Этапы и условия актуализации этнокультурного Я в самосознании студентов
Общая информация
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Степанова Г.С. Этапы и условия актуализации этнокультурного Я в самосознании студентов // Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития.
Фрагмент статьи
Осознавая себя как социального субъекта, человек идентифицирует себя с различными социальными общностями, национальной (этнической) в том числе. Идентификация может быть различной по полноте (сравнение по одному или нескольким признакам), в разной степени осознаваемой, иметь рациональный или эмоциональный характер. Осознаваемая сторона этнокультурной идентичности проявляется в этнокультурном Я, под которым мы понимаем четкое представление о себе как носителе этнокультурных традиций, особенностей и ценностей, а также индивидуальной ответственности за состояние и сохранение национальной культуры. Неактуализированность (несформированность) этнического Я обуславливает слабость гражданских позиций личности и размытость смысложизненных ориентаций. На уровне общности это является причиной психологического ослабления этноса как социально-психологической целостности.
Полный текст
Осознавая себя как социального субъекта, человек идентифицирует себя с различными социальными общностями, национальной (этнической) в том числе. Идентификация может быть различной по полноте (сравнение по одному или нескольким признакам), в разной степени осознаваемой, иметь рациональный или эмоциональный характер. Осознаваемая сторона этнокультурной идентичности проявляется в этнокультурном Я, под которым мы понимаем четкое представление о себе как носителе этнокультурных традиций, особенностей и ценностей, а также индивидуальной ответственности за состояние и сохранение национальной культуры. Неактуализированность (несформированность) этнического Я обуславливает слабость гражданских позиций личности и размытость смысложизненных ориентаций. На уровне общности это является причиной психологического ослабления этноса как социально-психологической целостности.
Важным периодом в становлении этнического самосознания является юношеский возраст. Лонгитюдное исследование этнического самосознания студенческой молодежи, в котором приняли участие студенты первых-вторых курсов Воронежского педагогического университета и Старо-Оскольского филила Воронежского экономико-правового института (в преобладающем большинстве отнесших себя к русской национальности) показало, что этнокультурное Я современных русских студентов характеризуется недостаточной актуализированностью, проявляющейся в слабой выраженности этнонима (самоназвания), в противоречивом состоянии автостереотипов, расхождении этнокультурных Я-образа и Мы-образа, недостаточно выраженной рефлексии по поводу своих этнокультурных особенностей и своей роли в сохранении и развитии этнической культуры. Основными причинами такого состояния были выделены: недостаточная этнокультурная осведомленность и отсутствие опыта межкультурного сравнения, в процессе которого происходит осознание себя как представителя общности; недостаточный уровень личностного развития студентов, проявляющийся в слабом стремлении к самоактуализации; высокий уровень эго-защит; отсутствие навыка самоанализа и саморефлексии. С целью достижения положительной актуализации этнокультурного Я и преодоления явлений этноцен-тизма, сопровождающих этот процесс, на первом этапе осуществлялась организация учебной деятельности, содержательно адекватной этнокультурному контексту, что способствовало последовательному формированию этнокультурных образов «Они» и «Мы», но оказалось недостаточным для актуализации этнокультурного «Я». Следующим этапом было внедрение в учебный процесс интерактивных методов (тренинговых элементов), что способствовало прохождению студентами этапа этнокультурного самоисследования, конфликтной саморефлексии, снижению таких эго-защит, как регрессия, проекция, замещение, что в целом способствовало повышению уровня самоактуализации личности. Создание вышеуказанных условий способствовало в конечном итоге последовательному и непротиворечивому формированию этнокультурных образов «Они», «Мы», «Я». Положительная актуализация этнокультурного Я значимо коррелировала с такими личностными изменениями, как усиление потребности в самореализации, появление ценности «активная, деятельная жизнь», убеждения, что человеку дана способность контролировать свою жизнь, принимать решения и воплощать их в жизнь.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1639
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 30
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0