Ценностно-смысловые компоненты психологической культуры педагога

Аннотация

The article examines the issues of the phenomena of teacher’s psychological culture from the point of his or her tendency to self development, professional competence, psychological literacy and search for the meaning in his or her professional activity.

Общая информация

Ключевые слова: психологическая культура личности, психологическая грамотность, ценностно-смысловые компоненты, смыслообразование

Рубрика издания: Психологическая культура современного учителя

Для цитаты: Зотова Н.Г. Ценностно-смысловые компоненты психологической культуры педагога // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

Исследования, раскрывающие природу смыслообразования в учебной и педагогической дея­тельности, концептуально ориентированы на поиск ресурсов повышения профессионального уров­ня и реализации творческого потенциала психологов и педагогов образования России. Кроме того, целенаправленно выявляется тема актуализации присвоения системы психологических знаний как обязательной составляющей профессиональной деятельности педагогов, не только повышающей ее гуманистическую направленность, но и стимулирующей эффективность и конкурентоспособ­ность российского образования.

По мнению многих исследователей (Л.С. Колмогорова, Н.И. Лифинцева, Г.М. Понарядова), контакты с учителями и учащимися свидетельствуют, что большего успеха в учебно-воспитательной работе достигают учителя, постоянно читающие психологическую литературу и осмысливающие ее с позиций потребностей практики. Профессиональные неудачи отмечаются чаще у тех учите­лей, кто относится к психологическим знаниям скептически, настаивает на бесполезности знаком­ства с психологической литературой.

Затруднения в учении или отклонения в поведении учащихся эти учителя объясняют изна­чально присущими им «плохими» качествами характера и способностей; дурным влиянием роди­телей, улицы и т.п. характеристики, составляемые на учащихся, вместо объективных полных све­дений о личности содержат субъективный набор штампов. Один из путей преодоления негативных обстоятельств школьной жизни — повышение психологической культуры учителя. Основы ее за­кладываются в период изучения психологических дисциплин в вузе.

Наиболее эффективными выступают инновационные, социальные образовательные техноло­гии, ориентированные на «конструирование» сознания профессионала, гуманитарного стиля мыш­ления, принципиально иного типа отношений к миру, другому человеку, к себе. Это становится воз­можным на основе психотехнического подхода в психолого-педагогическом образовании, реализа­ция которого повышает уровень саморегуляции студентов, способность к преодолению внутрен­них и межличностных конфликтов, содействует переструктурированию потребностей и ценност­ных ориентаций.

Но основная сфера реализации определенного уровня психологической культуры – это, ко­нечно же, реальная профессиональная деятельность педагога, где все просчеты «психологизации», проявляющиеся в доминирующей теоретизации, абстрактности, безадресности, «бездетности» пси­хологии, проявляются и расцветают в виде профессиональной некомпетентности и психологиче­ской безграмотности учителей.

Одним из самых действенных и надежных способов ослабления негативных и активизации положительных факторов при формировании психологической культуры является повышение роли самообразования, обеспечивающего интенсивное пополнение знаний. Однако педагог должен дой­ти до осознания момента бесперспективности, бесполезности и даже вредности своих профессио­нальных действий, для того чтобы обеспечить процесс своего роста посредством включения меха­низма самореализации другим образом.

Мы согласны с Е.А. Климовым [1, с. 45] в том, что минимальный «необходимый уровень развития психологической культуры – психологическая грамотность». Но ведь понятие профессио­нальной культуры вообще и психологической, в частности, предполагает гораздо более сложную структуру. И есть системообразующие компоненты, отвечающие за высокий уровень развития и функционирования рассматриваемой культуры, какая в контексте деятельности педагога опреде­ляет в конечном итоге, состоялся ли он как личность и как профессионал.

