Особенности аксиологической направленности преподавателей и студентов вуза
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: ценности, преподавательский состав, студент, аксиологическая направленность личности
Рубрика издания: Психологическая культура современного учителя
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Капцов А.В., Смирнова М.В. Особенности аксиологической направленности преподавателей и студентов вуза // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Коренные социальные преобразования в стране приводят к появлению новых социальных норм и ценностей, трансформации существующих правил и образцов поведения. Новый жизненный опыт личности, изменение жизненных планов приводят к переоценке системы ценностей. Несмотря на консервативность системы образования, в ней тоже происходят изменения в различных аспектах, поэтому исследование особенностей аксиологической направленности субъектов педагогического процесса в современном вузе является весьма актуальным, тем более что преподаватели вузов, как, впрочем, и образовательных учреждений других уровней, всячески избегают их изучения. При подключении к исследованию «административного ресурса» результаты психологической диагностики характеристик преподавателей получаются в значительной степени искаженными [6]. В то же время роль преподавателя в формировании ценностной сферы студентов, обучающихся по классической форме, значительно выше [1] по сравнению с той же его ролью в работе со студентами дистанционной формы обучения [2].
Данное эмпирическое исследование было проведено среди преподавателей с их согласия в нескольких вузах г.Самары. В результате оказалось, что выборка исследования состояла как из молодых, так и опытных преподавателей в основном гуманитарных дисциплин (философия, культурология, отечественная история, иностранный язык и т.д.). Возрастной диапазон преподавателей составил 25–60 лет (среднее – 36,2), общее количество – 104 человека. В качестве диагностической методики использовался тест личностных ценностей (ТЛЦ) [4], имеющий несколько степеней защиты от фальсификации. В результате первичной обработки данных из выборки были удалены 33 человека, данные тестирования которых не соответствовали требованиям достоверности. Студенческая выборка состояла из 206 студентов 2 – 5-х курсов (8 учебных групп). Для определения аксиологической направленности личности ценности подвергались эксплораторному факторному анализу с использованием критерия Кайзера. Аксиологический тип личности испытуемых определялся с помощью кластерного анализа (метод k-средних).
В результате проведенных исследований установлено, что среди как студентов, так и преподавателей статистически значимо выделяются три аксиологических типа личности: гармоничный (47% студентов и 38% преподавателей), характеризующийся умеренной выраженностью всех восьми диагностируемых ценностей; гипераксиальный (соответственно 29 и 31%), у которого высокий уровень выраженности всех ценностей, и наконец, гипоаксиальный (ценностно-маргинальный, по терминологии Л.В.Карпушиной [5]), характеризующийся низким уровнем всех диагностируемых личностных ценностей (соответственно 24 и 31%). Несмотря на видимые различия в соотношении представленности типов в выборках преподавателей и студентов, статистически значимых различий по угловому критерию Фишера обнаружено не было. Поскольку структура аксиологической направленности личности различается в зависимости от аксиотипа личности, то дальнейшее рассмотрение результатов изложим отдельно для каждого типа.
Структура аксиологической направленности преподавателей, относящихся к гармоничному типу, состоит из четырех независимых факторов (дисперсия 80,6%): индивидуальная направленность, или, как ее часто называют в литературе «направленность на себя»; направленность на взаимоотношения; прагматическая направленность, состоящая из ценности достижения и материального благополучия; творческая направленность. В структуре аксиосферы того же типа личности студентов выделяются всего две направленности (дисперсия 64,4%): традиционная гуманистическая [5], дополненная ценностью индивидуальности, и прагматическая.
В структуре аксиосферы гипераксиального типа преподавателей также выделено четыре независимых фактора (дисперсия 80,6%): прагматическая направленность, состоящая из ценностей достижения, престижа и материального благополучия; творческая направленность, дополненная ценностью духовного удовлетворения; направленность на взаимоотношения в совокупности с ценностью саморазвития; индивидуалистическая направленность. В структуре аксиосферы студентов выделено три фактора (дисперсия 76,7%), однако независимыми можно назвать только первые два. Это гуманистическая направленность и прагматическая, состоящая всего из двух ценностей – престижа и материального благополучия. Третий фактор, относящийся к индивидуалистической направленности, имеет взаимосвязь с гуманистической направленностью (коэффициент корреляции 0,538).
Таким образом, сравнительный анализ структуры аксиологической направленности преподавателей и студентов показал, что когнитивная сложность аксиосферы преподавателей всегда выше, чем она же у студентов. Наибольший вес в структуре аксиосферы студентов, также как и у двух типов преподавателей, имеет гуманистическая направленность, а у преподавателей, принадлежащих к гипоаксиальному типу, преобладает прагматическая направленность, хотя в исследовании принимали участие преподаватели гуманитарных дисциплин. Аналогичная закономерность была обнаружена при исследовании студенческой выборки четвертого курса.
В заключение следует отметить еще одну закономерность, связанную со сравнительным анализом аксиосфер преподавателей и студентов. Поскольку в выборке исследования присутствовали некоторые преподаватели и группы студентов, участвовавшие в совместном педагогическом процессе, то появилась возможность провести вычислительный эксперимент по определению ценностного единства отдельного преподавателя со студентами учебной группы. В работе [4] исследована взаимосвязь ценностного единства и социально-психологического климата в производственных бригадах. Исследование было проведено с помощью агломеративного иерархического кластерного анализа.
В результате установлено, что степень ценностного единства преподавателя с учебной группой определяется двумя факторами: во-первых, степенью ценностного единства студентов в группе; во-вторых, расхождением между ценностями преподавателя и ценностным единством группы. Чем однороднее аксиосфера студентов в группе и неординарнее ценностная структура преподавателя, тем вероятнее наблюдение низкого ценностного единства, а следовательно, большей дистанции между преподавателем и студентами, меньшего уровня доверия.
Литература
- Бездухов В.П., Бездухов А.В. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студента – будущего учителя. Самара: СГПУ, 2000.
- Волов В.Т., Сопов В.Ф., Капцов А.В. Психологический мониторинг в дистанционном образовании. Самара: СГПУ, 2000.
- Капцов А.В., Карпушина Л.В. Психологическая диагностика аксиосферы личности. Самара: Содружество, 2008.
- Карпушина Л.В., Капцов А.В. Психология ценностей российской молодежи. Самара: СНЦ РАН, 2009.
- Карпушина Л.В. Структура жизненных ценностей различных социальных групп студентов вузов: дис. … канд. психол. наук. Самара, 2003.
- Огороднова О.В., Баранова О.Н. Особенности аксиологической сферы личности молодых преподавателей вузов // Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в современной России: материалы Третьей Всерос. науч.-практ.конф. Самара: СамЛюксПринт, 2010. С. 213–217.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3387
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 4