Взаимосвязь этнической идентичности, как составной части социальной идентичности с культурной дистанцией и этнической дискриминацией у подростков московских школ с этническим компонентом

37

Общая информация

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Михайлова А.Э. Взаимосвязь этнической идентичности, как составной части социальной идентичности с культурной дистанцией и этнической дискриминацией у подростков московских школ с этническим компонентом // Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития.

Фрагмент статьи

Реалии XX века значительно изменили традиционный уклад жизни эт­нических общностей. В качестве надежной опоры в современном меняю­щемся мире может выступать этническая идентичность. Исследование про­блем формирования этнической идентичности в последнее десятилетие стало в отечественной науке необычайно популярно.

Полный текст

Реалии XX века значительно изменили традиционный уклад жизни эт­нических общностей. В качестве надежной опоры в современном меняю­щемся мире может выступать этническая идентичность. Исследование про­блем формирования этнической идентичности в последнее десятилетие стало в отечественной науке необычайно популярно.

Как признает ряд исследователей, механизмы социальной идентифика­ции наиболее ярко и полно раскрываются в проблемных ситуациях. Исхо­дя из этого, в качестве объекта исследования нами избраны представите­ли этнических общностей, находящихся в сложных условиях социально-экономических и культурных изменений: представители этнических мень­шинств, азербайджанцы и армяне, учащиеся московских общеобразова­тельных школ с азербайджанским и армянским этнокультурными компо­нентами, а также поликультурной школы (учащиеся 9, 10, 11 классов).

Исследование проводилось на базе московских общеобразовательных школ с азербайджанским и армянским этнокультурными компонентами, а также поликультурной школы.

Нами был проведен социально-психологический опрос с использовани­ем следующих методов исследования:

  1. Опросник Дж. Финни (исследует выявление выраженности этниче­ской идентичности).
  2. Шкала воспринимаемой этнической дискриминации. Дж. Финни (исследует воспринимаемую этническую дискриминацию).
  3. Шкал культурной идентичности Д. Бирман (исследует культурную идентичность).
  4. Шкала воспринимаемой культурной дистанции И. Суанет (модифи­кация автора) (исследует воспринимаемую культурную дистанцию).

На основе полученных статистических данных по выборкам азербайд­жанских и армянских подростков можно сравнить полученные данные. Различие полученных результатов заключаются в том, что у азербайджан­ских респондентов выявлена взаимосвязь культурной дистанции, как с ког­нитивным компонентом этнической идентичности, так и с ее аффективным компонентом. У армянских подростков выявлена взаимосвязь культурной дистанции только с когнитивным компонентом этнической идентичности.

Но мы видим обратную ситуацию с этнической дискриминацией и ее взаимосвязью со всеми компонентами этнической идентичности (когни­тивный, аффективный и культурный) у армянских подростков, а у азер­байджанских подростков выявлена взаимосвязь этнической дискримина­ции только с культурной идентичностью.

Следовательно, на основе полученных результатов, мы можем говорить о том, что:

  1. Оба феномена: воспринимаемая культурная дистанция и этниче­ская дискриминация у московских подростков - представителей эт­нических меньшинств связаны с этнической идентичностью.
  2. У азербайджанских подростков в развитии этнической идентично­сти большую роль играет воспринимаемая культурная дистанция, а у армян - этническая дискриминация.

Также можно предположить, что восприятие «близости» или «отдален­ности» другой культуры у азербайджанцев, происходит как через знания, мысли, так и через чувства, эмоции (когнитивный, аффективный компо­нент этнической идентичности). А у армянских подростков нашей выборки восприятие «близости» или «отдаленности» другой культуры происходит через знания, мысли (когнитивный компонент этнической идентичности).

Информация об авторах

Михайлова Айгюн Эльдаровна, психолог службы «Детский телефон доверия» Центра экстренной психологической помощи МГППУ, Москва, Россия, e-mail: michaylova.a@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1686
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 37
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0