Отношение к дискриминации у современной молодежи

51

Общая информация

Рубрика издания: Психология межэтнических отношений

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Чирков А.С. Отношение к дискриминации у современной молодежи // Этнопсихология: вопросы теории и практики.

Фрагмент статьи

Актуальность изучения этнонациональных установок у школьников, и связанных с ними таким феноменом как дискримнация, продиктована в первую очередь тем, что современные российские школы являются институтом социализации, где взаимодействие учащихся происходит в поликультурной среде. При этом этнонациональный фактор может являться как фактором развития, так и причиной недопонимания или конфликтов.

Термин «этнонациональные установки», определяется как «аттитюды, объектом которых является феномен «национальности», являющийся в современном российском публичном дискурсе синонимом этничности». Под дискриминацией понимается негативное поведение, в основе которого часто, но не всегда, лежат установки предвзятости. При изучении статусных особенностей индивида мы основывались на исследованиях, выполненных под руководством М.Ю. Кондратьева в рамках изучения психологии межличностной значимости.

Полный текст

Актуальность изучения этнонациональных установок у школьников, и связанных с ними таким феноменом как дискримнация, продиктована в первую очередь тем, что современные российские школы являются институтом социализации, где взаимодействие учащихся происходит в поликультурной среде. При этом этнонациональный фактор может являться как фактором развития, так и причиной недопонимания или конфликтов.

Термин «этнонациональные установки», определяется как «аттитюды, объектом которых является феномен «национальности», являющийся в современном российском публичном дискурсе синонимом этничности»1. Под дискриминацией понимается негативное поведение, в основе которого часто, но не всегда, лежат установки предвзятости. При изучении статусных особенностей индивида мы основывались на исследованиях, выполненных под руководством М.Ю. Кондратьева в рамках изучения психологии межличностной значимости2.

Целью настоящего исследования было изучение взаимосвязи между этнонациональными установками на дискриминацию (феномена связанного с большими социальными группами) и социальным статусом индивида в малой группе (феноменов малой группы). Выборка исследования включала учащихся старших классов общеобразовательных школ города Москвы (133 человека) и учащихся первого курса профессионального колледжа (68 человек). Статусность индивида исследовалась при помощи социометрии, референтометрии и методического приема определения неформальной структуры власти3. Для выявления особенностей этнонациональных установок на негативное отношение к дискриминации, у каждого конкретного участника исследования, нами была проведена методика «Межэтнические установки», составленная Н.М. Лебедевой и А.Н. Татарко на основе адаптации методики Дж. Берри4. Она позволяет оценить следующие четыре параметра: уровень этнической интолерантности; позитивность отношения к культурному многообразию; ориентацию на социальное равенство; негативное отношение к фактам дискриминации (стремление к ее отсутствию). В настоящей работе приведены данные, касающиеся отношения к дискриминации.

Мы использовали две схемы интерпретации полученных данных — сначала мы рассмотрели взаимосвязь между статусом целиком и этнонациональными установками на дискриминацию, а после между каждым параметром межличностной значимости и этнонациональными установками на дискриминацию отдельно.

Так как шкалы, используемые для измерения нельзя однозначно отнести к интервальным, мы воспользовались непараметрическим аналогом многофакторного дисперсионного анализа Н-критерием Краскала-Уоллесса5.

По результатам непараметрического метода в том варианте, когда мы брали статус индивида в целом, мы обнаружили что статус достоверно (p ≤ 0,05) влияет на отношение к дискриминации. По результатам одномерных сравнений (U-критерий Манна-Уитни) мы получили данные о том, что среднестатусные школьники в большей степени согласны с установками на негативное отношение к дискриминации, стремление к ее отсутствию, чем их одноклассники, обладающие высоким статусом (Sig. = 0,05).

Когда мы исследовали влияние такого параметра межличностной значимости как межличностная привлекательность (социометрия), мы обнаружили, что среднестатусные школьники демонстрируют более негативное отношение к дискриминации, чем низко- и высокостатусные. (Sig = 0,104 и Sig = 0,038).

Такие параметры межличностной значимости, как референтометрия и неформальная власть, не взаимосвязаны с этнонациональными установками на дискриминацию.

Тот факт, что среднестатусная молодежь менее положительно относятся к дискриминации, чем высоко- и низкостатусная молодежь, можно объяснить наличием мощной поддержкой со стороны других среднестатусных членов группы, что исключает возможность дискриминационного поведения, направленного в их сторону, следовательно, однозначного, навязанного группой, восприятия дискриминации у них нет — напротив, у них есть выбор — поддерживать дискриминационное поведение или нет6. С другой стороны, причина таких результатов может быть связана опять же с их большей социальной гибкостью, которая вызвана их положением в середине иерархии.

В свою очередь, высокостатусные члены группы более положительно относятся к дискриминации. Данный феномен можно объяснить следующим образом — высокостатусные члены группы вырабатывают нормы и ценности для данной конкретной группы, возможно, что в исследуемых нами группах этносоциальные установки на дискриминацию являются нормой. Также, высокостатусным членам группы необходимо поддерживать свой статус, следовательно, они могут использовать дискридитирующее поведение, дающее ощущение превосходства над менее статусными членами группы, для поддержания собственного статуса. Стоит обратить внимание и на тот факт, что большее количество школьников, принимавших участие в нашем исследовании — принадлежали к группе этнического большинства, что в свою очередь также может обуславливать дискриминацию, направленную на группы этнического меньшинства (см.для сравнения7).


1 Хухлаев О.Е. Этнонациональные установки московских старшеклассников в условиях совместного обучения с мигрантами // Психологическая наука и образование. 2009. №1. — с. 5.
2 Кондратьев М.Ю., Кондратьев Ю.М. Психология межличностной значимости. — М., 2006.
3 Кондратьев М.Ю., Кондратьев Ю.М. Психология межличностной значимости. — М., 2006.
4 Лебедева Н.М. Татарко А.Н. Ценности культуры и развитие общества. — М., 2007.
Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. СПб., 2007. 
6 Н.И. Сарджвеладзе «Личность и ее взаимодействие с социальной средой». 
Judith A. Grffiths & Drew Nesdale In-group and out-group attitudes of ethnic majority and minority children // International Journal of Intercultural Relations. — Volume 30, Issue 6, November 2006, Pages 735—749; 2006.

Информация об авторах

Чирков Александр Сергеевич, аспирант кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования факультета социальной психологии МГППУ, Москва, Россия, e-mail: aprelltiwini@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2532
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 51
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0