Этнорегиональные особенности организации образовательной системы для детей коренных малочисленных народов Севера
Общая информация
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Айварова Н.Г. Этнорегиональные особенности организации образовательной системы для детей коренных малочисленных народов Севера // Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития.
Фрагмент статьи
В данной работе обозначены некоторые проблемы организации образовательной среды для детей коренных малочисленных народов Севера (КМНС) в рамках перехода на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Кардинальное отличие стандартов нового поколения – ориентация на конкретные результаты образования – формирование личности, способной адаптироваться и реализоваться в современном динамичном поликультурном обществе, формирование универсальных учебных действий (УУД) [2]. Достижение такого результата возможно только при грамотном учете этнокультурных и региональных особенностей развития детей. Социокультурные условия развития детей КМНС имеют специфические особенности [1].
Полный текст
В данной работе обозначены некоторые проблемы организации образовательной среды для детей коренных малочисленных народов Севера (КМНС) в рамках перехода на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Кардинальное отличие стандартов нового поколения – ориентация на конкретные результаты образования – формирование личности, способной адаптироваться и реализоваться в современном динамичном поликультурном обществе, формирование универсальных учебных действий (УУД) [2]. Достижение такого результата возможно только при грамотном учете этнокультурных и региональных особенностей развития детей. Социокультурные условия развития детей КМНС имеют специфические особенности [1].
I. Особенности социализации КМНС, которые благоприятствуют реализации задач ФГОС, развитию УУД:
-
Ранняя включенность детей в трудовые отношения взрослых, что способствует относительно раннему развитию автономности, ответственности детей.
-
Дифференциация воспитания мальчиков и девочек способствует гармоничной половой идентификации подрастающего поколения.
-
Природосообразность развития. Ребенок развивается в рамках определенного конкретного социума при четкой привязанности к конкретным взрослым, как отмечает Д.И. Фельдштейн не в ситуации разрозненных связей [3]. Особенно ценно то, что в условиях сельской местности сохраняется «вертикальное» общение среди детей разных возрастов.
-
Компактность культурно-образовательной среды образовательного учреждения. В сельской местности более благоприятные условия для создания культурно-образовательного комплекса, сотрудничества всех субъектов образовательного пространства – учителей, учащихся и родительской общественности.
II. Особенности социализации, которые требуют компенсации и дополнительных психолого-педагогических вмешательств:
-
Статус сельского жителя. В общественном сознании проживание в сельской местности в нашей стране закрепилось как менее престижное, что негативно может сказаться на формировании Я-концепции сельских детей.
-
Обучение в условиях школы-интерната, в отрыве от родного дома, от родителей. Особое внимание необходимо уделить компенсации семейного воспитания (создание семейно-ориентированной образовательной системы) и формированию регулятивных УУД.
-
Статус этнического меньшинства, часто сопровождающийся неадекватной самооценкой и нарушением идентичности.
-
Билингвизм. Основным типом билингвизма, характерным для России, является национально-русское двуязычие, такой билингвизм не является социально престижным.
-
Относительно однородный социальный статус населения в сельской местности, ограниченность сфер общения и отсутствие модели умственного труда взрослых.
Литература
- Айварова Н. Г. Социально-психологические особенности социализации учащихся из числа коренных малочисленных народов Севера (Методические материалы для работы со слушателями подготовительного отделения) [Текст] / Н. Г. Айварова. – Ханты-Мансийск, 2010. – 96 с.
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / Рос.акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – 39 с. – (Стандарты второго поколения).
- Фельдштейн Д. И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития [Текст] / Д. И. Фельдштейн / Вестник практической психологии образования: научно-методический журнал №2(23). – 2010. – С.12–18.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1950
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 73
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1