Социально-психологические ресурсы межэтнической толерантности в процессе формирования этносоциальной идентичности юго-осетинской молодежи в условиях конфликта

30

Общая информация

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Маликова Н.Р., Тедеева О.Н. Социально-психологические ресурсы межэтнической толерантности в процессе формирования этносоциальной идентичности юго-осетинской молодежи в условиях конфликта // Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития.

Фрагмент статьи

Проблемная ситуация характеризующаяся дефицитом социально-психологических ресурсов межэтнической толерантности, для формирова­ния позитивной социально-этнической и гражданской идентичности у ча­сти молодежи, была наглядно выявлена в демонстрации агрессивного пове­дения участников недавних событий на Манежной площади в Москве, ряде других городов и регионов. Не менее актуальна она и для целевой группы молодежи, ставшей объектом нашего этносоциологического исследования: «Формирование этносоциальной идентичности юго-осетинской молодежи в условиях конфликта» (2010-2011 гг.).

Полный текст

Проблемная ситуация характеризующаяся дефицитом социально-психологических ресурсов межэтнической толерантности, для формирова­ния позитивной социально-этнической и гражданской идентичности у ча­сти молодежи, была наглядно выявлена в демонстрации агрессивного пове­дения участников недавних событий на Манежной площади в Москве, ряде других городов и регионов. Не менее актуальна она и для целевой группы молодежи, ставшей объектом нашего этносоциологического исследования: «Формирование этносоциальной идентичности юго-осетинской молодежи в условиях конфликта» (2010-2011 гг.).

Среди многочисленных социальных последствий этнополитических во­оруженных конфликтов, в таких зонах как Южная Осетия, повсеместно фик­сируется рост агрессивной нетерпимости в межэтнических отношениях. Обусловлено это социальной депривацией и социально-психологической дезадаптацией населения, умножением жертв среди гражданского населе­ния, вследствие вооруженного противоборства, «этнических чисток», вы­нужденных переселенцев и беженцев. В условиях принципиальной со­циальной аномии и социально-психологической фрустрации выросло но­вое поколение юго-осетинской молодежи, требующее особого внимания и поддержки. Жизнь молодежи в условиях, «то «мирной войны», то «воору­женного противоборства» предопределила особые сложности социализа­ции, в ситуации социальной неопределенности и риска. Стала очевидной и практически значимой острая общественная потребность в изучении соци­ального поведения, целенаправленного формирования толерантности, по­зитивной этносоциальной и новой государственно-гражданской идентич­ности, адаптации молодежи к мирной жизни, все эти практические зада­чи, требующие преодоления нетерпимости в межэтнических отношениях, представляют грани актуализации темы исследования.

Вне всякого сомнения это проблема требует междисциплинарного ана­лиза. Сегодня, социология все в большей степени ориентируется в союзе с психологией, на совместный поиск социальных технологий, средств сти­мулирования ресурсов межэтнической толерантности, позитивной страте­гии адаптации.

Мы не останавливаемся на освещении степени научной разработанно­сти проблемы. Как известно, она весьма впечатляюще представлена как работами зарубежных: Э. Геллнера, У Самнера, Э. Смита, Э. Хобсбаума, Б. Андерсона, Дж. Берри, К. Дейча, М. Манна, Р. Брубейкер, Л. Гринфельд, Б. Риэрдон, Г. Оллпорта, С. Баднера, Г. Тэдшфела и мн. др., так и отече­ственных ученых: Ю. В. Арутюняна, Е. Арутюновой, Л. М. Дробижевой, Н. М. Лебедевой, Г. У. Солдатовой, В. В. Гриценко, Л. Г. Почебут, Н. Р. Ма-ликовой, С. В. Рыжовой, З. В. Сикевич, В. А. Тишкова, И. М. Кузнецова, О. Е. Хухлаева и мн. др. ученых, интегрирующих в своих исследованиях социологические, этнологические и социально-психологические подходы

Хотелось бы лишь обратить внимание участников конференции на неко­торые практически ориентированные методологические аспекты, выводы и практические рекомендации нашего исследования.

