Образовательная биография в контексте психологического исследования

Аннотация

The article is about an educational biography, that is characterized as a possible means of psychological research.

Общая информация

Ключевые слова: биографический текст, образовательная биография

Рубрика издания: Психологическая культура современного учителя

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Воля Е.С. Образовательная биография в контексте психологического исследования // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

Решая задачу соотнесения метода и исследуемого предмета [8], которая приобретает особую насущность для изучения ценностных оснований образования [2; 3], мы обращаемся к возможно­сти биографических описаний и полагаем, что биографический текст может быть успешно исполь­зован в анализе существенных моментов личностных позиций педагога (в отношении к его соб­ственной профессиональной деятельности) и их изменения.

Биографический текст предлагается рассматривать как материал для описания и как сред­ство психологического исследования. В достаточно полном биографическом (или автобиографи­ческом) тексте в целях психологического анализа можно выделять образовательные аспекты, свя­занные с учением, обучением и образованием. Но возможно также использовать биографический текст как средство психологического исследования – предложить учащему или учащемуся напи­сать свою образовательную биографию. Определим образовательную биографию в широком смыс­ле как описание опыта приобретения знаний, умений, навыков (и компетенций) в сфере профессио­нальной деятельности.

Психологический анализ личностного роста в педагогической [6] деятельности требует уче­та по меньшей мере следующих элементов:

– выраженность интереса к учению как собственному действию и к обучению как социаль­но обусловленному процессу;

– мотивационный аспект учения и обучения;

– образ ученика;

– авторитетность учителя;

– традиции учения и обучения (семейные и социальные);

– идеалы учения и обучения и их временная локализация;

– сознательные предпочтения индивидуальной или коллективной форм учения и обучения;

–  эмоционально насыщенные и прецедентные события[10] учения и обучения, фиксируемые трудности учения и обучения;

– метафоры учения и обучения.

Особый интерес представляет культурно-исторический контекст образовательной биогра­фии. Внимание обращается на стиль написания биографии, характерный для определенного исто­рического времени [1], определенных бытовых обстоятельств, позволяющий характеризовать место образовательной культуры в жизни человека и общества [5].

Существенным моментом являются анализ образовательных целей, которые ставит человек, их возрастная специфика, плотность, расширение, преобразование, а также возможная реализация, реальная завершенность.

Прецедентное событие [10] характеризуется, как правило, причинно-следственными связя­ми, влиянием на последующие образовательные и профессиональные выборы. В описании феноме­на прецедентности обращается внимание на принятие событий спонтанно, большего значения кон­текстной ситуации, связанной, как правило, со значимыми людьми в ранних возрастах, и более кри­тичной в зрелых возрастах, нормируемых человеком, выстраивающим свои отношения. При описа­нии контекстного плана прецедентных событий особое значение приобретают метафоры обучения, семейные традиции [12] и истории, связанные с обучением, образовательный пример родителей, модальность отношения значимых людей к учению, их образовательная направленность и харизма.

По проведенным нами исследованиям, студенты педагогических специальностей в большей степени обращают внимание на прецедентные события, повлиявшие на характер их обучения и выбор профессии педагога, по сравнению со студентами психологических специальностей, кото­рые описывают трудности и проблемы обучения. Эта тенденция нуждается в дальнейшем уточне­нии: в какой мере она является проявлением личных особенностей, влияющих, в том числе, и на выбор профессии, или это задано определенной культурой отношения к профессиональной дея­тельности в процессе обучения.

Обозначим ряд источников для психологической интерпретации.

1. Биографические (автобиографические) описания признанных учителей [4] для выявления педагогической харизмы, направленности, ценностно-смыслового отношения к учительству [7], пе­дагогической миссии (служения по призванию) [3], задающих канон в профессии.

2. Сравнительные исследования биографических (автобиографических) текстов разных эпох, демонстрирующие образование в культуре и культуру в образовании.

3. Биографические (автобиографические) описания педагогических династий как феномен служения, своеобразный «синдром предков», когда выбор профессионального пути соотносится с семейными ценностями [12], а отношение к делу соизмеряется с неким поведенческим эталоном, который задают родители и прародители.

4. Образовательные автобиографические тексты педагогов и студентов педагогических спе­циальностей, характеризующие ресурсные возможности построения профессионального пути.

Наш анализ биографических и автобиографических текстов признанных учителей [4] и др. показывает их стойкий интерес к учению на протяжении всей жизни, признание ими авторитета других учителей [5], а также предпочтение собственного учения перед обучением других. Эта уста­новка личностного роста учащего по видимости задает как «свободу учиться» для учащихся, так и готовность самого учащего учиться у своих учеников.

Нам думается, что образовательная биография (автобиография) может служить также ресур­сом для самоинтерпретации и самопостроения профессионального пути, осмысления своеобраз­ных точек роста в профессии, стремления к «идеальной форме» как ученичества, так и учительства.

Литература

  1. Анненский А.Н. Н.В. Гоголь. Его жизнь и литературная деятельность. С.-Петeрбург, 1894.
  2. Воля Е.С. К проблеме изучения личностного роста педагога // Вестник РГГУ. М., 2010.
  3. Воля Е.С. Архетип учительства // Вестник ПСТГУ. М., 2010.
  4. Гессен С.И. Мое жизнеописание // Он же. Избранные сочинения. М.: Рос. полит. энцикл. (РОС­СПЭН), 1998. С. 723–782.
  5. Киреевский И.В., Киреевский П.В. Полное собрание сочинений: в 4 т. Т. 4: Материалы к биографи­ям. Восприятие и оценка личности и творчества. Калуга, 2006.
  6. Кудрявцев В.Т. Предпосылки личностного роста в образовании // Кудрявцев В.Т., Уразалиева Г.К., Кириллов И.Л. Личностный рост ребенка в дошкольном образовании. М., 2003.
  7. Мюнстерберг Г. Психология и учитель. М., 1910.
  8. Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий: логическое введение в историю науки. СПб. : Наука, 1997.
  9. Сапогова Е.Е. Событие в структуре биографического текста // Культурно-историческая психология. 2006. №1. C. 60–64.
  10. Сапогова Е.Е. Событие в структуре биографического текста // Культурно-историческая психоло­гия. 2006. № 1. C. 60–64.
  11. Сапогова Е.Е. За горизонт мысли Л.С. Выготского: значение прецедентности в социально-культурном развитии человека // Культурно-историческая психология. 2009. № 3. C. 42–48.
  12. Флоренский Павел, священник. Завещание (Детям моим. Воспоминания прошлых дней. Генеало­гические исследования. Из соловецких писем. Завещание) / сост.: игумен Андроник (Трубачев), М.С. Труба­чева, Т.В. Флоренская, П.В. Флоренский; предисл. и коммент. игумена Андроника (Трубачева). М.: Моск. ра­бочий, 1992.

Информация об авторах

Воля Елена Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент, Российская академия образования, Москва, Россия, e-mail: elenavolya@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2076
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 1