Этнический танец как способ самовыражения

99

Общая информация

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Ильюкевич И.П. Этнический танец как способ самовыражения // Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития.

Фрагмент статьи

Человек живет метафорами, определяя неизвестное через известное, выстраивая реальность как ряды отражений - зеркала, смотрящие друг в друга. Существуют «Великие Метафоры» - глубокие, традиционные, об­щеупотребительные, причем «общеупотребляемы» они чаще всего неосо­знанно. Несколько таких метафор лежат в основе понимания жизни в це­лом, определяя отношение к внешней и внутренней реальностям.

Полный текст

Человек живет метафорами, определяя неизвестное через известное, выстраивая реальность как ряды отражений - зеркала, смотрящие друг в друга. Существуют «Великие Метафоры» - глубокие, традиционные, об­щеупотребительные, причем «общеупотребляемы» они чаще всего неосо­знанно. Несколько таких метафор лежат в основе понимания жизни в це­лом, определяя отношение к внешней и внутренней реальностям.

Одна из них - «жизнь - это танец» сочетается с использованием древ­них танцевально-двигательных техник для личностного развития, терапии и трансформации. Условно можно выделить три основных способа исполь­зования танца в этой области:

Телесные ограничения, отражающие ограничения личностные, никуда при этих процессах не исчезают; поток просто протекает внутри берегов этих ограничений, лишь иногда прорывая себе другое русло. Подобные состояния кратковременны, но хорошо выполняют регенерационную функцию. Танец способствуют развитию способности управлять своим вниманием, что по­зволяет развить навыки самоорганизации. Научиться управлять вниманием, значит включить механизм познания своего внутреннего мира.

Основой этнического танца является умение слышать, чувствовать и правильно пользоваться своим телом, ведь тело является основой, то, на что человек может опереться в своём развитии. Для того чтобы человек на­чал легко и свободно проявлять свою индивидуальность необходимо подго­товить тело - сделать его гибким, лёгким, подвижным, способным быть по­мощником в реализации желаний души человека.

Этнический танец - это загадка, тайна, сила, обаяние внутренней красоты, которое проявляется через искусство самовыражения Тела и Души - Танец.

Удивительная пластика, отдача танцу и красота души завораживает взор людей. Текучесть мысли и состояния раскрывают полный образ картины происходящего, и в этот момент свет творчества проникает до глубины души. Посредством пластики, музыки и слова в танце участники рассказы­вали о человеческих ценностях, о том, как создавалось и росло их племя, как оно растёт и развивается сейчас. Танец передаёт каждому духовное зер­но, которое способно возродить интерес к жизни в любом человеке: в де­тях - интерес к творчеству, в юношах и девушках - открывает перспективу развития себя, взрослым даёт возможность задуматься о своих ценностях, а для людей старшего возраста несёт приятный отдых и расслабление души.

Цель этнического танца - формирование культуры и возрождение ду­ховного потенциала общества. Через импровизацию, где в объединении тела чувств и ума здесь и сейчас рождается танец, в котором хочется дей­ствовать, творить, экспериментировать.

Если мы посмотрим на всю историю человеческой цивилизации, это бу­дет история развития человека разумного. Но внутри данной формы всег­да было другое - внутренний человек или человек танцующий. Не обреме­нённый в столь большой степени мыслями и заботами, но подключённый изначально к пульсу и ритму всего мироздания, к его сокровенному танцу.

Ритуальный танец. Работают внутри традиции - реальной (например, ин­дийской или мексиканской). В данных техниках танец действительно играет ту же роль, что и в древности - в заданных последствиях движений и поз кодифи­цируется опыт и определенная картина мира: его сил, стихий и человека в нем.

Собственно этнический танец - это самостоятельное направление, исполь­зующее модели современной психологии. Он объединяет легкость, возмож­ность быстро переходить от одной «реальности» к другой и постоянную сме­ну состояний, символически и в то же самое время реально выражает различ­ные жизненные качества и коллизии. Различные темы также являются метафо­рами, в которых танец и жизнь взаимно отражают друг друга, но рассмотрение таких «танцевальных метафор» должно стать темой отдельной статьи.

Танец, в котором раскрывается и преобразуется психическая жизнь, у каждого народа индивидуален, движение всегда наглядно, и этот опыт воз­можно описать как изнутри так и извне, что уводит нас от полной субъек­тивности, выводя в пространство взаимодействия.

Возвращаясь к этническому танцу, можно сказать, что в первой катего­рии в большей степени реализуется метафора, правда, скорее не метафора танца, а метафора «потока», во второй - метафоризируется реальность, а в третьей - оба этих процесса происходят одновременно - внутренняя ре­альность становится танцем и этот танец несет определенное сообщение о жизни и для жизни.

Если видеть во всех жизненных проявлениях танец - различный по про­явлениям, характеру, динамике, то многие проблемы и сложности предста­ют совершенно в другом свете. Внутри этой метафоры сохраняется лег­кость и постоянная возможность изменения, что присуща реальному танцу, просто эти возможности вы начинаете видеть в самой жизни.

В танце творчество является длительным переменчивым процессом - ино­гда вдохновение приходит легко, иногда его приходится вызывать специально.

Этнический танец - это волшебство, которое привносит в наше суще­ствование вдохновение и знание.

На мастер-классе будет предоставлена возможность попробовать от­крыть в себе ресурс с помощью спонтанного движения под различную эт­ническую музыку.

В каждом человеке заложены творческие задатки. Роль ритуального тан­ца - вскрыть, активизировать этот потенциал, научить проявлять свои спо­собность и возможности, заложить основы нравственности, воспитывать личность, занимающаяся саморазвитием и самопознанием, создать условия для развития сознания человека через открытие своей внутренней природы, что способствует личностному росту и проявлению индивидуальности.

Информация об авторах

Ильюкевич Игорь Петрович, Учебный центр РУП «Минскэнерго», психолог, Минск, Беларусь, e-mail: simaron@tut.by

Метрики

Просмотров

Всего: 2996
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 99
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0