Этнические стереотипы русских и японских студентов
Общая информация
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Селезнева Д.В. Этнические стереотипы русских и японских студентов // Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития.
Фрагмент статьи
Проблема этнических стереотипов на сегодняшний день вызывает все больший интерес у исследователей. Актуальность ее изучения обуславливает тот факт, что знание социально-психологических особенностей формирования и механизмов функционирования этнических стереотипов представляет ценность для практического решения вопросов регулирования межэтнических отношений и для прогноза их развития как внутри многонационального государства, так и между представителями разных этнических общностей в малых группах. Под этническим стереотипом мы понимаем жестко фиксированную этническую установку, напрямую регулирующую восприятие, поведение и интерпретацию поведения окружающих людей (1; 64).
Полный текст
Проблема этнических стереотипов на сегодняшний день вызывает все больший интерес у исследователей. Актуальность ее изучения обуславливает тот факт, что знание социально-психологических особенностей формирования и механизмов функционирования этнических стереотипов представляет ценность для практического решения вопросов регулирования межэтнических отношений и для прогноза их развития как внутри многонационального государства, так и между представителями разных этнических общностей в малых группах. Под этническим стереотипом мы понимаем жестко фиксированную этническую установку, напрямую регулирующую восприятие, поведение и интерпретацию поведения окружающих людей (1; 64).
Эмпирическое исследование было проведено нами с целью выявления и сравнения этнических авто- и гетеростереотипов восприятия русских и японских студентов. Выборку составили студенты различных вузов Санкт-Петербурга (140 человек) и студенты Токийского университета (50 человек), различных по полу и возрасту, имевшие опыт общения с представителями другой национальности (для русских - с японцами, для японцев - с русскими) или не имевшие подобного опыта. Использовались следующие методики: методика «Приписывание качеств» Д. Каца и К. Брей-ли, шкала социальной дистанции Э. Богардуса, шкала доверия Daniel Eek & Bo Rothstein (в адаптации сотрудников кафедры социальной психологии СПбГУ). Для японской выборки методики были переведены на японский язык техникой обратного перевода.
Были обнаружены значимые различия в выделяемых гетеростереотипов у групп, имевших опыт общения с представителями другой национальности, и групп, не имевших подобного опыта (подтверждено как на русской, так и на японской выборке).
При этом взаимосвязи между наличием опыта общения и уровнем социальной дистанции по отношению к данному этносу обнаружено не было.
Была выявлена тесная взаимосвязь между уровнем социальной дистанции и уровнем доверия по отношению представителям этноса. Чем ближе дистанция, тем выше уровень доверия (справедливо для обеих выборок). Это можно объяснить тем, что при наибольшем стремлении к интеграции с представителями другого этноса, будут возрастать позитивные чувства к его представителям, в том числе и доверие.
Проведенное исследование показало, что представления русских и японцев о самих себе и друг о друге различаются. Однако, в целом, представители данных культур испытывают позитивные чувства друг к другу, готовы к взаимодействию, доверяют друг другу.
Литература
- Почебут Л. Г. Взаимопонимание культур: Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности: Учебное пособие. 2-е изд. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. - 281 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2603
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 150
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2