В гипотезах исследования предполагалось, что позитивная страте­гия адаптации юго-осетинской молодежи сопряжена с позитивной этни­ческой идентичностью, появлением новых терминальных ценностей, свя­занных с формированием государственно-гражданской идентичности и с высокой степенью ориентации на ценности образования и социально-профессиональной деятельности. Наряду с этим, мы допускали вероят­ность того, что отсутствие четких ценностных ориентиров, социальных перспектив для достижения социальных статусов, востребованных в со­временном обществе, может сказаться на ограниченности возможности вы­бора позитивной стратегии адаптации и избирательной этнической толе­рантности для определенной части молодежи Южной Осетии. И, наконец, третья гипотеза, имела в своем основании, предположение, что возможно вследствие дефицита социально-психологических ресурсов личностной адаптации, специфики возраста и социализации в условиях конфликта, соз­дав почву для агрессивной фрустрации, провоцировала усвоение частью молодежи радикальных идей, избирательной интолерантности в межэтни­ческих отношениях с грузинами.

Эмпирическая база исследования включала методы анкетного опро­са, тестовые вопросники, ориентированные на выявление толерантности в ситуации неопределенности методику «Виды агрессии», разработанные Л. Г. Почебут на основе методики Баса-Дарки, а также методы визуальной социологии (по П. Штомпке). В ходе исследования было опрошено 300 мо­лодых граждан Южной Осетии от 15 до 30 лет.

Результаты исследования, проведенного в январе-феврале и июле-августе 2010 года, январе-феврале 2011 года в г. Цхинвал и ряде посел­ков и сел Южной Осетии, красноречиво свидетельствуют о социально-психологических ресурсах толерантности/интолерантности молодых «ку-дарцев» (самоназвание этносоциальной общности южных осетин).

Как показали, ситуация в отношении толерантности к грузинам крити­ческая, но, является ли она безнадежной? На территории Южной Осетии, даже после событий августа 2008 года, проживают грузины. Как к этому от­носятся молодые кударцы? Увы, 58 % опрошенных - считают, что это ско­рее плохо, чем хорошо, 24 % процентов молодых осетин к этому относится скорее хорошо, чем плохо, 18 % - отрицательно. Каждый третий из опро­шенных молодых осетин относятся к людям грузинской национальности сугубо негативно, да еще 60 % опрошенных - скорее отрицательно. Только 8 % респондентов опрошенных сохранили толерантное отношение к грузи­нам. Равнодушных, практически нет (2 %). Наиболее агрессивные оценоч­ные высказывания были выявлены в ответах подростков, которые прояви­ли крайнюю степень межэтнической интолерантности. Какие чувства вы­зывают у молодых осетин грузины? У 42 % опрошенных грузины вызыва­ют чувство обиды, 18 % испытывают чувство ненависти, 16 % - чувство страха, 13 % - презрение, а 11 % почувствовали разочарование. Какими ка­чествами наделили респонденты грузин? Абсолютное большинство опро­шенных (66 %) считают грузин коварными, 16 % признают, что грузины гостеприимны,7 % считают, что грузины не обладают никакими положительными качествами, 2 % ответили, что грузины дружелюбные, 9 % - что грузины трусливые. Таковы актуальные этнические чувства и стереотипы, спустя два года после военной агрессии.

Каковы ориентации на будущее воспитание межэтнической толерантно­сти в отношении грузин у своих детей? 76 % респондентов - не знают, бу­дут ли они воспитывать в своих детях ненависть к грузинам, считают, что время покажет, 13 % уверены, что будут воспитывать ненависть к грузи­нам, 11 % не собираются внушать своим детям негативных межэтнических чувств и оценок.

