Образ ребенка в современных британских и российских СМИ
Общая информация
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Дьяконова И.С. Образ ребенка в современных британских и российских СМИ // Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития.
Фрагмент статьи
Повышенный интерес и активное заимствование воспитательных концепций из других культур, говорит об изменении существующих ценностей в обществе. Современный этап характеризуется наличием новых артефактов в детско-родительских отношениях, в частности, к таким артефактам относится уменьшение контроля родителя за ребенком, под которым мы понимаем регулярные проверки выполнения ребёнком каких-либо норм, правил, законов. Этот факт определил проблему исследования, как особенности представлений о ребенке в российской и британской культуре на основе изучения современных СМИ. Гипотеза: в английской культуре детям приписывается больше обязанностей, чем прав, а в русской культуре - больше прав, чем обязанностей.
Полный текст
Повышенный интерес и активное заимствование воспитательных концепций из других культур, говорит об изменении существующих ценностей в обществе. Современный этап характеризуется наличием новых артефактов в детско-родительских отношениях, в частности, к таким артефактам относится уменьшение контроля родителя за ребенком, под которым мы понимаем регулярные проверки выполнения ребёнком каких-либо норм, правил, законов. Этот факт определил проблему исследования, как особенности представлений о ребенке в российской и британской культуре на основе изучения современных СМИ. Гипотеза: в английской культуре детям приписывается больше обязанностей, чем прав, а в русской культуре - больше прав, чем обязанностей.
В исследовании использовался метод контент-анализа. Был проведён отбор британских и российских статей, посвященных проблемам детства и детско-родительским отношениям, среди которых независимое 3е лицо выбрало наиболее интересные ему. Из них были выбраны такие, в названии которых встречались слова «дети», «ребенок», «детский». Таким образом, в работе были исследованы 12 статей взятые с британских и российских сайтов, посвященных общественно-политическим проблемам: http://www. childrenssociety.org.uk/, http://www.cypnow.co.uk/, http://www.bbc.co.uk/, http://www.komikz.ru/, http://www.kp.ru/, http://www.mk.ru/.
По результатам российской выборки, было выделено, что наибольшее внимание современные СМИ уделяют «проблемам детей» - 15,52 %. Второй по частоте упоминания встречается тема «решение проблем» - 7,24 %.
«Права и возможности» детей российские авторы упоминают в 4,48 % от общего объема текста. Меньше всего в выбранных статьях авторы обратили внимание на такие темы как «удовлетворённость жизнью» - 1,06 % и «проявление проблем» - 0,69 %. Совсем не рассматривалась категория "неудовлетворённость жизнью.
В статьях британских авторов, наибольшее внимание было уделено «образу для подражания» - 14,86 %, «Проблемы детей» встречаются в статьях британских авторов в 13,51 %. Уделяется внимание темам «проявления детских проблем» - 9,46 %, «удовлетворённости жизнью» - 6,76 % и «неудовлетворённости» - 6,08 %. «Права и возможности» упоминаются реже всего - 2,70 %, тему «правил», авторы не затрагивают вовсе.
Таким образом, можно сказать, что существует этнопсихологическая специфика представления о ребенке в СМИ. В британских СМИ образ ребёнка тесно связан с образом, предъявляемым взрослыми, который несёт в себе значимые в обществе права и обязанности. Ребенок предстаёт субъектом отношений, он имеет право на выражение своих чувств и эмоций. В российских СМИ образ ребёнка - объект воздействия взрослых: с одной стороны, он трагический, демонстрирующий многочисленные проблемы, а, с другой, не признающий за этим ребенком наличие собственных эмоций и чувств. Права и обязанности преподносятся напрямую, в виде свода правил, в отрыве от образа, предъявляемого взрослыми.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1890
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 46
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0