Региональная специфика деятельности оценивания объектов
Общая информация
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Резванцева М.О. Региональная специфика деятельности оценивания объектов // Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития.
Фрагмент статьи
Процесс опознания и оценивания объектов традиционно понимается в философии и психологии как категоризация. Работы Аристотеля, Г. В. Ф. Гегеля раскрывают зависимость оценки свойств и качеств объектов от взаимодействия с другими объектами. В психологии изучение оценки объектов как деятельности оценивания, имеющей социальную детерминацию в обществе и в онтогенезе человека, возможно с опорой на работы Выготского Л. С., Леонтьева А. Н., Запорожца А. В., Шабельникова В. К. и др.
Полный текст
Процесс опознания и оценивания объектов традиционно понимается в философии и психологии как категоризация. Работы Аристотеля, Г. В. Ф. Гегеля раскрывают зависимость оценки свойств и качеств объектов от взаимодействия с другими объектами. В психологии изучение оценки объектов как деятельности оценивания, имеющей социальную детерминацию в обществе и в онтогенезе человека, возможно с опорой на работы Выготского Л. С., Леонтьева А. Н., Запорожца А. В., Шабельникова В. К. и др.
Оценивание объектов, как часть ориентировочной деятельности, предположительно будет детерминировано различными социальными ситуациями развития в разных регионах СНГ. Для жителей центрального региона с низким уровнем урбанизации городов преобладающим социальным мотивом выступает совместное освоение природных богатств, стремление считаться с интересами группы и подчиняться авторитету. Для субъектов северо-западного региона с высоким уровнем урбанизации городов важнейшим социальным мотивом является организация индивидуальной деятельности, мобильность и независимость от группы. Соответственно, стратегии оценок объектов у подростков предполагаются различными: зависимыми от оценок группы и целостными в центральном регионе СНГ и более индивидуальными и локальными в северо-западном регионе.
Цель экспериментального исследования заключается в проверке данной гипотезы. Мы использовали метод семантического дифференциала в модификации И.В. Шабельникова (2006) и анализировали степень совпадения индивидуальных и групповых оценок качеств одноклассников подростками из разных регионов и степень резонасности индивидуальных и групповых оценок качеств геометрических фигур с оценками одноклассников. Испытуемые заполняли стандартные матрицы 10х10 (по горизонтали отмечали одноклассников, а по вертикали - указывались качества: красивый, добрый, смелый полезный теплый и др.), оценивая от 1 до 10. Аналогично оценивались элементарные геометрические фигуры.
После проведения статистического (в программе SPSS 12) анализа было показано наличие значимой взаимосвязи между степенью резонасности к оценкам одноклассников и оценкам геометрических фигур во всех группах испытуемых. Подростки каждой группы исследуемых регионов в оценке качеств одноклассников и геометрических фигур, проявляют сходные стратегии. У подростков северо-западного региона (Алма-Аты и Кызыла) выявлена низкая степень резонасности с одноклассниками в оценках качеств товарищей и геометрических фигур. Их оценки индивидуальны, и меньше зависят от мнения сверстников, их можно отнести к интерпсихичным. По отношению к оценкам сверстников в данной группе проявляется стратегия ассимиляции, т. е. устойчивости собственных оценок относительно оценок одноклассников. Подростки из центральных регионов СНГ (Москва и московская область) проявили высокую степень резонасности с одноклассниками в оценках качеств товарищей и геометрических фигур. Их оценки ин-трапсихичны и зависят от мнения сверстников. Они проявляют стратегию аккомодации к оценкам сверстников.
Литература
-
Резванцева М. О. Региональные стратегии социальной перцепции в группе подростков. Вестник МГОУ., 2009. №1, с. 141-149.
-
Шабельников В. К. Брахманы, кшатрии, вайшья, шудру - четыре мифа в истории субъектности, Ж. Практического психолога 2006, №3, с. 3-23.
-
Шабельников И. В. Особенности исследования межличностных отношений методом матричного анализа. Вестник МГОУ, № 2, 2006., с.33.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1539
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 25
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0