Особенности этнической идентичности и взаимная адаптация старшеклассников из литовских и русских школ Литвы

34

Общая информация

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Рябиченко Т.А. Особенности этнической идентичности и взаимная адаптация старшеклассников из литовских и русских школ Литвы // Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития.

Фрагмент статьи

Взаимодействие представителей разных культур в рамках одного обще­ства порождает проблему поиска оптимальных условий взаимодействия. При этом важным оказывается выяснение позиций его участников и вы­явление факторов, оказывающих влияние на эти позиции. К таким факто­рам в многонациональном обществе можно отнести принадлежность к до­минирующей или недоминирующей этнической группе, проводимую го­сударством политику в отношении этнических меньшинств, общую эконо­мическую ситуацию. Нельзя недооценивать и роль образовательного сек­тора, одной из важнейших функций которого является трансляция куль­турных ценностей. Для русских в Литве выбор литовской или русской школы предопределяет не только язык обучения, но и возможность сохра­нения родного языка, усвоение основ родной культуры наряду с языком и культурой доминирующего общества.

Полный текст

Взаимодействие представителей разных культур в рамках одного обще­ства порождает проблему поиска оптимальных условий взаимодействия. При этом важным оказывается выяснение позиций его участников и вы­явление факторов, оказывающих влияние на эти позиции. К таким факто­рам в многонациональном обществе можно отнести принадлежность к до­минирующей или недоминирующей этнической группе, проводимую го­сударством политику в отношении этнических меньшинств, общую эконо­мическую ситуацию. Нельзя недооценивать и роль образовательного сек­тора, одной из важнейших функций которого является трансляция куль­турных ценностей. Для русских в Литве выбор литовской или русской школы предопределяет не только язык обучения, но и возможность сохра­нения родного языка, усвоение основ родной культуры наряду с языком и культурой доминирующего общества.

Для проведения сравнительного анализа параметров этнической иден­тичности и взаимной адаптации старшеклассников Литвы были выделены 3 группы в соответствии со следующими критериями:

  1. принадлежность к доминирующей или недоминирующей этниче­ской группе (литовцы и русские);
  2. для представителей недоминирующей группы - язык обучения (русский или литовский).

В качестве методики использовался опросник Дж. Берри «Взаимоотно­шения в поликультурном обществе», перевод на русский язык и адаптация Н.М.Лебедевой и А.Н.Татарко (1).

К основным результатам исследования можно отнести следующие:

  1. Выявлены различия между представителями доминирующей и не­доминирующей группы по параметрам этнической и гражданской идентичности, показателям этнической толерантности, культур­ной и интегральной безопасности. Найдены различия по параме­трам этнической и гражданской идентичности у русских старше­классников, обучающихся в русских и литовских школах, что сви­детельствует о продолжающихся в Литве процессах трансформа­ции этнической идентичности групп, представляющих этническое меньшинство.
  2. Наиболее успешной стратегией аккультурации этнических мень­шинств в доминирующее общество является интеграция, предпо­лагающая усвоение норм другой культуры без отказа от норм соб­ственной. В исследовании выявлено предпочтение данной страте­гии русскими школьниками вне зависимости от сектора образова­ния. Старшеклассники-литовцы отдают предпочтение мультикуль-турализму, т. е. в данном случае можно говорить о реципрокности межгрупповых установок молодёжи Литвы. Это может стать объе­диняющим началом и условием толерантного межкультурного вза­имодействия, и, на наш взгляд, задача государства - создание бла­гоприятных для такого взаимодействия условий, предполагающих учёт позиций всех его участников.

Литература

  1. Лебедева Н. М., Татарко А. Н. Социально-психологические установки московской молодежи по отношению к мигрантам. // Молодежь Москвы: адаптация к многокультурности. Под ред. М. Ю. Мартыновой и Н. М. Ле­бедевой. - М.; Изд-во РУДН, 2007.

Информация об авторах

Рябиченко Татьяна Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент Департамент психологии, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», (НИУ ВШЭ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4518-5769, e-mail: tanarimail@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1672
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 34
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1