В целом, молодежь Южной Осетии полярно разграничила сферы пу­бличной и приватной жизни в отношениях с представителями грузинской национальности. Даже, допуская возможность совместного проживания с грузинами на территории Южной Осетии, поддержания дружеских от­ношений, но при этом не допускают возможности семейно-родственных, брачных отношений.

Несмотря на сложную ситуацию в республике, отсутствие перспек­тив трудоустройства, скорого благоустройства, даже испытывая напряжен­ность послевоенного быта в социальных практиках повседневности, боль­шинство молодых осетин связывают свое будущее с независимостью сво­ей республики. Так, 73 % молодых осетин не планируют в ближайшем бу­дущем переезд в РФ или в другую страну на постоянное местожительство. 27 % - избирают стратегию адаптации, через осуществление горизонталь­ной миграционной мобильности, планируют эмиграцию.

Чем вызваны миграционные настроения трети молодых кударцев? Мо­тивация потенциальных мигрантов: для 48 % опрошенных, это - отсут­ствие перспектив с трудоустройством, 35 % респондентов тяжело постоян­но ощущать послевоенную разруху, у 17 % желание эмигрировать вызвано бытовой неустроенностью.

Обобщая результаты исследования, мы пришли к заключению, что по­зитивная стратегия адаптации большинства юго-осетинской молодежи об­условлена позитивным восприятием терминальных ценностей культурной, этнической, формирующейся новой государственно-гражданской идентич­ности. Таким образом, подтвердилась основная гипотеза исследования. От­части подтвердилась и вторую гипотезу-следствие, что предполагает необ­ходимость дополнительного исследования латентной мотивации и избира­тельности установок к межэтнической толерантности. Увы, подтвердилась и гипотеза о минимизации социально-психологических ресурсов избира­тельной интолерантности, радикальных негативных настроениях среди подростков, демонстрирующих рост негативных чувств, этнических стере­отипов, фобий в отношении грузин.

Проведенное исследование дает основание утверждать необходи­мость безотлагательной практической реализации ряда мер по: социально-психологической реабилитации и целенаправленной деятельности по фор­мированию межэтнической толерантности во всех образовательных, по­литических, культурно - досуговых организациях Южной Осетии. Следо­вало бы приступить к организации дальнейших углубленных этносоцио-логических и этнопсихологических исследований проблем адаптации мо­лодежи, в условиях конфликта и постконфликта. Хотелось бы пожелать, чтобы были решены организационные вопросы, связанные с обеспечени­ем свободного доступа для юго-осетинской молодежи к компьютерным ба­зам данных и коммуникации с ведущими ВУЗами Российской Федерации, в особенности, для консультативной помощи сотрудников кафедры прак­тической этнической психологии Московского психолого-педагогического университета. Насущной потребностью является создание в городе Цхин-вале Международного образовательного Центра и Центра межэтнического согласия. На основе солидарного обращения правительственных органи­заций и образовательных учреждений Южной Осетии и Москвы к струк­турам, предоставляющим грантовую, спонсорскую поддержку реализации научно-исследовательских проектов, образовательных тренинг-семинаров, можно было бы организовать летние волонтерские отряды российских сту­дентов - психологов, социологов, этнологов и культурологов, для работы по постконфликтной реабилитации молодежи ЮОР. Полагаем, что для реше­ния этих задач следует привлечь организационные возможности ЮНЕСКО ООН, ЕС, Министерства образования и науки, Министерства молодежной политики, туризма и спорта Российской Федерации и Северной Осетии.

Информация об авторах

Маликова Наиля Рамазановна, доктор социологических наук, Российский государственный гуманитарный университет, Социологический факультет, профессор кафедры Теории и истории социологии, академик, действительный член Академии военных наук, Москва, Россия, e-mail: nrmalikova@mail.ru

Тедеева Оксана Нукзаровна, Российский государственный гуманитарный университет, Социологический факультет, студентка 5 курса, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1775
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 30
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0