К вопросу о социально-языковой адаптации иммигрантов

41

Общая информация

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Рыскина В.Л. К вопросу о социально-языковой адаптации иммигрантов // Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития.

Фрагмент статьи

Поток миграции в большие города велик, и острота проблемы приема и адаптации мигрантов еще плохо осознается в таком крупном мегаполисе, как Петербург. По прогнозам социологов в недалеком будущем иммигран­ты из стран СНГ составят значительную часть населения России.

Школа по-прежнему остается главным и практически единственным об­щим для всех институтом социализации. Отмечаются также большие про­блемы со статистикой - это связано с подвижностью статуса «мигрант», так как право на регистрацию нужно периодически продлевать, а также со сложностями в оценке уровня владения языком.

Полный текст

Поток миграции в большие города велик, и острота проблемы приема и адаптации мигрантов еще плохо осознается в таком крупном мегаполисе, как Петербург. По прогнозам социологов в недалеком будущем иммигран­ты из стран СНГ составят значительную часть населения России.

Школа по-прежнему остается главным и практически единственным об­щим для всех институтом социализации. Отмечаются также большие про­блемы со статистикой - это связано с подвижностью статуса «мигрант», так как право на регистрацию нужно периодически продлевать, а также со сложностями в оценке уровня владения языком.

Отдельной проблемой становится дифференциация сложностей ре­бенка, связанных с овладением русским языком как вторым и трудностя­ми в обучении, обусловленными другими причинами. Одним их критери­ев дифференциации является успешность ребенка в предметах, меньше связанных с использованием языка, однако это не может быть надежным критерием - многие дети не успевают понимать формулировку задач и объяснение учителя. На Западе, где имеется многолетний опыт приема мигрантов и их адаптации в школе, используются различные тесты на родных языках, проверяется уровень владения родным языком. Однако,


страны, из которых осуществляется иммиграция в Россию (Таджикистан, Узбекистан, Киргизия) не имеют столь основательной базы и стандарти­зированных тестов для такой работы. Кроме того, иммиграция в Россию часто осуществляется из сельской местности, чем из больших городов, а там проживает население с более низким социально-экономическим ста­тусом и общий уровень развития языка, разнообразие лексики, ниже чем в больших городах, и тем более ниже, чем в Петербурге. Мы сталкиваем­ся с этим, предлагая родителям переводить русские слова для своих де­тей - многие их них не имеют эквивалентов в их индивидуальном слова­ре, либо они используют русские слова.

Кафедра детской речи РГПУ им. Герцена совместно с службой по­мощи семьи и детям Красногвардейского района разработала програм­му социально-языковой адаптации «Говорим и учимся по-русски». Про­грамма социально-языковой адаптации мигрантов включает в себя раз­витие коммуникативных навыков, понимания устной и письменной речи, разрешения конфликтных коммуникативных ситуаций, расширение лек­сического запаса, устранение грамматических ошибок, углубление зна­ний русской стилистики и культурных особенностей употребления. В основе работы для тех детей, которые имеют трудности в школе, лежит обсуждение школьной лексики, тренинг понимания быстрой речи на тему изучаемых предметов.

Литература

  1. С. Н. Цейтлин «Особенности сопровождения иноязычных детей в освое­нии русского языка», в сб. «Актуальные вопросы социальной поддержки детей и семей мигрантов», СПб, 2009.

Информация об авторах

Рыскина Виктория Львовна, старший научный сотрудник, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» (ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена), Методист ГНМЦ «Семья». Преподаватель Института практической психологии "Иматон", МГППУ, ЧОУ ДПО «СПб Институт раннего вмешательства», ЧОУ ДПО «Социальная школа Каритас», ЧОУ ДПО «Учебный центр Прогресс», Московской школы социальных и экономических наук. , Санкт-Петербург, Российская Федерация, e-mail: vryskina1@mail.ru

Метрики

 Просмотров web

За все время: 1680
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 75

 Скачиваний PDF

За все время: 41
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0

 Всего

За все время: 1721
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 75