Этнорегиональные особенности организации образовательной системы для детей коренных малочисленных народов Севера

65

Общая информация

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Айварова Н.Г. Этнорегиональные особенности организации образовательной системы для детей коренных малочисленных народов Севера // Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития.

Фрагмент статьи

В данной работе обозначены некоторые проблемы организации образова­тельной среды для детей коренных малочисленных народов Севера (КМНС) в рамках перехода на федеральные государственные образовательные стандар­ты (ФГОС). Кардинальное отличие стандартов нового поколения – ориента­ция на конкретные результаты образования – формирование личности, спо­собной адаптироваться и реализоваться в современном динамичном поликуль­турном обществе, формирование универсальных учебных действий (УУД) [2]. Достижение такого результата возможно только при грамотном учете этно­культурных и региональных особенностей развития детей. Социокультурные условия развития детей КМНС имеют специфические особенности [1].

Полный текст

В данной работе обозначены некоторые проблемы организации образова­тельной среды для детей коренных малочисленных народов Севера (КМНС) в рамках перехода на федеральные государственные образовательные стандар­ты (ФГОС). Кардинальное отличие стандартов нового поколения – ориента­ция на конкретные результаты образования – формирование личности, спо­собной адаптироваться и реализоваться в современном динамичном поликуль­турном обществе, формирование универсальных учебных действий (УУД) [2]. Достижение такого результата возможно только при грамотном учете этно­культурных и региональных особенностей развития детей. Социокультурные условия развития детей КМНС имеют специфические особенности [1].

I. Особенности социализации КМНС, которые благоприятствуют ре­ализации задач ФГОС, развитию УУД:

  • Ранняя включенность детей в трудовые отношения взрослых, что способствует относительно раннему развитию автономно­сти, ответственности детей.
  • Дифференциация воспитания мальчиков и девочек способствует гармоничной половой идентификации подрастающего поколения.
  • Природосообразность развития. Ребенок развивается в рамках определенного конкретного социума при четкой привязанности к конкретным взрослым, как отмечает Д.И. Фельдштейн не в ситу­ации разрозненных связей [3]. Особенно ценно то, что в условиях сельской местности сохраняется «вертикальное» общение среди детей разных возрастов.
  • Компактность культурно-образовательной среды образова­тельного учреждения. В сельской местности более благоприят­ные условия для создания культурно-образовательного комплек­са, сотрудничества всех субъектов образовательного простран­ства – учителей, учащихся и родительской общественности.

II. Особенности социализации, которые требуют компенсации и до­полнительных психолого-педагогических вмешательств:

  • Статус сельского жителя. В общественном сознании прожива­ние в сельской местности в нашей стране закрепилось как ме­нее престижное, что негативно может сказаться на формирова­нии Я-концепции сельских детей.
  • Обучение в условиях школы-интерната, в отрыве от родного дома, от родителей. Особое внимание необходимо уделить компенса­ции семейного воспитания (создание семейно-ориентированной образовательной системы) и формированию регулятивных УУД.
  • Статус этнического меньшинства, часто сопровождающийся неадекватной самооценкой и нарушением идентичности.
  • Билингвизм. Основным типом билингвизма, характерным для России, является национально-русское двуязычие, такой билинг­визм не является социально престижным.
  • Относительно однородный социальный статус населения в сель­ской местности, ограниченность сфер общения и отсутствие мо­дели умственного труда взрослых.

Литература

  1. Айварова Н. Г. Социально-психологические особенности социализации учащихся из числа коренных малочисленных народов Севера (Методические материалы для работы со слушателями подготовительного отделения) [Текст] / Н. Г. Айварова. – Ханты-Мансийск, 2010. – 96 с.
  2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / Рос.акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – 39 с. – (Стандарты второго поколения).
  3. Фельдштейн Д. И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития [Текст] / Д. И. Фельдштейн / Вестник практической психологии образования: научно-методический журнал №2(23). – 2010. – С.12–18.

Информация об авторах

Айварова Нина Геннадьевна, кандидат психологических наук, Югорский государственный университет, доцент, Россия, e-mail: ninaajvarova@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1934
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 65
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1