Психологическая структура этнокультурной компетентности будущих специалистов социальной сферы (теоретический анализ)
Общая информация
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Жиляева М.С., Коваль Н.А. Психологическая структура этнокультурной компетентности будущих специалистов социальной сферы (теоретический анализ) // Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития.
Фрагмент статьи
Способность к эффективному взаимодействию с представителями различный этнокультурных групп сообществ подразумевает наличие этнокультурной компетентности, в том числе знаний о возможных вариантах взаимодействий, возникающих между людьми, набор определённых навыков общения, приемлемых в различных ситуациях и в отношениях с различными людьми, лингвистических знаний. В современной социальной психологии этнокультурная компетентность рассматривается не только как набор конкретных знаний, умений и навыков, но и как совокупность компетенций, а также характеристик личности, определяющих эффективность его действий в широком социальном этнокультурном контексте. Этнокультурная компетентность будущих специалистов социальной сферы может быть рассмотрена как развивающаяся характеристика личности, которая включает в себя как набор социальных, когнитивных и эмоциональных навыков, необходимых для успешной адаптации в социальной среде, так и как совокупность личностных характеристик, мотивирующий и детерминирующих эффективность действий в различных ситуациях.
Полный текст
Способность к эффективному взаимодействию с представителями различный этнокультурных групп сообществ подразумевает наличие этнокультурной компетентности, в том числе знаний о возможных вариантах взаимодействий, возникающих между людьми, набор определённых навыков общения, приемлемых в различных ситуациях и в отношениях с различными людьми, лингвистических знаний. В современной социальной психологии этнокультурная компетентность рассматривается не только как набор конкретных знаний, умений и навыков, но и как совокупность компетенций, а также характеристик личности, определяющих эффективность его действий в широком социальном этнокультурном контексте. Этнокультурная компетентность будущих специалистов социальной сферы может быть рассмотрена как развивающаяся характеристика личности, которая включает в себя как набор социальных, когнитивных и эмоциональных навыков, необходимых для успешной адаптации в социальной среде, так и как совокупность личностных характеристик, мотивирующий и детерминирующих эффективность действий в различных ситуациях.
Методологический анализ этнокультурной компетентности в процессе общения, происходящего между носителями разных культур, различия между которыми могут приводить к определенным трудностям, позволяет рассматривать данное понятие как в рамках межкультурной коммуникации и межкультурной компетентности, так и в рамках компетенциарного (компетентностного), уровневого, конструкционистского и этнофункционального подходов, подчеркивая именно этнокультурную составляющую, что позволяет учесть сложности в коммуникации и связанные с ними проблемы возникающие у представителей разных культур и представителей разных этнических общностей на различных уровнях взаимодействия и развития отношений.
Структура этнокультурной компетентности с точки зрения компетенциарного (компетентностного) подхода (Ю. М. Жуков, 2004, Коестер, Визерман, Сандерс, 1993, А. Купавская, 2008) может быть представлена тремя компонентами - когнитивным, мотивационным и поведенческим.
Структуру этнокультурной компетентности будущих специалистов социальной сферы (Г. Голошумова, Е. Милованова), с позиций уровневого подхода можно представить следующими компетенциями:
-
Знаниевая компетенция - это знание собственных ценностей и представлений; понимание того, что такие ценности как справедливость или солидарность могут быть относительными; понятие о том, что в мире существует глобальная взаимозависимость и взаимообусловленность.
-
Социальная компетенция - это умение правильно реагировать на стресс; адекватно (культуросообразно) реагировать на возникающие в ситуациях межкультурного общения конфликты и противоречия; способность проявлять эмпатию по отношению к индивидууму - представителю чужой культуры.
-
Самокомпетенция (самооценки) - это умение понять, какое влияние на мое «я» оказывают культурные ценности и представления, какие явления моей культуры или субкультуры формируют мою личность.
-
Деятельностная компетенция (компетенции поступка) - это способность анализировать свою и чужую культуру; умение сознательно моделировать межкультурное общение.
В зарубежных исследованиях межкультурной коммуникации и межкультурной компетентности культурная компетентность (cultural competence) определяется, как способность участвовать в действиях или создавать условия, которые максимизируют оптимальное развитие клиента и клиентских систем (Беннет, 1993, Берри и др., 2007, Мацумото, 2003). Культурно компетентная практика предполагает обретение личностью понимания, знаний и навыков, необходимых для эффективного функционирования в плюралистическом демократическом обществе (в частности - способность общаться, взаимодействовать, вести переговоры, осуществлять профессиональные действия от имени клиентов различного культурного происхождения, эффективно защищать интересы клиентов на организационном и социальном уровне) и, на этой основе, создавать новые теории, методы, политические решения и организационные структуры, которые будут в большей степени учитывать культурные особенности всех социальных групп.
