Потенциал проектной деятельности в формировании межэтнической компетентности молодежи

32

Общая информация

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Непочатых Е.П. Потенциал проектной деятельности в формировании межэтнической компетентности молодежи // Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития.

Фрагмент статьи

В современных условиях роста этничности, появления в регионах, тра­диционно считавшимися моноэтническими, большого числа трудовых ми­грантов, вынужденных переселенцев из ближнего и дальнего зарубежья, роста социальной напряженности в отношениях местного населения и при­езжих, необходимы принципиально новые подходы к развитию межэтниче­ской компетентности молодежи.

Полный текст

В современных условиях роста этничности, появления в регионах, тра­диционно считавшимися моноэтническими, большого числа трудовых ми­грантов, вынужденных переселенцев из ближнего и дальнего зарубежья, роста социальной напряженности в отношениях местного населения и при­езжих, необходимы принципиально новые подходы к развитию межэтниче­ской компетентности молодежи.

Исследователи подчеркивают, что эффективность в данном направ­лении возможна с учетом современной ситуации развития общества: но­вых условий существования этноса, к которому принадлежат обучаемые, условий многоязычая информационного пространства. При этом, «этни­ческий компонент становится наиболее действенным средством такого са­моутверждения, с одной стороны, а с другой - четко проявляется потреб­ность в приобщении к большому новому пространству, миру, где существу­ет огромное количество притягательных объектов» [1; 336].

Новые подходы должны основываться «не только на информативной и информативно-коммуникативной формах передачи знаний об этносе, ха­рактеристиках общения, нормах общения и т. д., но и на реальном практи­ческом действии и взаимодействии воспитуемых ... необходимы принципи­ально новые приемы и средства, обеспечивающие сочетание малых «дове­рительных» коллективов с широким выходом детей за их пределы» [1; 337].

Среди наиболее эффективных форм развития межэтнической компетент­ности исследователями выделяются различные виды тренинговой работы с молодежью (Г. У Солдатова и др., 2006; Н. М. Лебедева, Т. Г. Стефаненко, О. В. Лунева, 2004). Вместе с тем, по мнению А. А. Криулиной, в плане разви­тия социально значимых качеств личности имеется значительный социально-психологический потенциал совместной проектной деятельности [2].

В теоретическом обзоре опыта применения проектной деятельности в британских образовательных учреждениях, сделанным В. М. Чигарьковым, А. Л. Дижур, отмечается, что, создавая и реализуя совместные проекты, уча­щиеся подросткового возраста приобретают опыт самостоятельной практи­ческой деятельности, возможность самореализации [4]. По мнению Н. В. Ма-тяш, проектная деятельность способствует развитию зрелости и уверенности в себе при подходе к любой работе, способность мыслить и понимание сути проблемы, возможность решения вполне реальных актуальных задач «взрос­лого мира» [3]. Выполнение проектов развивает способность адаптации к новым условиям, а также адекватно оценивать собственную деятельность и деятельность других; развивает познавательную и социальную активность, способствует овладению навыками общения, толерантного отношения к со­беседнику, развивает социальную компетентность молодежи.


Литература

  1. Бондырева С. К. Феномен толерантности в системе межэтнических отно­шений // Психолого-педагогические проблемы интегрирования образова­тельного пространства: Избранные труды. - М.: Издательство Московско­го психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. - С. 335-346.
  2. Криулина А. А. Социально-психологический потенциал совместной про­ектной деятельности учащихся // Социальная психология XXI столетия: Материалы научно-практической конференции. - Ярославль. - Т. 2. - 2002. -   С. 398-400.
  3. Матяш Н. В. Творческая проектная деятельность как средство развития, обучения и воспитания учащихся в технологическом образовании // Пред­принимательство и занятость юных. - 2000. - № 1. - С. 19-23.
  4. ЧигарьковВ. М., Дижур А. Л. Проектная культура и дети: из опыта образо­вания в Великобритании // Техническая эстетика. - 1990. - № 4. - С. 2-7; - № 5. - С. 11-16.

Информация об авторах

Непочатых Елена Павловна, кандидат психологических наук, Курский институт социального образования (филиал) РГСУ, доцент кафедры психологии и педагогики, Курск, Россия, e-mail: nepochatyh83@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1728
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 32
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0