Сравнительный анализ развития межкультурной сенситивности у студентов вуза в условиях поликультурной среды

48

Общая информация

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Логашенко Ю.А. Сравнительный анализ развития межкультурной сенситивности у студентов вуза в условиях поликультурной среды // Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития.

Фрагмент статьи

В условиях общемировой глобализации, приводящей к постоянному взаимодействию разных этнонациональных культур, от человека требует­ся не только мобильность, знание иностранных языков, но и коммуника­тивная и межкультурная компетентность, толерантность, в том числе ме­жэтническая (3;61).

В нашем исследовании выделена одна из составляющих социально-психологической сенситивности — межкультурную сенситивность, под которой понимается способность индивида воспринимать, понимать, за­поминать и структурировать культурно обусловленные характеристики других людей или группы, на основании чего прогнозировать их поведение и деятельность (1; 171).

Полный текст

В условиях общемировой глобализации, приводящей к постоянному взаимодействию разных этнонациональных культур, от человека требует­ся не только мобильность, знание иностранных языков, но и коммуника­тивная и межкультурная компетентность, толерантность, в том числе ме­жэтническая (3;61).

В нашем исследовании выделена одна из составляющих социально-психологической сенситивности — межкультурную сенситивность, под которой понимается способность индивида воспринимать, понимать, за­поминать и структурировать культурно обусловленные характеристики других людей или группы, на основании чего прогнозировать их поведение и деятельность (1; 171).

При планировании и проведении исследования мы опирались на модель межкультурно-коммуникативной компетентности М. Беннета (2;479) и тео­рию межкультурно-коммуникативной компетентности Почебут Л.Г. (4;484) Согласно этим подходам, предпочтительной является ситуация, при кото­рой жители той или иной территории обладают развитой межкультурной сенситивностью на уровне этнорелятивизма. Можно ли утверждать, что по­ликультурная среда будет выступать условием для развития межкультур­ной сенситивности? Первый шаг к решению этой задачи - пилотное иссле­дование на студенческой выборке. Психодиагностическим инструментари­ем выступила методика исследования межкультурной сенситивности, пред­ложенная Хухлаевым О. Е. и Чибисовой М. Ю (5;237). Выборку исследова­ния составили контрольная и экспериментальная группы из 280 респонден­тов: 81 студент математического факультета (1-4 курсов) и 199 студентов факультета психологии и социальной работы (1-4 курсов) РГУ им. И. Кан­та, 207 девушек и 73 юноши.


Опираясь на теорию М. Беннета, мы предположили, что: а) у студентов, проживающих в Калининградской области (поликультурном регионе) меж­культурная сенситивность находится, в переходной стадии между этноцен­тризмом и этнорелятивизмом; б) у респондентов экспериментальной вы­борки межкультурная сенситивность будет на более высоком уровне, чем у респондентов контрольной группы.

В исследовании были использовали методы математической статисти­ки: мода (Мо) и критерий х2 Пирсона.

Исследование показало, что: 1) показатели этноцентризма более выра­жены, чем показатели этнорелятивизма; 2) выборки отличаются друг от друга только по шкале «абсолютизация»: различие существует на высоком уровне достоверности (p<0,01). Можно констатировать, что гипотеза под­твердилась частично. В ходе исследования мы обнаружили, что межкуль­турная сенситивность у студентов экспериментальной и контрольной вы­борок развита примерно одинаково и находится на переходном этапе между этноцентризмом и этнорелятивизмом. При этом экспериментальная группа отличается от контрольной более выраженной абсолютизацией.

Литература

  1. Логашенко Ю. А. Соотношение понятий «межкультурная сенситивность» и «межкультурная компетентность»//Теоретические проблемы этниче­ской и кросс-культурной психологии: Материалы Второй Международной научной конференции 26-27 мая 2010г. В 2 т. /Отв. ред. В. В. Гриценко. -Смоленск: Изд-во «Универсум», 2010. - Т.2. - 328 с.
  2. Мацумото Д. Человек, культура, психология. Удивительные загадки, ис­следования и открытия / Дэвид Мацумото. - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК,
  3. 2008 - 668 с.
  4. Почебут Л. Г. Психология межэтнической толерантности // Кросс-культурная психология: актуальные проблемы: Сб. статей/ Под ред. Л. Г. Почебут, И. А. Шмелёвой. - СПб.: изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. -
  5. 377 с.
  6. Почебут Л. Г. Социально-психологические принципы межкультурной коммуникативной компетентности // Ананьевские чтения - 2010. Совре­менные прикладные направления и проблемы психологии: Материалы на­учной конференции, 19-21 октября 2010 г. Часть 2 / Отв. Ред. Л. А. Цветко-ва. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010. - 592 с., 484.
  7. Chibisova M., Khukhlaev O. Measuring teachers' intercultural competence: Towards a theory-based instrument //Book of Abstracts of the 19th International Congress of the International Association for Cross-Cultural Psychology. -Germany, 2008 pp. 237-238.

Информация об авторах

Логашенко Юлия Александровна, РГУ им. И. Канта, старший преподаватель кафедры общей психологии, Калининград, Россия, e-mail: logashenkoja@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2074
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 48
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1