Этнические стереотипы русских и японских студентов

142

Общая информация

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Селезнева Д.В. Этнические стереотипы русских и японских студентов // Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития.

Фрагмент статьи

Проблема этнических стереотипов на сегодняшний день вызывает все больший интерес у исследователей. Актуальность ее изучения обуславливает тот факт, что знание социально-психологических особенностей формирова­ния и механизмов функционирования этнических стереотипов представляет ценность для практического решения вопросов регулирования межэтниче­ских отношений и для прогноза их развития как внутри многонационального государства, так и между представителями разных этнических общностей в малых группах. Под этническим стереотипом мы понимаем жестко фиксиро­ванную этническую установку, напрямую регулирующую восприятие, пове­дение и интерпретацию поведения окружающих людей (1; 64).

Полный текст

Проблема этнических стереотипов на сегодняшний день вызывает все больший интерес у исследователей. Актуальность ее изучения обуславливает тот факт, что знание социально-психологических особенностей формирова­ния и механизмов функционирования этнических стереотипов представляет ценность для практического решения вопросов регулирования межэтниче­ских отношений и для прогноза их развития как внутри многонационального государства, так и между представителями разных этнических общностей в малых группах. Под этническим стереотипом мы понимаем жестко фиксиро­ванную этническую установку, напрямую регулирующую восприятие, пове­дение и интерпретацию поведения окружающих людей (1; 64).

Эмпирическое исследование было проведено нами с целью выявле­ния и сравнения этнических авто- и гетеростереотипов восприятия рус­ских и японских студентов. Выборку составили студенты различных вузов Санкт-Петербурга (140 человек) и студенты Токийского университета (50 человек), различных по полу и возрасту, имевшие опыт общения с пред­ставителями другой национальности (для русских - с японцами, для япон­цев - с русскими) или не имевшие подобного опыта. Использовались сле­дующие методики: методика «Приписывание качеств» Д. Каца и К. Брей-ли, шкала социальной дистанции Э. Богардуса, шкала доверия Daniel Eek & Bo Rothstein (в адаптации сотрудников кафедры социальной психологии СПбГУ). Для японской выборки методики были переведены на японский язык техникой обратного перевода.

Были обнаружены значимые различия в выделяемых гетеростереотипов у групп, имевших опыт общения с представителями другой национально­сти, и групп, не имевших подобного опыта (подтверждено как на русской, так и на японской выборке).

При этом взаимосвязи между наличием опыта общения и уровнем со­циальной дистанции по отношению к данному этносу обнаружено не было.

Была выявлена тесная взаимосвязь между уровнем социальной дистан­ции и уровнем доверия по отношению представителям этноса. Чем ближе дистанция, тем выше уровень доверия (справедливо для обеих выборок). Это можно объяснить тем, что при наибольшем стремлении к интеграции с представителями другого этноса, будут возрастать позитивные чувства к его представителям, в том числе и доверие.

Проведенное исследование показало, что представления русских и японцев о самих себе и друг о друге различаются. Однако, в целом, пред­ставители данных культур испытывают позитивные чувства друг к другу, готовы к взаимодействию, доверяют друг другу.

Литература

  1. Почебут Л. Г. Взаимопонимание культур: Методология и методы этни­ческой и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической то­лерантности: Учебное пособие. 2-е изд. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. - 281 с.

Информация об авторах

Селезнева Дарья Вячеславовна, Санкт-Петербургский государственный университет, факультет психологии, магистрант, бакалавр, Санкт-Петербург, Россия, e-mail: d.selezneva@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2564
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 142
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 4