопросы об осведомленности студентов о проблеме смысла в работе психолога, особенностях развития смысловой сферы студентов-психологов и на­чинающих специалистов и возможностях развития смысловой сферы студентов-психологов в рам­ках существующего содержания обучения, а также есть ли необходимость в разработке спецкурса по проблеме смысла в психологии.

Попытка ответить на эти вопросы была предпринята в эмпирическом исследовании, в ко­тором приняли участие 72 человека: 21 ученик 10-го класса, 29 студентов-психологов 1-го курса, 16 – 3-го курса и 6 начинающих психологов.

В соответствии с целями исследования мы выделили два компонента, согласно которым была построена наша работа.

1.       Знания о проблеме смысла – осведомленность о проблеме смысла в психологии и понима­ние ее роли в профессиональном обучении студентов. Исследование данного компонента осущест­влялось на основе разработанной нами анкеты «Проблема смысла в психологии»; его содержание позволяет отследить специфику понимания и представленности в сознании студентов-психологов сущности проблемы смысла в психологии.

2.       Развитие смысловой сферы личности – смыслы в учебно-профессиональном становлении студента как психолога исследовались на основе методики «Незавершенные предложения» (моди­фикации в соответствии с темой исследования), мини-сочинения на тему «Какие смыслы я вижу в своем профессиональном становлении как психолога». Уровень осмысленности жизни изучался с помощью методики «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева. Содержание данного компонента показывает уровень развития смысловой сферы студентов-психологов во взаимосвязи со смыслами их профессионального обучения.

На основе анализа полученных данных с помощью контент-анализа и обобщения мы сфор­мулировали основные смыслы, отмеченные студентами. Самыми распространенными среди сту­дентов смыслами являются помощь окружающим и профессионализация. Важными для них явля­ются и смыслы, направленные на саморазвитие и развитие понимания.

В результатах теста «Смысложизненные ориентации» интересным является то, что наимень­шее количество баллов во всех группах набрано по субшкале 4 – «Локус контроля-Я (“Я – хозяин жизни”)». Низкие баллы в данном случае могут быть обусловлены возрастом испытуемых, их со­циальной несамостоятельностью, материальной зависимостью от родителей и, вследствие этого, неуверенностью в способности контролировать события собственной жизни. Неуверенность в себе может также быть показателем низкого уровня осмысленности жизни. Это характерно в том числе для начинающих психологов, которые еще не обрели самостоятельность в профессии.

Общий показатель осмысленности жизни возрастает в ходе учебно-профессионального ста­новления учащихся, однако значительное изменение происходит на этапе начала трудовой деятель­ности, в то время как в процессе обучения в вузе заметного повышения уровня осмысленности не наблюдается. Таким образом, можно предположить, что профессиональное образование на сегод­няшний день способствует накоплению смыслов, а их рефлексия, открытие, активное присвоение происходят только при встрече с реальной практической деятельностью.

Результаты исследования послужили основанием для разработки программы развивающих занятий «Зачем?» по формированию осмысленного отношения к обучению и развитию смысловой сферы личности студентов-психологов. Р. Мей писал, что человеческая свобода локализована в па­узе между стимулом и реакцией [4]. По нашему замыслу, в паузе для студентов может «рождаться» смысл обучения. В связи с этим в план каждого занятия включен этап обращения к смыслу учеб­ной задачи, получивший название «этап “Зачем?”». Студентам дается время на размышление о том, зачем необходима для задач обучения предложенная задача и какой смысл лично для него имеет ее выполнение. Результаты фиксируются студентами и используются для дальнейшей рефлексии.

Основными средствами реализации разработанной программы являются методы активного обучения (дискуссия-визуализация, моделирование в парах, ролевое проигрывание, метод «круг­лого стола», лекция-пресс-конференция), реализация которых требует от студента активной вер­бальной включенности.

Предлагаемый практико-ориентированный курс направлен на решение нескольких задач: способствовать формированию у студентов общего представления о психологии смысла, ее роли в структуре психологического знания, становлению отношения студентов к себе как к будущему психологу; содействовать развитию осмысленного отношения к обучению; дать будущим специа­листам опыт переживания «поиска смыслов» собственной деятельности, что, на наш взгляд, обо­гащает и возможности самопознания.

Литература

  1. Андрущенко Т.Ю. Рабочая тетрадь студента по изучению курса «Психологическое консультирова­ние». Волгоград : Перемена, 2001.
  2. Бондарева Л.В. Работа со смыслом как одна из базовых компетенций профессионального образова­ния психологов // Психологическое сопровождение образования на разных этапах возрастного развития че­ловека: материалы Всерос. конф. г. Волгоград, 5–8 окт. 2009 г. Волгоград. 2009. С. 262–266.
  3. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2007.
  4. Мей Р. Искусство психологического консультирования. М. : Академия, 1994.
  5. Орлов А.Б. Человекоцентрированный подход в психологии, психотерапии, образовании и политике (к 100-летию со дня рождения К. Роджерса) // Вопр. психологии. 2002. № 2. С. 64–84.
  6. Пахальян В.Э. Дополнительное высшее профессиональное образование в контексте концепции пе­реходов (на примере подготовки и переподготовки практических психологов). URl: http://www.ippd.ru/index.php?name=Files&op=view_file&lid=1231.
  7. Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла) : материалы Междунар. конф./ под ред. Д.А. Леонтьева. М. : Смысл, 2005.
  8. Франкл В. Человек в поисках смысла : сб. / пер. с англ. и нем. М. : Прогресс, 1990.
  9. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М. : Независимая фирма «Класс», 1999.

Информация об авторах

Малик Мария Сергеевна, аспирант СпбГУ, Факультет Психологии, e-mail: mariamalik@gmx.de

Метрики

Просмотров

Всего: 2639
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1