Особенности аксиологической направленности преподавателей и студентов вуза

Аннотация

The article considers some features of value sphere of university staff and students. Both similarity and distinctions in an orientation of values are shown.

Общая информация

Ключевые слова: ценности, преподавательский состав, студент, аксиологическая направленность личности

Рубрика издания: Психологическая культура современного учителя

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Капцов А.В., Смирнова М.В. Особенности аксиологической направленности преподавателей и студентов вуза // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

Коренные социальные преобразования в стране приводят к появлению новых социальных норм и ценностей, трансформации существующих правил и образцов поведения. Новый жизнен­ный опыт личности, изменение жизненных планов приводят к переоценке системы ценностей. Не­смотря на консервативность системы образования, в ней тоже происходят изменения в различных аспектах, поэтому исследование особенностей аксиологической направленности субъектов педа­гогического процесса в современном вузе является весьма актуальным, тем более что преподавате­ли вузов, как, впрочем, и образовательных учреждений других уровней, всячески избегают их из­учения. При подключении к исследованию «административного ресурса» результаты психологи­ческой диагностики характеристик преподавателей получаются в значительной степени искажен­ными [6]. В то же время роль преподавателя в формировании ценностной сферы студентов, обуча­ющихся по классической форме, значительно выше [1] по сравнению с той же его ролью в работе со студентами дистанционной формы обучения [2].

Данное эмпирическое исследование было проведено среди преподавателей с их согласия в нескольких вузах г.Самары. В результате оказалось, что выборка исследования состояла как из мо­лодых, так и опытных преподавателей в основном гуманитарных дисциплин (философия, культу­рология, отечественная история, иностранный язык и т.д.). Возрастной диапазон преподавателей составил 25–60 лет (среднее – 36,2), общее количество – 104 человека. В качестве диагностической методики использовался тест личностных ценностей (ТЛЦ) [4], имеющий несколько степеней за­щиты от фальсификации. В результате первичной обработки данных из выборки были удалены 33 человека, данные тестирования которых не соответствовали требованиям достоверности. Студенче­ская выборка состояла из 206 студентов 2 – 5-х курсов (8 учебных групп). Для определения аксио­логической направленности личности ценности подвергались эксплораторному факторному ана­лизу с использованием критерия Кайзера. Аксиологический тип личности испытуемых определял­ся с помощью кластерного анализа (метод k-средних).

В результате проведенных исследований установлено, что среди как студентов, так и препо­давателей статистически значимо выделяются три аксиологических типа личности: гармоничный (47% студентов и 38% преподавателей), характеризующийся умеренной выраженностью всех вось­ми диагностируемых ценностей; гипераксиальный (соответственно 29 и 31%), у которого высокий уровень выраженности всех ценностей, и наконец, гипоаксиальный (ценностно-маргинальный, по терминологии Л.В.Карпушиной [5]), характеризующийся низким уровнем всех диагностируемых личностных ценностей (соответственно 24 и 31%). Несмотря на видимые различия в соотношении представленности типов в выборках преподавателей и студентов, статистически значимых разли­чий по угловому критерию Фишера обнаружено не было. Поскольку структура аксиологической направленности личности различается в зависимости от аксиотипа личности, то дальнейшее рас­смотрение результатов изложим отдельно для каждого типа.

Структура аксиологической направленности преподавателей, относящихся к гармоничному типу, состоит из четырех независимых факторов (дисперсия 80,6%): индивидуальная направлен­ность, или, как ее часто называют в литературе «направленность на себя»; направленность на вза­имоотношения; прагматическая направленность, состоящая из ценности достижения и материаль­ного благополучия; творческая направленность. В структуре аксиосферы того же типа личности студентов выделяются всего две направленности (дисперсия 64,4%): традиционная гуманистиче­ская [5], дополненная ценностью индивидуальности, и прагматическая.

В структуре аксиосферы гипераксиального типа преподавателей также выделено четыре неза­висимых фактора (дисперсия 80,6%): прагматическая направленность, состоящая из ценностей до­стижения, престижа и материального благополучия; творческая направленность, дополненная цен­ностью духовного удовлетворения; направленность на взаимоотношения в совокупности с ценно­стью саморазвития; индивидуалистическая направленность. В структуре аксиосферы студентов вы­делено три фактора (дисперсия 76,7%), однако независимыми можно назвать только первые два. Это гуманистическая направленность и прагматическая, состоящая всего из двух ценностей – престижа и материального благополучия. Третий фактор, относящийся к индивидуалистической направлен­ности, имеет взаимосвязь с гуманистической направленностью (коэффициент корреляции 0,538).

Таким образом, сравнительный анализ структуры аксиологической направленности препода­вателей и студентов показал, что когнитивная сложность аксиосферы преподавателей всегда выше, чем она же у студентов. Наибольший вес в структуре аксиосферы студентов, также как и у двух ти­пов преподавателей, имеет гуманистическая направленность, а у преподавателей, принадлежащих к гипоаксиальному типу, преобладает прагматическая направленность, хотя в исследовании при­нимали участие преподаватели гуманитарных дисциплин. Аналогичная закономерность была об­наружена при исследовании студенческой выборки четвертого курса.

В заключение следует отметить еще одну закономерность, связанную со сравнительным ана­лизом аксиосфер преподавателей и студентов. Поскольку в выборке исследования присутствовали некоторые преподаватели и группы студентов, участвовавшие в совместном педагогическом процес­се, то появилась возможность провести вычислительный эксперимент по определению ценностного единства отдельного преподавателя со студентами учебной группы. В работе [4] исследована взаи­мосвязь ценностного единства и социально-психологического климата в производственных бригадах. Исследование было проведено с помощью агломеративного иерархического кластерного анализа.

В результате установлено, что степень ценностного единства преподавателя с учебной груп­пой определяется двумя факторами: во-первых, степенью ценностного единства студентов в груп­пе; во-вторых, расхождением между ценностями преподавателя и ценностным единством группы. Чем однороднее аксиосфера студентов в группе и неординарнее ценностная структура преподава­теля, тем вероятнее наблюдение низкого ценностного единства, а следовательно, большей дистан­ции между преподавателем и студентами, меньшего уровня доверия.

Литература

  1. Бездухов В.П., Бездухов А.В. Ценностный подход к формированию гуманистической направленно­сти студента – будущего учителя. Самара: СГПУ, 2000.
  2. Волов В.Т., Сопов В.Ф., Капцов А.В. Психологический мониторинг в дистанционном образовании. Самара: СГПУ, 2000.
  3. Капцов А.В., Карпушина Л.В. Психологическая диагностика аксиосферы личности. Самара: Со­дружество, 2008.
  4. Карпушина Л.В., Капцов А.В. Психология ценностей российской молодежи. Самара: СНЦ РАН, 2009.
  5. Карпушина Л.В. Структура жизненных ценностей различных социальных групп студентов вузов: дис. … канд. психол. наук. Самара, 2003.
  6. Огороднова О.В., Баранова О.Н. Особенности аксиологической сферы личности молодых препода­вателей вузов // Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в современной России: мате­риалы Третьей Всерос. науч.-практ.конф. Самара: СамЛюксПринт, 2010. С. 213–217.

Информация об авторах

Капцов Александр Васильевич, доктор психологических наук, кандидат технических наук, руководитель научно-исследовательского центра, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», Самарский филиал (СФ ГАОУ ВО МГПУ), Самара, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7999-6546, e-mail: avkaptsov@mail.ru

Смирнова Марина Владимировна, консультант Департамента кадрового обеспечения МВД России, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 3398
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 0