Задачи развития в формировании профессиональных компетенций студентов

Аннотация

The article presents a problem of developing professionally vital qualities in youth in the process of the higher vocational training. The author argues it’s not only vocational training problems but also a problem of personal development.

Общая информация

Ключевые слова: задача развития, индивидуальные и учебно-профессиональные задачи развития, личные и профессиональные цели, общепрофессиональные компетенции, анкетирование, эксперимент

Рубрика издания: Психологическое образование

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Тимашева Л.В. Задачи развития в формировании профессиональных компетенций студентов // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

Развивающаяся система образования испытывает потребность в новом качестве профессио­налов, способных решать задачи, связанные с развитием себя и как профессионала, и как лично­сти. В связи с этим студенту на этапе профессионального обучения необходимо научиться решать задачи не только профессионального образования, но и собственного преобразования.

Мы предполагаем, что эффективность этого процесса зависит от двух условий: во-первых, от совпадения личных и профессиональных целей, во-вторых, от степени соединения (пересече­ния) индивидуальных и учебно-профессиональных задач развития.

Представление о задачах развития основано на некоторых общих ожиданиях, существу­ющих в культуре относительно способностей (знаний, навыков), которыми должен обладать ребе­нок определенного возраста [2, с. 59].

По определению П.Г. хейманса, задача развития – это «период, или направление развития, в течение которого индивид имеет возможность доказать или обосновать особому жюри или аудито­рии, что он / она способен выполнить определенные действия. Эта способность обусловлена конт­ролируемым и целесообразным использованием личных, общественных или материальных доступ­ных ресурсов. Если жюри или аудитория убеждается, что индивид действительно обладает такой способностью (выполнить действие), ему предоставляется право действовать по своему усмотре­нию, т. к. будто он действительно приобрел данную способность» [3, с. 89].

Среди признаков, связанных с завершением задачи развития, выделяют такие, как чувства гордости или стыда при использовании новых способностей; моральная самооценка себя как лич­ности и как будущего профессионала, абсорбция (полная погруженность) человека в область но­вой задачи; временное измерение (время способности).

В этом определении задачи развития подразумевается мера осознанности индивидом связи с социальной средой (в нашем случае – с учебно-профессиональной средой), обусловленной нали­чием общего смыслового поля между субъектами этой среды [1, с. 112]. Содержание задачи также предполагает принятие ответственности за ее успешное выполнение самим индивидом и приобре­тения им новой способности, что, в свою очередь, связано с принятием на себя ответственности за новое положение в социальной и образовательной среде.

Представление о собственных действиях по решению задачи предоставляет индивиду опре­деленную степень свободы для того, чтобы влиять на собственное развитие. Развитие происходит в той или иной мере постоянно, в этом смысле человек всегда находится в состоянии решения за­дач развития (одной или нескольких, одновременно или последовательно). Этот процесс облада­ет временным измерением, предполагает активность всех участников, вовлеченных в процесс раз­вития индивида, и характеризуется возникновением у последнего особого эмоционального состо­яния, способствующего решению задачи развития.

Задача развития имеет критерий успешности или неуспешности, при этом индивид ответст­вен за успешное ее выполнение. Результатом успешного разрешения задачи развития выступает но­вая способность (компетенция). Среди общепрофессиональных компетенций будущих психологов и педагогов-психологов выделяют такие, как способность к проведению стандартного прикладно­го исследования в определенной области психологии (ПК – 12) и способность понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные за­дачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК – 8).

Успешность формирования компетенций, на наш взгляд, зависит от активности самого сту­дента, а это, в свою очередь, предполагает его личную заинтересованность в обретении той или иной способности, поэтому в процессе обучения необходимо создать такие условия, чтобы студент не просто понимал необходимость овладения профессионально важными качествами и способно­стями, но и видел в этом смысл для своего личностного развития [4, с. 38].

С этой целью, например, в рамках курса «Психодиагностика» при изучении метода анкети­рования используется следующая форма работы. Студенты объединяются в подгруппы и выбирают для исследования интересующую их проблему, связанную как с учебной деятельностью (такой вы­бор делают обычно студенты дневной формы обучения), так и с жизненными или профессиональ­ными ситуациями (такой выбор характерен для студентов заочной формы обучения).

В качестве примера можно привести следующие проблемы, которые уже были исследованы студентами: «Исследования мотивации выбора профессии педагога-психолога студентами первого курса», «Отношение студентов-психологов к обучению в вузе», «Отношение современной молоде­жи к однополым бракам», «Факторы выбора брачного партнера юношами», «Отношение юношей к курящим девушкам», «Отношение современной молодежи к различным подростковым субкуль­турам», «Отношение родителей к работе педагога-психолога в детском саду» и т.д. Результаты ан­кетирования публично представляются и обсуждаются на занятиях или конференциях.

В рамках дисциплины «Экспериментальная психология» студенты учатся проводить экспе­рименты с целью улучшения своей жизни. На первом занятии они определяют ту жизненную об­ласть, качество которой они хотят улучшить, определяют актуальность этого эксперимента для себя и формулируют цель и тему исследования. В качестве примера можно привести следующие темы: «Влияние сбалансированности рациона питания на уровень активности во время тренировок», «Вли­яние настроения на ежедневную трату денежных средств», «Влияние укрепляющих упражнений на настроение», «Повышение эффективности распоряжения временем путем ежедневного плани­рования», «Влияние утреннего контрастного душа на работоспособность в первой половине дня».

Далее студенты самостоятельно планируют свой эксперимент и обсуждают в микрогруп­пах. В ходе проведения эксперимента, который длится не менее месяца, осуществляются проме­жуточный контроль и оформление эксперимента. По итогам работы проводится конференция на тему «Эксперимент в нашей жизни», во время которой студенты представляют результаты работы, отвечают на вопросы, а также осуществляют рефлексию своей экспериментальной деятельности с позиции экспериментатора и испытуемого.

Такие мероприятия проходят в эмоционально заряженной атмосфере и никого не оставляют равнодушным. При этом большинство студентов не только говорят о пользе для себя подобной ра­боты, но и демонстрируют желание проводить ее дальше. Таким образом, это становится задачей развития для студента, в ходе решения которой формируются его профессионально важные качест­ва и способности, а также происходит его личностное развитие.

Литература

  1. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. СПб. : Алетейя, 2003.
  2. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М. : Изд. центр «Академия», 2000.
  3. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М. : Интерпракс, 1995.
  4. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского). М. : Тривола, 1994.

Информация об авторах

Тимашева Лариса Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и развития ВГСПУ, Россия, e-mail: lavtim@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3546
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 2