Региональная специфика деятельности оценивания объектов

24

Общая информация

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Резванцева М.О. Региональная специфика деятельности оценивания объектов // Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития.

Фрагмент статьи

Процесс опознания и оценивания объектов традиционно понимает­ся в философии и психологии как категоризация. Работы Аристотеля, Г. В. Ф. Гегеля раскрывают зависимость оценки свойств и качеств объ­ектов от взаимодействия с другими объектами. В психологии изучение оценки объектов как деятельности оценивания, имеющей социальную де­терминацию в обществе и в онтогенезе человека, возможно с опорой на работы Выготского Л. С., Леонтьева А. Н., Запорожца А. В., Шабельникова В. К. и др.

Полный текст

Процесс опознания и оценивания объектов традиционно понимает­ся в философии и психологии как категоризация. Работы Аристотеля, Г. В. Ф. Гегеля раскрывают зависимость оценки свойств и качеств объ­ектов от взаимодействия с другими объектами. В психологии изучение оценки объектов как деятельности оценивания, имеющей социальную де­терминацию в обществе и в онтогенезе человека, возможно с опорой на работы Выготского Л. С., Леонтьева А. Н., Запорожца А. В., Шабельникова В. К. и др.

Оценивание объектов, как часть ориентировочной деятельности, пред­положительно будет детерминировано различными социальными ситуаци­ями развития в разных регионах СНГ. Для жителей центрального регио­на с низким уровнем урбанизации городов преобладающим социальным мотивом выступает совместное освоение природных богатств, стремление считаться с интересами группы и подчиняться авторитету. Для субъектов северо-западного региона с высоким уровнем урбанизации городов важнейшим социальным мотивом является организация индивидуальной дея­тельности, мобильность и независимость от группы. Соответственно, стра­тегии оценок объектов у подростков предполагаются различными: зависи­мыми от оценок группы и целостными в центральном регионе СНГ и более индивидуальными и локальными в северо-западном регионе.

Цель экспериментального исследования заключается в проверке данной гипотезы. Мы использовали метод семантического дифференциала в моди­фикации И.В. Шабельникова (2006) и анализировали степень совпадения индивидуальных и групповых оценок качеств одноклассников подростка­ми из разных регионов и степень резонасности индивидуальных и группо­вых оценок качеств геометрических фигур с оценками одноклассников. Ис­пытуемые заполняли стандартные матрицы 10х10 (по горизонтали отмеча­ли одноклассников, а по вертикали - указывались качества: красивый, до­брый, смелый полезный теплый и др.), оценивая от 1 до 10. Аналогично оценивались элементарные геометрические фигуры.

После проведения статистического (в программе SPSS 12) анализа было показано наличие значимой взаимосвязи между степенью резонасности к оценкам одноклассников и оценкам геометрических фигур во всех группах испытуемых. Подростки каждой группы исследуемых регионов в оценке качеств одноклассников и геометрических фигур, проявляют сходные стра­тегии. У подростков северо-западного региона (Алма-Аты и Кызыла) вы­явлена низкая степень резонасности с одноклассниками в оценках качеств товарищей и геометрических фигур. Их оценки индивидуальны, и меньше зависят от мнения сверстников, их можно отнести к интерпсихичным. По отношению к оценкам сверстников в данной группе проявляется стратегия ассимиляции, т. е. устойчивости собственных оценок относительно оценок одноклассников. Подростки из центральных регионов СНГ (Москва и мо­сковская область) проявили высокую степень резонасности с одноклассни­ками в оценках качеств товарищей и геометрических фигур. Их оценки ин-трапсихичны и зависят от мнения сверстников. Они проявляют стратегию аккомодации к оценкам сверстников.

Литература

  1. Резванцева М. О. Региональные стратегии социальной перцепции в группе подростков. Вестник МГОУ., 2009. №1, с. 141-149.
  2. Шабельников В. К. Брахманы, кшатрии, вайшья, шудру - четыре мифа в истории субъектности, Ж. Практического психолога 2006, №3, с. 3-23.
  3. Шабельников И. В. Особенности исследования межличностных отноше­ний методом матричного анализа. Вестник МГОУ, № 2, 2006., с.33.

Информация об авторах

Резванцева Марина Олеговна, кандидат психологических наук, МГОУ, зав кафедрой Общей и пед. Психологии, доцент, Москва, Россия, e-mail: m-re@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1522
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 24
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0