Социально-психологический подход к разработке способов снижения предубежденности (этноцентризма)
Общая информация
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Хухлаев О.Е. Социально-психологический подход к разработке способов снижения предубежденности (этноцентризма) // Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития.
Фрагмент статьи
Одна из проблем работы по снижению предубежденности и этноцентризма (в данном контексте различия между этими понятиями несущественны) в образовательной среде, связана с удивительным однообразием используемых технологий. Также можно отметить крайне слабую связь данных технологий с озвучиваемым результатом. Иными словами, повсеместно распространенные «фестивали национальной культуры» и концерты «народных танцев», при своей полезности не решают проблему с распространением ксенофобии в молодежной среде.
Полный текст
Одна из проблем работы по снижению предубежденности и этноцентризма (в данном контексте различия между этими понятиями несущественны) в образовательной среде, связана с удивительным однообразием используемых технологий. Также можно отметить крайне слабую связь данных технологий с озвучиваемым результатом. Иными словами, повсеместно распространенные «фестивали национальной культуры» и концерты «народных танцев», при своей полезности не решают проблему с распространением ксенофобии в молодежной среде.
Безусловно, вряд ли ее можно решить только школьными мероприятиями. Однако повысить эффективность работы школы по этому направлению возможно. Один из возможных вариантов мы назвали «социально-психологическим» подходом. Это использование в качестве «точки отсчета» психологических механизмов, которые по данным различных экспериментов, могут снижать предубежденность. Такой подход позволяет интегрировать в образовательный процесс огромный экспериментальный пласт и большое количество теоретических данных, накопленных в этой области в социальной психологии.
Мы предлагаем следующую структуру механизмов снижения предубеждений. Первая группа связана с использованием механизма проекции (а, точнее ее «снятия»). Вторая группа - это изменение установок. Здесь можно использовать механизмы конформности, когнитивного диссонанса а также самовосприятия, описанный в одноименной теории Д.Бема (в некоторых переводах - теория «самопонимания»). Третья группа механизмов направлена на изменения в социальной идентичности. Значительное количество технологий, используемых в педагогической среде, задействуют механизм де-категоризации, который может быть использован в разнообразных формах. Также важной стороной использования де-категоризации является механизм позитивной социальной идентичности.
Первые три группы механизмов снижения предубежденности (этноцентризма) направлены непосредственно на «целевой» феномен. Поэтому их можно назвать «специфическими». Кроме них можно выделить две «неспецифических» группы. Это снижение авторитаризма (понимаемого как комплекс особенностей личности, привычных паттернов действий и установок) и развитие навыков диалоговой коммуникации. В отличие от первых трех групп, данные механизмы не являются направленными исключительно на снижение предубежденности. Однако работа с их использованием позволяет уменьшить «фундамент» для возникновения предубеждений.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2066
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 85
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0