К проблеме методологии полевых этнопсихологических исследований

60

Общая информация

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Гаврюшина М.К., Ткаченко Н.В. К проблеме методологии полевых этнопсихологических исследований // Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития.

Фрагмент статьи

Говоря о полевых этнопсихологических исследованиях, как об одном из направлений социальной психологии, надо отметить ряд проблемных зон. Во-первых, полевые исследования в изучении культуры не лише­ны методологического оттенка, который присущ методологии социально-психологических исследований (Андреева, 2005). Проблемы методологии раскрываются на всех трех уровнях - общая методология, частная или спе­циальная, и методология как совокупность конкретных приемов исследова­ния (Корнилова, 2002). Но полевые исследования имеют, наравне с общи­ми, свои уникальные проблемы. Часть из них лежит в русле классических вопросов кросскультурных исследований (Садохин, 2004). Один из наибо­лее острых проблемных вопросов в этом ряду, это вопрос о возможности преодоления культурных кодов исследователя при проведении любого типа исследования информанта - наблюдение, опрос и т. д. (Садохин 2004)

Полный текст

Говоря о полевых этнопсихологических исследованиях, как об одном из направлений социальной психологии, надо отметить ряд проблемных зон. Во-первых, полевые исследования в изучении культуры не лише­ны методологического оттенка, который присущ методологии социально-психологических исследований (Андреева, 2005). Проблемы методологии раскрываются на всех трех уровнях - общая методология, частная или спе­циальная, и методология как совокупность конкретных приемов исследова­ния (Корнилова, 2002). Но полевые исследования имеют, наравне с общи­ми, свои уникальные проблемы. Часть из них лежит в русле классических вопросов кросскультурных исследований (Садохин, 2004). Один из наибо­лее острых проблемных вопросов в этом ряду, это вопрос о возможности преодоления культурных кодов исследователя при проведении любого типа исследования информанта - наблюдение, опрос и т. д. (Садохин 2004)

Особого внимания достоин тот аспект полевых этнопсихологических исследований, который связан с личностью исследователя. Имеется в виду необходимость выстраивания программы исследования так, чтобы она не противоречила основным ценностным представлениям исследователя. И здесь возникает ряд острых вопросов, зачастую непреодолимых для начи­нающего полевика:

  1. Несовпадение религиозных, идеологических и политических взглядов у информанта и исследователя (например, буддистко-шаманская бурятская деревня и православно-ориентированные ис­следователи)
  2. Разная степень владения языками друг друга, информанта и иссле­дователя
  3. Собственно, весь спектр слабо преодолимых сложностей при меж­культурной коммуникации, который происходит даже в случае, если исследователь заранее имеет представление об изучаемом культурном сообществе

Однако кроме особенностей получения данных, исследователи зача­стую сталкиваются с методологическими проблемами их интерпретации и построения дальнейшей схемы работы. Реализуя программу исследования в экспедиции, в естественных для респондентов условиях, погружаясь в из­учение индивидуальных историй, семейных и народных преданий, иссле­дователь встречается с новыми интересными и уникальными данными, по­ниманием и представлениями респондентов об их культуре, её отражении в повседневной жизни. Несмотря на свою содержательную наполненность, эта информация зачастую остается за пределами методологии даже каче­ственного исследования. Здесь встает ещё один важный вопрос, ведь игнорирование получаемых сведений очевидно упрощает и искажает картину, но и процедура, с помощью которой можно включить эти данные в иссле­дование, на данный момент фактически не разработана. Подобная ситуация влияет и на возможности полевика разрабатывать и проводить объективные и достаточно достоверные экспериментальные исследования.

Наш опыт этнопсихологических экспедиций (Шелтозеро 2005, Каре­лия 2006, Башкирия 2007, Удмуртия 2007, Удмуртия 2008, Кольский полу­остров 2009, Бурятия 2010 и др.), рефлексия исследовательского материала (записанные интервью, анализ документов) с одной стороны, подтвержда­ет систематические проблемы при изучении в полевых условиях как лично­сти так и группы (Обухов А. С., 2005), с другой стороны, открывает широ­кую перспективу для серьезного и вдумчивого внедрения социологических и психологических методов (в частности, возможность использования нар­ративного подхода) в изучение культуры в ситуации поля.

Информация об авторах

Гаврюшина Мария Константиновна, Московский городской психолого-педагогический университет, аспирант, Москва, Россия, e-mail: gavrushina@ya.ru

Ткаченко Наталья Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0315-8511, e-mail: tkachenkonv@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1834
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 60
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1