Формирование этнотолерантности у студентов вузов социально-гуманитарного профиля

47

Общая информация

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Хайруллин Р.З. Формирование этнотолерантности у студентов вузов социально-гуманитарного профиля // Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития.

Фрагмент статьи

Как отмечается в научной литературе, формирование личности должно начинаться с детства, и должно оно начинаться с родной культуры. Родной язык и родная культура являются основой для последующей социальной самоидентификации ребенка. Сформировавшись как представитель опре­деленной культуры, человек уже может успешно интегрироваться в куль­туру большинства. Лишь зная и уважая родную культуру, человек может научиться уважать культуру других народов, с которыми ему приходится взаимодействовать в повседневной жизни, вступать в культурный диалог с представителями других национальностей. И чем глубже человек зна­ет свою культуру, тем успешнее он может строить межкультурный диалог, ведь каждый интересен для другого своей уникальностью, неповторимо­стью, что во многом связано с принадлежностью людей к различным куль­турам, их различным социокультурным опытом.

Полный текст

Как отмечается в научной литературе, формирование личности должно начинаться с детства, и должно оно начинаться с родной культуры. Родной язык и родная культура являются основой для последующей социальной самоидентификации ребенка. Сформировавшись как представитель опре­деленной культуры, человек уже может успешно интегрироваться в куль­туру большинства. Лишь зная и уважая родную культуру, человек может научиться уважать культуру других народов, с которыми ему приходится взаимодействовать в повседневной жизни, вступать в культурный диалог с представителями других национальностей. И чем глубже человек зна­ет свою культуру, тем успешнее он может строить межкультурный диалог, ведь каждый интересен для другого своей уникальностью, неповторимо­стью, что во многом связано с принадлежностью людей к различным куль­турам, их различным социокультурным опытом. Нужно привыкать к мыс­ли, что культурное многообразие - это не барьер для установления добрых отношений, а ценность, общее достояние, которым следует гордиться, ко­торое привлекает и притягивает людей друг к другу. Это основа для взаим­ного узнавания, понимания, взаимообогащения и толерантности.

Формирование толерантности в вузе требует решения проблем миро­воззренческого и поведенческого характера.

Основными задачами мировоззренческого характера являются: по­мочь обучаемому осознать себя личностью, принадлежащей определен­ной культуре; познакомить с другими культурами, помочь понять и оце­нить их; сформировать у обучаемого терпимость и уважение к культуре других народов.


Основными задачами поведенческого характера являются: воспитание культуры повседневного поведения в разнонациональной среде; воспита­ние толерантного отношения к представителям других наций.

Учеба в вузе составляет основу духовного становления человека, важ­нейший фактор овладения им общечеловеческой культурой. Соответствен­но, огромна роль учебно-воспитательной работы как фактора развития эт­нокультурной компетентности.

Формирование этнокультурной компетентности будущего специали­ста социально-гуманитарного профиля может осуществляться средства­ми таких дисциплин как этносоциология, этнология, социальная педагоги­ка, социальная психология, культурология. Основную нагрузку несут учеб­ные курсы «Этнопсихология»; «Этнопедагогика» и «Педагогика межнаци­онального общения» и др., которые будут подробно освещены в докладе.

В структуре этнокультурной компетентности лежат следующие компонен­ты: когнитивный, эмоционально-оценочный, мотивационно-потребностный и поведенческий, которые подробно расписаны в литературе.

Большое значение в формировании этнокультурной компетентности име­ет и лингвокультурная компетентность будущего специалиста. Знание челове­ком родного языка и культуры, успешное овладение языком и культурой боль­шинства позволяет говорить о нем как о личности билингвальной и бикультур-ной. Бикультурная личность, как показывают исследования, в отличие от чело­века маргинального (утратившего собственную культуру и не «вписавшегося» в культуру большинства), обладает такими качествами, как открытость, высо­кая самооценка, высокая степень самореализации, умение строить конструк­тивный диалог с представителями разных национальностей.

Важным в становлении личности является и ее этническая идентифика­ция, т. е. представление человека о себе как о члене определенной этниче­ской группы, включающее в себя признание и принятие ее ценностей, тра­диций, этническую осведомленность и т. д.

Этнокультурная компетентность освобождает человека от негативных стереотипов и предубеждений и предполагает свободу нравственного вы­бора, определяемого интериоризированным социально-гуманитарным зна­нием, в основе которого лежит осознание национальной культуры как цен­ности, обладающей высоким духовным потенциалом, и служащей ступе­нью к овладению русской и мировой культурой. Этнокультурная компе­тентность - неотъемлемый атрибут личности в гражданском обществе, ко­торая не только лично свободна, но и социально ответственна.

Ведущую роль в формировании этнокультурной компетентности лично­сти должна сыграть система образования. Возрождение многонациональной России возможно, на наш взгляд, только посредством освоения индивидом своей национальной культуры, культуры других народов, а также культуры народов России, которая должна осознаваться как духовно-эстетическая це­лостность, структурообразующим компонентом которой является русская культура. Чтобы добиться этого, общество должно найти пути интеграции личностью национальной и русской культур, механизмы гармонизации ин­тересов личности (как представителя определенного этноса) и государства, а также сопряжения национальных и общечеловеческих ценностей.

Литература

  1. Волков Г. Н. Этнопедагогика. - Чебоксары, 1974.
  2. Крысько В. Г. Этническая психология. М., 2002.
  3. Педагогика межнационального общения. Под ред. Д. И. Латышиной. - М.: Гардарики, 2004.
  4. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: Учебник для вузов. - М., 1999.
  5. Хайруллин Р. З., Елесина А. А., Кусарбаев Р. И. Педагогика и психология межнационального общения. М., 2010.

Информация об авторах

Хайруллин Руслан Зинатуллович, доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики Российского государственного социального университета, Москва, Россия, e-mail: rhairullin@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1746
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 47
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0