Русская народная сказка как матрица утверждения негегемонной мужественности», актуальная для современников
Общая информация
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Радина Н.К., Никитина А.А. Русская народная сказка как матрица утверждения негегемонной мужественности», актуальная для современников // Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития.
Фрагмент статьи
Воздействие словом, рассказывание и чтение сказок для воспитательного воздействия на протяжении многих веков используется в человеческой культуре. При помощи чтения человек «входит в культуру», понимает, какие события могут с ним произойти, как придется решать те или иные задачи. В работах Н. Л. Пушкаревой, анализируется нестандартная, «немужественная» мужественность русских народных сказок. «Немужественные» герои (Емеля, Иванушка - дурачок, Иван-царевич и др.), добиваются успеха, становятся победителями не в силу «мужских достоинств», а, напротив, благодаря мягкости, добросердечию, заботе, терпению, состраданию, то есть качествам, традиционно расцениваемым как «женские».
Полный текст
Воздействие словом, рассказывание и чтение сказок для воспитательного воздействия на протяжении многих веков используется в человеческой культуре. При помощи чтения человек «входит в культуру», понимает, какие события могут с ним произойти, как придется решать те или иные задачи. В работах Н. Л. Пушкаревой, анализируется нестандартная, «немужественная» мужественность русских народных сказок. «Немужественные» герои (Емеля, Иванушка - дурачок, Иван-царевич и др.), добиваются успеха, становятся победителями не в силу «мужских достоинств», а, напротив, благодаря мягкости, добросердечию, заботе, терпению, состраданию, то есть качествам, традиционно расцениваемым как «женские».
Представляя в данной статье анализ российской «немужественной мужественности», ответим на вопрос, насколько герои сказок созвучны нашим современникам, для этого обратимся к результатам исследования, выполненного на подростковой выборке (81 старшеклассник; методики - опросник ИРМИ (Радина Н. К., Никитина А. А.) и СПА (К. Роджерс, Р. Даймонд, адаптация А. К. Осницкого)).
Гегемонный вариант развития мужской идентичности, мировой эталон «идеальной мужественности», среди российских старшеклассников не является самым разделяемым (около 10 %). Половина всех старшеклассников являются обладателями двух вариантов развития мужской идентичности - это «мягкий» патриархатный (23,5 %) и эгалитарный (22,5 %) варианты. Следует отметить, что «мягкий» патриархатный вариант является самым демократичным и «мягким» из патриархатных типов, а эгалитарный -проявлением самого высокого уровня неподверженности стереотипным гендерным ролям и моделям поведения.
При анализе показателей социально-психологической адаптированно-сти старшеклассников с разными вариантами развития мужской идентичности, было обнаружено следующее. Мягко-патриархатный вариант развития мужской идентичности можно охарактеризовать как недостаточно адаптированный, однако «неприспособленность» данного подтипа уравновешивается конструктивными личностными характеристиками (более высокие показатели эмоционального комфорта, самая низкая склонность к доминированию и самый низкий балл по уходу от проблем). Именно этот вариант мужской идентичности среди всех остальных наиболее узнаваем в контексте образа «Иванушки-дурака». Это не очень приспособленные юноши недоминантного склада, ведомые и не очень удовлетворенные собой, готовые к компромиссу и сотрудничеству.
«Мягкая патриархатность» российских мужчин становится основой «гендерного баланса», неконфликтного взаимодействия с сильными и находчивыми российскими женщинами. Таким образом, «немужественные герои» русских народных сказок представляют инвариант российской не-гегемонной (мягко-патриархатной) мужественности, реально отраженной в идентичностях современных мужчин.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1914
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 48
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0