Этнокультурные особенности воспитания волевой регуляции
Общая информация
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Шляпников В.Н., Лаврова М.Н. Этнокультурные особенности воспитания волевой регуляции // Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития.
Фрагмент статьи
В отечественной психологии сложилось представление о воле как о высшей психической функции, которая представляет собой личностную форму произвольной регуляции, состоящую в овладении человеком своим поведением и психическими процессами для решения жизненных задач, принимаемых им как свои собственные в соответствии со своими ценностно-смысловыми установками. Это означает, что воля имеет социальную конструктивную природу и формируется в процессе усвоения человеком социокультурного и, в том числе, этнокультурного опыта.
Полный текст
В отечественной психологии сложилось представление о воле как о высшей психической функции, которая представляет собой личностную форму произвольной регуляции, состоящую в овладении человеком своим поведением и психическими процессами для решения жизненных задач, принимаемых им как свои собственные в соответствии со своими ценностно-смысловыми установками. Это означает, что воля имеет социальную конструктивную природу и формируется в процессе усвоения человеком социокультурного и, в том числе, этнокультурного опыта.
Какую же роль традиционное этнокультурное воспитание играет в формировании волевой регуляции?
Для того чтобы дать ответ на этот вопрос мы сравнили две группы молодых людей в возрасте от 20 до 24 лет, проживающих на территории г. Москвы, принадлежащих разным этническим группам: русских и евреев. Общая численность каждой группы составила 100 человек.
Для оценки индивидуальных особенностей волевой регуляции респондентов нами использовались методики: «Шкала контроля за действием» (Ю. Куль), «Вопросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении» (Г. С. Никифоров, В. К. Васильева, С. В. Фирсова), «Формализованная модификация методики самооценки (СО) Дембо-Рубинштейн» (В. А. Иванников, Е. В. Эйдман). Для оценки статистической значимости различий между группами нами использовался непараметрический тест Манна-Уитни.
В результате нами были обнаружены следующие значимые различия между группами. У русских наблюдаются более высокие показатели уровня самооценки волевых качеств: ответственный (U=1792.000, p=0.01), целеустремлённый (U=2737.000, p=0.01), ггоинципиальный (U=2568.000, p=0.01), самостоятельный (U=2404.000, p=0.01), а у евреев - показатели уровня самооценки волевых качеств: волевой (U=2861.000, p=0.01), деловитый (U=2852.000, p=0.01), а также показатели методики «Шкала контроля за действием» (U=2543.000, p=0.01). По показателям методики «Выраженность самоконтроля...» значимых различий между группами обнаружено не было.
Мы полагаем, что полученные результаты указывают на то, что этнокультурный фактор играет важную роль в формировании волевой регуляции. Этнокультурная среда не только задаёт эталоны волевого поведения личности, включающие в себя наборы определённых волевых качеств, но и способствует формированию различных типов волевой регуляции. Так у русских преобладает самоконтроль, а у евреев - саморегуляция. Последний тип волевой регуляции определяется Ю. Кулем как более эффективный.
Таким образом, можно заключить, что присутствие в образовании и воспитании этнокультурного компонента играет важную роль в развитии человека, так как оно участвует в формировании не только этничности и этнических стереотипов, но и волевой регуляции личности. Этнокультурное окружение определяет стратегии и тактики воспитания волевой регуляции, предоставляя человеку набор ценностей, мотивов, образцов и средств саморегуляции, необходимых для развития воли.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2218
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 117
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0