О психологической культуре человека можно говорить в контексте различных сфер жизне­деятельности (профессиональной, личной) с учетом ряда особенностей (национальных, возраст­ных и т.д.). Профессиональная психологическая культура определяется спецификой той или иной деятельности (учителя, врача, менеджера и т.д.), особенностями решаемых задач. Как правомерно считает Л.С. Колмогорова, базисная психологическая культура личности определяется наличием характеристик, параметров, определяющих готовность эффективно решать широкий круг повсед­невных задач независимо от особенностей узких, специальных видов деятельности, выполнять ши­рокий спектр социальных ролей безотносительно к конкретной профессиональной деятельности [2, с. 24]. Но только относительно педагогической деятельности такое разделение вряд ли умест­но. Специфика педагогической деятельности, ее уникальная цель состоят в творении субъективно­го мира другого человека, в создании другой «субъективной реальности». Главное предназначение педагогической реальности заключается в воспроизведении целостной сущности человека. Педа­гогическая деятельность всегда находится «в оболочке» какой-либо другой деятельности, в учеб­ной, игровой, физкультурно-оздоровительной…

В работе А.Б. Орлова дается следующее определение профессиональной психологической культуры педагога: «Подлинная психологическая культура учителя предполагает культуру его убеж­дений, переживаний, представлений и влияний, проявляющуюся в отношении и к самому себе (преж­де всего!), и к учащимся. Такая культура является результатом постепенного преодоления и изжи­вания невротических (т. е. неаутентичных, иллюзорных) компонентов собственного внутреннего мира в разного рода психотерапевтических по своей сути практиках» [3, с. 146]. Тем самым закла­дывается необходимость исследования ценностно-смысловых компонентов психологической куль­туры в педагогической профессии, которые можно представить как результат осознанного отреф­лексированного отношения педагогов к своей жизни и профессии; как способность педагогиче­ского коллектива к непрерывному процессу смыслообразования, определяющего насыщенность и удовлетворенность актуальных потребностей каждого педагога в его устремленности к позитив­ной самореализации в различных смысловых реалиях профессии; как совокупность личностно зна­чимых и личностно ценных стремлений, идеалов, убеждений, взглядов, позиций, отношений и т.д.

Действительно, наполненность жизни педагога каким-либо адекватным сущности его про­фессиональной деятельности устойчивым смыслом, феноменологически проявляется в энергии, жизнестойкости, терпеливом и внимательном отношении к Другому, а отсутствие смысла выра­жается в депрессии, подверженности психическим расстройствам и соматическим заболеваниям.

В связи с этим необходимо выделить уточняющие понятия, отражающие различные уров­ни осознания человеком окружающей действительности: ситуативный смысл, жизненный смысл (жизненная необходимость), смысл жизни (развитие и стремление), смысл бытия (сверхсмысл). Данные понятия являются обобщающими категориями, включающими в себя более частные смыс­ловые образования и отражающие иерархические взаимосвязи между компонентами мотивационно­потребностной, ценностно-смысловой сфер личности и разноуровневыми структурами сознания. Основываясь на вышесказанном, можно сказать, что личностные смыслы выступают связующим звеном между различными подсистемами личности. Являясь компонентами более сложной систе­мы – личности, они сами представляют систему, организованную в определенной иерархической последовательности, отражающую процессы развития и функционирования сознания человека и его психологической культуры. Несомненно, даже отрицая наличие смысловой устремленности, каждый педагог имеет определенным образом организованную динамическую систему личностных смыслов, содержание которой распаковывает его отношение к себе, своей жизни, к другим людям, открывает профессиональные позиции и стратегии развития. Даже отсутствие таковых также де­монстрирует его систему смыслов, т. к. всегда существует иерархия, соподчинение значимых со­бытий, переживаний и ситуаций, а «из песни, как известно, слов не выкинешь».

Исследование механизмов смыслообразования в педагогической деятельности как совокуп­ности векторов позволит раскрыть целый ряд разнородных контекстов профессии педагога как ин­тегрального, динамического процесса, отражающего не только реалии труда, но и особенности воспроизведения профессионально-психологической культуры педагога, т. к. процесс вырабаты­вания смыслов – универсальный механизм, присутствующий на разных уровнях его профессио­нальной активности, обладающий функциями регуляции и саморегуляции параметров деятельно­сти на основе значимых критериев.

Литература

  1. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: МГУ, 1988.
  2. Колмогорова Л.С. Становление психологической культуры как ориентир современного образова­ния // Педагог. 2005. № 3.
  3. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики: пособие для студ. психол. фак. М., 1995.

Информация об авторах

Зотова Наталья Георгиевна, кандидат педагогических наук, зав. кафедры психологии, доцент, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Россия, e-mail: natzotova@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4173
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 9