Практический опыт развития этнокультурной компетентности студентов-психологов (по материалам этнологической экспедиции)
Общая информация
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Бучек А.А. Практический опыт развития этнокультурной компетентности студентов-психологов (по материалам этнологической экспедиции) // Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития.
Фрагмент статьи
Исследование посвящено анализу результатов межкультурного взаимодействия студенческой молодежи с представителями коренных народов Севера в ходе этнологической экспедиции. Автором рассматривается возможность достижения эффективного межкультурного контакта в поликультурном регионе на основе формирования социальных умений и навыков межэтнического взаимодействия, выступающего условием развития профессиональной эффективности студентов-психологов.
Полный текст
Исследование посвящено анализу результатов межкультурного взаимодействия студенческой молодежи с представителями коренных народов Севера в ходе этнологической экспедиции. Автором рассматривается возможность достижения эффективного межкультурного контакта в поликультурном регионе на основе формирования социальных умений и навыков межэтнического взаимодействия, выступающего условием развития профессиональной эффективности студентов-психологов.
В ходе эмпирического исследования применялся комплекс специально разработанных эмпирических методов, включающий методы психосемантики, тестирование, опрос для изучения эффективности межкультурного взаимодействия.
В исследовании принимали участие члены этнологической экспедиции в места компактного проживания коренных народов Севера (экспериментальная группа). В группу сравнения вошли студенты психолого-педагогического факультета КамГУ имени Витуса Беринга (контрольная группа). Респонденты обеих групп идентифицировали себя с национальностью «русские».
Факторный анализ показал, что респонденты экспериментальной группы имеют более сложную, дифференцированную структуру оценки межгрупповых отношений, максимальные факторные нагрузки имеют переменные, обобщенную характеристику которых можно представить в виде эмоционально-позитивного фона взаимоотношений с представителями северных народов. У студентов, имеющих опыт общения с представителями национальных культур, обнаружены толерантные социальные установки, более дружелюбная позиция в принятии членов национальных аутгрупп. В контрольной группе общий эмоциональный фон семантического пространства оценки отношений к представителям народов Севера был охарактеризован как безучастный и прохладный.
Кластерный анализ семантического пространства структуры межкультурного восприятия в двух группах позволил выявить содержательные особенности, касающиеся связей между характеристиками этнической самоидентификации респондентов: для респондентов экспериментальной группы они состоят из компонентов исключительно собственной гражданской, национальной и территориальной принадлежности, а для респондентов контрольной группы эти компоненты объединяются с группой «европейцы», что свидетельствует о более размытом представлении о себе, как члене определенной этнической общности, менее выраженной позитивной этнической идентичности.
Результаты исследования позволили прийти к заключению о том, что организация взаимодействия с представителями разных этнических культур в ситуации этнологической экспедиции, расширение репертуара эффективных моделей построения взаимоотношений, основанных на знании этнопсихологии, позволяет изменить у студентов восприятие проницаемости межгрупповых границ, создать условия для формирования позитивного эмоционального фона в отношении представителей коренных народов Севера и, в целом, способствовать развитию этнокультурной компетентности участников взаимодействия.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1710
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 27
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0