Развитие личности ребенка дошкольного возраста с помощью использования народных подвижных игр

48

Общая информация

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Третьякова А.В. Развитие личности ребенка дошкольного возраста с помощью использования народных подвижных игр // Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития.

Фрагмент статьи

Дошкольное детство - важный этап развития ребенка, в котором раз­виваются основные психические процессы и личностные черты, заклады­ваются ценностные основы, формируются разнообразные навыки. Именно поэтому программам воспитания и обучения детей уделяется большое вни­мание. В последнее время одним из наиболее востребованных направле­ний становится поликультурное образование. В нашей многонациональной стране это важное направление, которое позволяет с самого раннего воз­раста развивать у детей навыки эффективного взаимодействия с предста­вителями других культур. Данное исследование проводится нами в детском саду № 1084 г. Москвы, который участвует в проекте «Детский сад будуще­го», модуле «Растим юных патриотов России - моя семья, мой город, моя страна».

Полный текст

Дошкольное детство - важный этап развития ребенка, в котором раз­виваются основные психические процессы и личностные черты, заклады­ваются ценностные основы, формируются разнообразные навыки. Именно поэтому программам воспитания и обучения детей уделяется большое вни­мание. В последнее время одним из наиболее востребованных направле­ний становится поликультурное образование. В нашей многонациональной стране это важное направление, которое позволяет с самого раннего воз­раста развивать у детей навыки эффективного взаимодействия с предста­вителями других культур. Данное исследование проводится нами в детском саду № 1084 г. Москвы, который участвует в проекте «Детский сад будуще­го», модуле «Растим юных патриотов России - моя семья, мой город, моя страна». На базе данного модуля нами была разработана программа с ис­пользованием народных подвижных игр в работе педагога-психолога. Дан­ная программа включает в себя 3 направления:

1)         познавательное и эмоционально-личностное развитие ребенка (развитие воображения, речи, коммуникативных навыков, наличие конкретных знаний, эмоционально-волевое развитие) с помощью включения народных подвижных игр в развивающую работу.

2)         закладывание основы для формирования этнической идентичности через обогащение представлений детей о народной культуре.

3)         облегчение ассимиляции и вхождения в культуру для детей других этнических групп (данный вид работы проводится только с теми детьми, родители которых настаивают на полной ассимиляции де­тей к русской культуре; отдельный блок работы составляют дети, родители которых полностью либо частично сохраняют культуру своего этноса).

В течение года нами проводится мониторинг, диагностическое обследо­вание и анкетирование родителей и педагогов с целью отслеживания изме­нений. В данный момент исследование продолжается, однако можно сде­лать первоначальные выводы:


-           использование в развивающей работе с детьми некоторых народных игр помогает развитию коммуникативных навыков (считалки перед играми, игра «Гуси-лебеди» и т. д. ), развитию произвольности (игры с правилами, напр. «Ворон»), снятию эмоционального напряжения.

-           участие детей в тематических досугах и подвижных народных играх увеличивает их интерес к русской культуре. Получение в детском саду некоторых знаний о культуре, традициях и обычаях русского народа будет способствовать, по нашему мнению, наиболее четкому представлению о своей этнической группе, что в свою очередь по­может формированию стабильной этнической идентичности.

Таким образом нами были выявлены основные цели и направления ра­боты по формированию и развитию некоторых личностных качеств ребен­ка дошкольного возраста через использование народных игр в развиваю­щих программах и тематических досугах. На данном этапе нами проводит­ся отбор и апробация методик для дальнейшего исследования.

Информация об авторах

Третьякова Анна Владимировна, ГОУ детский сад № 1084 комбинированного вида, педагог-психолог, Москва, Россия, e-mail: tretyakova.a@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1799
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 48
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0