Этнокультурная компетентность может рассматриваться как сложное образование, включающее следующие компоненты:
-
компонент установок, убеждений - понимание собственных культурных основ, влияющих на личные убеждения, ценности и установки культурно разнообразных групп населения;
-
компонент знаний - понимание и осведомленность о культурно обусловленных различиях в мировоззрении у представителей различных социокультурных групп;
-
компонент навыков - способность находить и использовать культу-росообразные стратегии вмешательства в работе с клиентами - выходцами из различных социокультурных групп.
Основные компоненты этнокультурной компетентности включают:
-
Этика и ценности. Необходимость работать в соответствии с ценностями, этикой и стандартами профессии, отдавая отчет как личные и профессиональные ценности могут противоречить или помогать, учесть потребности клиентов из разных культурных групп.
-
Самосознание. Стремление углублять понимание своих личных, культурных ценностей и убеждений, как один из способов понять значение поликультурной идентичности в жизни людей.
-
Кросс-культурные знания. Развитие специализированных знаний и понимания истории, традиций, ценностей, семейных систем и форм художественного самовыражения основных групп клиентов.
-
Межкультурные навыки. Использование соответствующие методологических подходов, навыков и методов, которые отражают понимание роли культуры в процессе жизнедеятельности.
-
Профессиональное обучение. Пропагандирование и участие в образовательных и учебных программах, которые помогают распространению культурной компетентности в рамках той или иной профессии.
-
Языковое разнообразие. Стремление предоставлять или выступление за предоставление информации и услуг на языке клиента, что может включать использование переводчика.
-
Кросс-культурное лидерство. Умение представлять информацию о разнообразных группах клиентов специалистам других профессий.
С позиций этнофункционального методологического подхода (А. В. Сухарев, В. В. Тимохин 1999 - 2006 гг.), который опирается на понимание этнокультурной компетентности как элемента этнической (этноинтегрирующей и этнодифференцирующей) функции психической адаптации к внешним (этносреда) и внутренним условиям, которая реализуется при прохождении сказочно-мифологической, религиозно-этической и технотронно-сциентистской стадий, соответствующих стадиям филогенеза конкретной этнокультурно-исторической формации. Она может быть представлена следующими структурными элементами:
-
когнитивная - этническая идентификация, воспитание и обучение;
-
эмоциональная - определенное отношение человека к внешнему миру и самому себе, отношение к этничности или ее отдельным признакам;
-
моторно-поведенческая - адаптация системы отношений человека к изменению тех или иных этнических условий и связанные с этим этнофункциональные рассогласования или согласования, так как человек в условиях современной цивилизации характеризуется достаточно разнородными этническими признаками социокультурными, биолого-антропологическими, климато-географическими.
Опираясь на понимание развития этнокультурной компетентности как целостного социально-психологического явления (Г. М. Андреева, Т. Г. Стефаненко), содержанием которого является личностное развитие индивида, развитие этнической и культурной грамотности, осознание взаимовлияния, взаимообогащения культур в современном мире, а также развитие интегративных процессов при сохранении самобытности культур, мы рассматриваем следующую ее структуру:
-
осознание, восприятие, эмоциональное оценивание, переживание своей принадлежности к этнической общности (идентификация);
-
способность смотреть на различные ситуации с точки зрения членов другой этнической группы, понимать их видение мира (сензи-тивность);
-
способность к эффективному взаимодействию, интеграции с представителями другой этнокультурной общности (интерактивность);
-
способность адаптировать поведение к особенностям иной культуры (адаптивность);
-
потребность в получении знаний о представителях иной культуры и изменение поведения в соответствии с полученными знаниями (гибкость);
-
способность оценивать собственные действия и переживания при взаимодействии с представителями иной этнокультурной среды и с точки зрения представителей другой культуры (рефлексивность).
Развитие этнокультурной компетентности будущих специалистов социальной сферы предполагает не только позитивное отношение к наличию в обществе различных этнокультурных групп, но и умение понимать их представителей, взаимодействовать с партнерами из других культур, а также гибко адаптировать, изменять и анализировать собственное поведение и действия в процессе общения с представителями других культур.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2679
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 8
Скачиваний
Всего: 94
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0