Задачи развития в формировании профессиональных компетенций студентов
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: задача развития, индивидуальные и учебно-профессиональные задачи развития, личные и профессиональные цели, общепрофессиональные компетенции, анкетирование, эксперимент
Рубрика издания: Психологическое образование
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Тимашева Л.В. Задачи развития в формировании профессиональных компетенций студентов // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Развивающаяся система образования испытывает потребность в новом качестве профессионалов, способных решать задачи, связанные с развитием себя и как профессионала, и как личности. В связи с этим студенту на этапе профессионального обучения необходимо научиться решать задачи не только профессионального образования, но и собственного преобразования.
Мы предполагаем, что эффективность этого процесса зависит от двух условий: во-первых, от совпадения личных и профессиональных целей, во-вторых, от степени соединения (пересечения) индивидуальных и учебно-профессиональных задач развития.
Представление о задачах развития основано на некоторых общих ожиданиях, существующих в культуре относительно способностей (знаний, навыков), которыми должен обладать ребенок определенного возраста [2, с. 59].
По определению П.Г. хейманса, задача развития – это «период, или направление развития, в течение которого индивид имеет возможность доказать или обосновать особому жюри или аудитории, что он / она способен выполнить определенные действия. Эта способность обусловлена контролируемым и целесообразным использованием личных, общественных или материальных доступных ресурсов. Если жюри или аудитория убеждается, что индивид действительно обладает такой способностью (выполнить действие), ему предоставляется право действовать по своему усмотрению, т. к. будто он действительно приобрел данную способность» [3, с. 89].
Среди признаков, связанных с завершением задачи развития, выделяют такие, как чувства гордости или стыда при использовании новых способностей; моральная самооценка себя как личности и как будущего профессионала, абсорбция (полная погруженность) человека в область новой задачи; временное измерение (время способности).
В этом определении задачи развития подразумевается мера осознанности индивидом связи с социальной средой (в нашем случае – с учебно-профессиональной средой), обусловленной наличием общего смыслового поля между субъектами этой среды [1, с. 112]. Содержание задачи также предполагает принятие ответственности за ее успешное выполнение самим индивидом и приобретения им новой способности, что, в свою очередь, связано с принятием на себя ответственности за новое положение в социальной и образовательной среде.
Представление о собственных действиях по решению задачи предоставляет индивиду определенную степень свободы для того, чтобы влиять на собственное развитие. Развитие происходит в той или иной мере постоянно, в этом смысле человек всегда находится в состоянии решения задач развития (одной или нескольких, одновременно или последовательно). Этот процесс обладает временным измерением, предполагает активность всех участников, вовлеченных в процесс развития индивида, и характеризуется возникновением у последнего особого эмоционального состояния, способствующего решению задачи развития.
Задача развития имеет критерий успешности или неуспешности, при этом индивид ответствен за успешное ее выполнение. Результатом успешного разрешения задачи развития выступает новая способность (компетенция). Среди общепрофессиональных компетенций будущих психологов и педагогов-психологов выделяют такие, как способность к проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии (ПК – 12) и способность понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК – 8).
Успешность формирования компетенций, на наш взгляд, зависит от активности самого студента, а это, в свою очередь, предполагает его личную заинтересованность в обретении той или иной способности, поэтому в процессе обучения необходимо создать такие условия, чтобы студент не просто понимал необходимость овладения профессионально важными качествами и способностями, но и видел в этом смысл для своего личностного развития [4, с. 38].
С этой целью, например, в рамках курса «Психодиагностика» при изучении метода анкетирования используется следующая форма работы. Студенты объединяются в подгруппы и выбирают для исследования интересующую их проблему, связанную как с учебной деятельностью (такой выбор делают обычно студенты дневной формы обучения), так и с жизненными или профессиональными ситуациями (такой выбор характерен для студентов заочной формы обучения).
В качестве примера можно привести следующие проблемы, которые уже были исследованы студентами: «Исследования мотивации выбора профессии педагога-психолога студентами первого курса», «Отношение студентов-психологов к обучению в вузе», «Отношение современной молодежи к однополым бракам», «Факторы выбора брачного партнера юношами», «Отношение юношей к курящим девушкам», «Отношение современной молодежи к различным подростковым субкультурам», «Отношение родителей к работе педагога-психолога в детском саду» и т.д. Результаты анкетирования публично представляются и обсуждаются на занятиях или конференциях.
В рамках дисциплины «Экспериментальная психология» студенты учатся проводить эксперименты с целью улучшения своей жизни. На первом занятии они определяют ту жизненную область, качество которой они хотят улучшить, определяют актуальность этого эксперимента для себя и формулируют цель и тему исследования. В качестве примера можно привести следующие темы: «Влияние сбалансированности рациона питания на уровень активности во время тренировок», «Влияние настроения на ежедневную трату денежных средств», «Влияние укрепляющих упражнений на настроение», «Повышение эффективности распоряжения временем путем ежедневного планирования», «Влияние утреннего контрастного душа на работоспособность в первой половине дня».
Далее студенты самостоятельно планируют свой эксперимент и обсуждают в микрогруппах. В ходе проведения эксперимента, который длится не менее месяца, осуществляются промежуточный контроль и оформление эксперимента. По итогам работы проводится конференция на тему «Эксперимент в нашей жизни», во время которой студенты представляют результаты работы, отвечают на вопросы, а также осуществляют рефлексию своей экспериментальной деятельности с позиции экспериментатора и испытуемого.
Такие мероприятия проходят в эмоционально заряженной атмосфере и никого не оставляют равнодушным. При этом большинство студентов не только говорят о пользе для себя подобной работы, но и демонстрируют желание проводить ее дальше. Таким образом, это становится задачей развития для студента, в ходе решения которой формируются его профессионально важные качества и способности, а также происходит его личностное развитие.
Литература
- Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. СПб. : Алетейя, 2003.
- Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М. : Изд. центр «Академия», 2000.
- Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М. : Интерпракс, 1995.
- Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского). М. : Тривола, 1994.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3595
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 11