Развитие социальной компетентности учащихся различной этнической принадлежности в условиях реализации образовательной модели поликультурной школы

35

Общая информация

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Бондарев П.Б. Развитие социальной компетентности учащихся различной этнической принадлежности в условиях реализации образовательной модели поликультурной школы // Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития.

Фрагмент статьи

В многонациональном Краснодарском крае проблема мирного сосуще­ствования представителей различных этносов носит острый характер, су­ществует потребность как в обеспечении этнокультурной идентичности на­циональных групп, находящихся в условиях отрыва от места проживания основной части этноса(армяне, турки-месхетинцы, курды и др.), так и в по­строении продуктивной межэтнической коммуникации. Это формирует со­циальный заказ региональной системе общего образования на организацию обучения основам традиционной культуры и языку, родному для данного этноса; на обеспечение межэтнического диалога и эффективной социали­зации учащихся вне зависимости от их национальной и религиозной при­надлежности. Современная школа в силу своей ориентации на единообра­зие содержания обучения, господства авторитарных педагогических усто­ев, устаревших стереотипов этнокультурного поведения педагогов и уча­щихся, оказывается не готова к их решению. Описанная ситуация опреде­ляет актуальность социально-педагогических проектов, направленных на моделирование в школах поликультурной образовательной среды, ориен­тированной в том числе на развитие социальной компетентности учащихся различной этнической принадлежности.

Полный текст

В многонациональном Краснодарском крае проблема мирного сосуще­ствования представителей различных этносов носит острый характер, су­ществует потребность как в обеспечении этнокультурной идентичности на­циональных групп, находящихся в условиях отрыва от места проживания основной части этноса(армяне, турки-месхетинцы, курды и др.), так и в по­строении продуктивной межэтнической коммуникации. Это формирует со­циальный заказ региональной системе общего образования на организацию обучения основам традиционной культуры и языку, родному для данного этноса; на обеспечение межэтнического диалога и эффективной социали­зации учащихся вне зависимости от их национальной и религиозной при­надлежности. Современная школа в силу своей ориентации на единообра­зие содержания обучения, господства авторитарных педагогических усто­ев, устаревших стереотипов этнокультурного поведения педагогов и уча­щихся, оказывается не готова к их решению. Описанная ситуация опреде­ляет актуальность социально-педагогических проектов, направленных на моделирование в школах поликультурной образовательной среды, ориен­тированной в том числе на развитие социальной компетентности учащихся различной этнической принадлежности.

Наше исследование, проведённое совместно с В.К. Игнатовичем на базе многонациональных сельских школ Краснодарского края в 2006­2010 гг., показало эффективность образовательной модели поликультур­ной школы, включающей: реальный выбор учащимися содержания обра­зования социальной и этнокультурной направленности; организацию об­щешкольных мероприятий на основе поликультурного взаимодействия; социальное проектирование учащимися жизни школы и микросоциума; проведение этнокультурных общешкольных мероприятий, участие де­тей в этнически ориентированных коллективах художественной самодея­тельности; развитые и продуктивные контакты школы с представителями местных национальных общин.

Эмпирическое исследование уровня коммуникативной социальной ком­петентности (КСК) и социально-психологической адаптации (СПА), как компонентов социальной компетентности, проведенное в образователь­ных учреждениях, участвовавших в проекте и в контрольных группах, сре­ди учащихся 9-хи 11-х классов, дало следующие результаты: у учащихся поликультурных школ в показателях коммуникативной социальной компе­тентности преобладают высокий и средний уровни; показатели социально­психологической адаптации распределены по высокому уровню, с незначи­тельным присутствием среднего уровня. В контрольной группе, у учащихся школ, работающих по традиционной образовательной программе, в показа­телях коммуникативной социальной компетентности преобладают средний и низкий уровни; показатели социально-психологической адаптации распреде­лены по среднему уровню, с незначительным присутствием высокого.

Полученные данные свидетельствуют о более высоком уровне сформи­рованности показателей социально-психологической адаптации и комму­никативной компетентности у учащихся школ с поликультурной образова­тельной средой, чему учащихся из обычных школ.

Информация об авторах

Бондарев Пётр Борисович, кандидат философских наук, Кубанский Государственный Университет, доцент, Краснодар, Россия, e-mail: pbondarev@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1757
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 35
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0